Отдых

Изучаем свойства предметов: игры с трёхлетками

Изучаем свойства предметов: игры с трёхлетками

Как объяснить ребенку, почему круглые предметы катятся, а квадратные - нет? Как научить его ориентироваться, где право, а где лево? Все это помогут вам сделать специальные игры. Как раз о них наш обзор.

Перекатывается или катится?

Я набираю много разных по форме вещей. Колечко от пирамидки, маленький мячик, кубик от конструктора, деревянный брусок (остался после ремонта), коробочку из-под крема, баночку от детского питания… Количество предметов должно быть кратно числу игроков. Затем мы вместе с дочкой определяем игровое поле – ровную поверхность. Мы часто играем на полу в гостиной. Намечаем линию старта и финиша. Теперь каждый игрок выбирает себе предмет. Например, Тая берет кубик, а я маленький мячик. Важно ребенку первому предоставить право выбора!

По моей команде мы начинаем катить свои предметы до финишной прямой. Кто быстрее?

Тая сначала не понимала, что быстрее катятся предметы круглой формы, она выбирала по принципу, какой предмет ярче и красочнее. Но после нескольких проб она быстро сообразила что к чему. Ну и я, конечно, объяснила:

  • Видишь у кубика острые углы, они мешают ему катиться. У шарика же таких углов нет.

Так мы попутно изучаем формы предметов, их свойства, а заодно играем.

Эта игра знакомит малыша с формой и качествами предметов.

Я предлагаю девочке выбрать все предметы, которые катятся. Выбираем мячик, колесико от пирамидки, баночку.

Теперь нам надо соорудить горку. Например, мы кладем фанерку (один конец на диван, другой на пол). На некотором расстоянии от нашей горки я провожу мелом черту. Задача игрока подтолкнуть мячик (баночку, колесико...) так, чтобы он докатился до черты и остановился. Эта игра тренирует и мышление, и глазомер. Конечно, рассчитать все точно получается не сразу. Поэтому сначала мы соревнуемся, кто точнее всего докатит мячик или баночку до черты. А теперь уже стараемся попасть на черточку точь-в-точь.

Когда я была маленькая, мне очень хотелось узнать, что находится внутри любимой тряпичной куклы (ее мне сшила любимая бабушка). В итоге я умудрилась распороть кукле живот, а там, о чудо, было огромное количество разноцветных тряпочек! В результате у куклы на животе появился большой шрам, зато мое любопытство было удовлетворено.

Следующая игра как раз развивает любознательность и наблюдательность малыша.
Возьмите любимую игрушку ребенка, с которой он хорошо знаком. И «сломайте» ее. Например, незаметно приклейте пупсу руку двусторонним скотчем или намотайте на колесо машинки резинку. Малыш, конечно, обнаружит неисправность и удивится. Пусть он устранит ее.

Хочу заметить, что я не призываю вас ломать игрушки. Можно придумать незначительное затруднение, которое легко устранить, нужно лишь внимательно изучить уже известный предмет и проявить смекалку.

Признаюсь, я до сих пор путаю право и лево. Говорят, этим грешат многие женщины. Очень надеюсь, что моя дочка будет лучше меня ориентироваться. Мы даже играем в специальную игру, которая помогает ей тренировать навык ориентира в пространстве.

Тая садится в центр комнаты, а я рассаживаю вокруг нее игрушки и загадываю одну из них. Тая должна угадать, кого я загадала. Она может задавать наводящие вопросы, а я могу отвечать, где находится загаданный мной предмет – справа или слева, спереди или сзади. Например, я сажаю перед Таей зайку, мишку и кота. Она спрашивает, а я отвечаю.

  • Где находится игрушка?
  • Впереди тебя.
  • Это зайка?
  • Нет, эта игрушка сидит справа от зайки.
  • Это мишка!
  • Правильно, молодец, угадала!

Потом мы меняемся ролями, и уже Тая загадывает игрушку, а я отгадываю.

Вспомните свое детство. Тогда любая палочка могла «превратиться» то в ложку для куклы, то в градусник или даже стать денежкой в импровизированном детском магазине.
Наша следующая игра поможет развить фантазию ребенка (а также взрослого).

Выбираем любой предмет. Ну хотя бы фантик от конфеты и спрашиваем:

  • Чем он может быть в игре?

Платьем для принцессы (которую можно тут же сделать из одуванчика), скатертью на стол для пупсенка, веером для Барби… придумывайте вместе с малышом.

Потом можно поиграть наоборот: придумывайте, какие реальные предметы можно использовать вместо кроватки для куклы, машинки для пупса, ложки для мишки…

Для этой игры взрослому нужно подготовиться, а именно сделать игровой материал. Вырезаем из цветной бумаги геометрические фигуры. Все предметы складываем в мешочек.

Я подготовила такой мешочек и сказала Тае, что сегодня у ее любимой куклы Маши день рождения. К ней приходили гости, принесли подарки и сложили их в мешочек. Но Маша сама не может разобраться в подарках, ей надо помочь. Мы с Таей начинаем по очереди вытаскивать из мешочка геометрические фигуры и называть Маше, что ей подарили.
Так, красный круг может стать клубникой, синий кружок – мячиком… Главное, чтобы геометрический предмет был похож на реальный подарок.

Когда Тая освоилась с этой игрой, я немного усложнила условия. Теперь нужно было назвать не только предмет, но и рассказать о нем: кто его подарил, почему и так далее.

А вот к Маше пришли и гости. Мы поставили кукольный стол, расставили тарелки, чашки… Но я специально рассчитала так, чтобы тарелок было меньше, чем гостей, а чашек больше. Тая еще не умеет считать, поэтому она не сразу заметила подвох.

  • Видишь, тарелок очень много, а гостей у нас мало. А чашек наоборот мало, гостей пришло больше.

Пока мы еще не сравниваем на глазок, а прикладываем предметы друг к другу. Но вот Тая подрастет и можно будет уже прикидывать, а то и считать, сколько нужно чашек, ложек, вилок, чтобы никто из гостей не остался в накладе.

Мы с Таей вообще любим играть в игры-воображалки. Вдруг оказываемся в волшебной стране или вымышленном чужом городе.

Я нарисовала много разных картинок, которые должны были служить вывесками в неизвестном нам городе. Картинки разложила в комнате. И вот мы представили, что оказались в чужеземном царстве-государстве, в неизвестном городе, в котором говорят на непонятном нам языке.

С собой в путешествие, конечно, взяли куклу Машу. И вот Маша захотела кушать. Как быть? Где найти столовую? Мы стали последовательно подходить к каждой картинке, которая служила нам подсказкой. Так, картинка с батоном хлеба и пакетом молока указывала на то, что рядом находится продуктовый магазин. Картинка с красным крестом обозначала, что рядом находится больница. Наконец мы нашли картинку, на которой были нарисованы тарелка и вилка. Точно, где то рядом должна быть столовая! Мы быстро ее соорудили, и Маша отлично пообедала.

Игра заключается в том, чтобы ребенок понял чтобы изображено на картинке. А потом можно придумать вместе, как изобразить, например, кафе или концертный зал, гостиницу или школу.

Все картинки должны быть простыми, схематичными.