Игры, которые можно взять в дорогу
Сегодня продается много дорожных игр. Сложенные в маленькие коробочки, они не требуют много места и их легко всюду брать с собой. Но когда моя старшая Настя была маленькой, таких игр не было. Поэтому мне пришлось самой делать для нее подобные развлечения. Чтобы Настя не скучала в пути или в длинной очереди, я всегда имела при себе небольшие складные игры.
Сейчас у младшей Таcи полно покупных игр, но она почему-то больше любит дорожные развлечения, оставшиеся ей от старшей сестры. Вот эти игры:
Цветные квадратики
Вырезаем из картона несколько одинаковых квадратов. Каждый обклеиваем цветной бумагой или раскрашиваем с обеих сторон. У нас получаются, к примеру, зеленый, синий, красный и желтый квадраты. Теперь каждый из них разрезаем, но по-разному.
Например:
Красный квадрат сначала разрезаем по диагонали. Потом один из получившихся треугольников разрезаем еще раз пополам.
Синий квадрат разрезаем пополам. Получаются два прямоугольника.
Зеленый квадрат разрезаем пополам, а потом один из прямоугольников еще раз пополам.
Желтый квадрат разрезаем по диагонали. Один из получившихся треугольников разрезаем пополам по вертикали, а второй треугольник по горизонтали.
Сначала можно сделать шаблоны. Из нераскрашенного картона вырезать такие же квадраты и нарисовать на каждом из них линии разреза. Ребенок будет накладывать цветные детали и таким образом соберет цветные квадраты.
Либо можно сделать шаблоны, но в уменьшенном виде. То есть на такие картонные квадраты нельзя уже будет наложить детали. Придется собирать «вприглядку», по образцу.
Или же вообще не делать шаблоны. Нужно только подсказать малышу, что сначала следует разложить все детали по кучкам. А потом уж собирать квадраты.
Подбери вкладыш
Рисуем или вырезаем из журнала небольшую яркую картинку. Из этой картинки вырезаем несколько частей.
Теперь картинку с вырезанными частями наклеиваем на лист плотной бумаги или картон. А вырезанные фрагменты складываем в маленький мешочек.
Ребенок должен не просто найти подходящий вкладыш, но еще разместить его на листе таким образом, чтобы он точно совпал с рисунком.
Спичечный конструктор
Для этой игры понадобятся либо счетные палочки, либо спички с отрезанными головками. У меня, например, целый коробок таких спичек. Итак, взрослый выкладывает из спичек геометрические формы, а малыш должен повторить и соорудить такой же рисунок.
Начать стоит с простых форм: из четырех спичек сделать квадрат, из трех - треугольник.
Потом можно усложнить задание: их восьми спичек собрать прямоугольник или из пяти спичек треугольник с одним острым концом. Также в набор палочек или спичек можно положить две толстые шерстяные нитки. Если их разложить на ровной поверхности, из них можно сделать круг или овал.
Меняйтесь ролями! Сначала выкладываете фигуры вы, а малыш будет повторять. Потом пусть он выложит свою фигуру, а вы повторите. Иногда стоит ошибиться, чтобы ребенок заметил и исправил вашу ошибку.
Строим домик
Из плотного картона вырезаем несколько комплектов домов.
В комплект входят: фасад (стены, с проемами для дверей и окон), окна, двери, крыша.
Один дом может быть высоткой, второй - дачным домиком, третий - просторным деревенским домом…
Хорошо, если двери и окна от одного комплекта будут подходить к другому (так будет интереснее комбинировать). Но некоторые детали (например, крыши) должны подходить только к одному комплекту.
Все части домов перетасовываем и выкладываем перед малышом. Он должен из деталей собрать домики.
Посади в клетку
Рисуем или вырезаем небольшие картинки зверей. Важно, чтобы все звери были разные по величине. Так, самым большим будет слон, а самым маленьким, к примеру, крот. Средними, но отличающимися по величине, будут зайка, белка и волк.
Из бумаги вырезаем квадраты, соответствующие по величине каждом зверю – самый большой квадрат для слона, самый маленький для крота и так далее.
Квадраты будут нашими клетками. Представляем, что мы приходим в зоопарк и нас просят рассадить всех зверей в клетки. Выкладываем перед малышом и клетки, и зверей. Он должен подобрать к каждому зверю, соответствующую по величине клетку. Сначала пусть малыш накладывает зверей на клетки и выбирает таким образом. А потом пусть делает это на глазок.
Перестановка
На чистом листе бумаги схематично рисуем комнату ребенка. Так, кружком обозначаем стол, прямоугольником - кровать… Не забудем на плане нарисовать окно и дверь, а потом обязательно вместе с малышом проверим, все ли мы правильно нарисовали.
Малыш на минутку отворачивается, а мы снова рисуем комнату, но два предмета меняем между собой местами или вообще забываем нарисовать один предмет. Когда ребенок повернется, он должен сравнить два рисунка и определить неточность.
Либо можно не показывать малышу первый рисунок, а он должен по памяти восстановить обстановку в своей комнате и определить, что на втором рисунке стало не так.
Найди такой же
Для этой игры нужно нарисовать и вырезать много разных предметов, а можно, не вырезая, просто взять с собой журнал со множеством иллюстраций.
Рассматриваем картинки и группируем их по признакам: что сделано из железа (ткани, пластмассы…), какие предметы круглые, какие съедобные, какие тяжелые. Придумывайте разные признаки и отбирайте по ним предметы.
Если у вас не вырезанные картинки, а журнал, можно играть таким образом. Открываете страницу и ищете, к примеру, съедобные предметы. Кто найдет быстрее и больше, тот победил.
У кого больше?
Берем по пять монеток разных достоинств. Ведущий раскладывает монетки по кучкам (в одну кладет меньше, чем в другую), закрывает каждую кучку платочком.
Ведущий предлагает игроку выбрать достоинство монеток. К примеру, у вас одна кучка из 10-копеечных монет, другая из 50-копеечных. Игрок выбирает 10-копеечные. Открываем платочки и подсчитываем в какой кучке монеток больше. Тому, в чьей кучке оказалось больше монет, начисляется одно очко. Игру начинаем сначала. Играем, к примеру, до 10 очков. Тот, кто набрал первым 10 очков, может что-то попросить у проигравшего (например, исполнить песню или купить шоколадку).