Отдых

«Если не можете заинтересовать ребёнка чтением, не портите ему лето»: интервью с Димой Зицером

Педагог Дима Зицер – об экзаменах, школьных заданиях на лето и о том, как организовать ребёнку каникулы мечты.

Дима Зицер — доктор педагогических наук, директор Института Неформального образования INO, автор книг «Свобода от воспитания», «Практическая педагогика. Азбука НО» и многочисленных тренингов и семинаров для родителей.

Редактор «Летидора» поговорил с Димой о том, как родителям не впадать в панику во время экзаменов, как им вести себя, отпуская старшеклассников во взрослую жизнь, а также, как разумно подойти к организации каникул ребят младшей и средней школы.

Дима, начнём с темы экзаменов. Школьники сейчас сдают ОГЭ, ЕГЭ — кто-то справляется плохо и уже сейчас понимает, что не поступает в вуз. Для многих детей и родителей это катастрофа. Как бы вы их поддержали?

Давайте разберёмся, для кого это катастрофа. Это довольно важно.

Если мы говорим про 9 класс, то для человека, который его только окончил, вполне нормально раздумывать, что он будет делать сейчас и немножечко о том, что будет дальше. А мы, родители, вгоняем его в состояние паники, если не сказать истерии — говорим, что он должен срочно определиться с тем, что будет через два-три года и так далее. У него нет подходящих для этого инструментов. Да и у родителей, честно говоря, их тоже нет.

И тогда начинается эта самая катастрофа, которую мы придумали сами.

Что же делать родителям, чтобы избежать состояния «всё пропало» и не вгонять ребёнка в панику?

Им нужно понять, как получать удовольствие от жизни. В тот момент, когда они найдут ответ на этот вопрос, они удивительным образом помогут своим детям.

Во-первых, они явят ребёнку блестящий пример того, как можно заниматься собой, и ребёнок станет следовать ему.

Во-вторых, они дадут ему возможность самостоятельно подумать, чем он хочет заниматься сейчас, а чем — в будущем.

На мой взгляд, никакой катастрофы нет, если человек моментально не поступает в университет.

У него должно быть время оглядеться, посмотреть по сторонам, чтобы более-менее понимать, что он делает сейчас. Это очень ценно.

А для того, чтобы осмотреться, нужно делать после школы перерыв?

Нет. Для того чтобы осмотреться, необязательно брать перерыв. Но человек может понять, чего он хочет, только в ситуации, когда он спокоен, когда мир вокруг выступает за него, а не против.

А когда взрослые только и делают что щёлкают кнутом, ничего хорошего не выйдет. Одни говорят: «Срочно-срочно сдавай экзамены»; другие — «Ты сейчас должен определиться, что будет через два или три года, иначе…» Впрочем, в этом месте взрослый мир не договаривает и ставит многоточие, потому что мы не знаем, что будет «иначе». Вероятнее всего, не будет ничего страшного.

И нет ни одной причины устраивать ребёнку бешеную гонку и делать так, чтобы у него не было нормальной жизни.

Мы делаем это под воздействием внешнего мира и всё. Чтобы осознать это, родителям надо остановиться и задать себе вопросы: зачем я прессую своего ребёнка? зачем устремляю его в будущее? предлагаю ли я ему подготовку к жизни вместо жизни?

Я не знаю людей, которые не способны ответить на эти вопросы. Другое дело, что мир вокруг провоцирует нас не останавливаться самыми разными способами. У него такая задача, а у нас другая.

А как родителям справиться с волнением, которое накатывает не только из-за экзаменов, а от осознания: «Вот мой ребёнок вырос и мне надо отпустить его во взрослый мир»?

Волноваться — родительское дело. Мы с вами волнуемся в разных ситуациях: перед экзаменом, перед свиданием, когда едем в какое-то новое место. А здесь речь идёт о моём ребёнке. Естественно я волнуюсь. Главное в этот момент — не брать любимого человека в заложники, не говорить ему:

«Я переживаю, поэтому ты должен…».

Важно осознать, что это мои процессы. Они естественные, человеческие. Что делать, чтобы справиться с волнением? Больше заниматься собой. Та же рекомендация, что и с экзаменом: подумай, что тебе интересно, дорогой родитель.

Если я волнуюсь, а в моей жизни нет ничего, кроме КВН по телеку и разговоров с соседями, я неминуемо возьму своего ребёнка в заложники и постараюсь организовать его жизнь по своим лекалам.

А главное, что это побег за собственным хвостом, потому что я не знаю, как организовать его жизнь. Есть некоторые люди, которые делают вид, что знают. Но вообще-то мы не можем знать, как жить другому человеку.

Мы про себя-то с трудом разбираемся, разве не так?

Ещё один насущный вопрос, который не даёт покоя родителям школьников: куда отправить своего ребёнка летом так, чтобы он не отупел? Родители этого боятся.

Я опять цепляюсь за два глагола: «боятся» и «отправить». Про первый. Естественно, когда родители боятся, но неестественно при этом брать в заложники других людей.

Про второй. Вы сказали про ребёнка, как про дальний багаж. В этом глаголе квинтэссенция общепринятого отношения к детям.

Никого никуда не надо отправлять. Что можно сделать? Спросить у ребёнка, какая помощь ему нужна в организации лета. Поговорить про его фантазии, желания.

Задумайтесь, мы отдыхаем тогда, когда занимаемся любимым делом. Трудно отдыхать, когда меня насилуют.

Например, я не хочу кататься на горных лыжах, а мне говорят: «Старик, тебе пойдут на пользу горные лыжи». Насильники всего мира используют антигуманную формулу: «Попробуй, тебе понравится». Но это не наша история, если мы говорим об отдыхе, о перезагрузке.

А как же родительский страх, что ребёнок будет бездельничать, если его не организовать?

Да, у взрослых есть этот совершенно безумный страх: если я разрешу заниматься ребёнку тем, что он хочет, то он будет с утра до вечера лежать на диване в грязных ботинках и смотреть мультфильмы. Это всего лишь страх!

Это происходит в тех случаях, если ребёнок уже «изнасилован» и ему в принципе не понятно, чего он хочет сам.

Его так достали тем, что не дают делать желаемое, что он спасается на диване или в виртуальном мире.

А как же прекрасные образовательные лагеря, заграничные поездки? Родители хотят организовать отдых детей с пользой, чтобы всё лето было заполнено…

Когда мы решаем всё за них — это другая крайность.

  • Так, лето у тебя будет организовано таким образом: сначала ты поедешь в лагерь…
  • Мааам, я не хочу в лагерь, я хочу с друзьями…
  • Нет, будет лагерь. Мы уже заплатили.
  • Я не очень хочу…
  • Надо, ничего уже не поделать.

Подумайте, насколько такое отношение является человечным к близким людям.

На самом деле, заниматься организацией лета просто. И это совершенно не должно быть связано с дорогущими поездками за границу. Человек может быть счастливым без языкового лагеря в Англии или поездки в Индию, а только от того, что наконец-то принадлежит самому себе.

Как же быть с грузом заданий на лето, списком литературы, таблицей умножения, которые выдают в школе со строгим наказом освоить за лето?

Забить. Груз висит над родителем, а не над ребёнком. Если можете сделать, чтобы этот груз перестал быть таковым и превратился в удовольствие, то — пожалуйста.

Я — учитель литературы, и считаю, что чтение — прекрасное времяпрепровождения летом.

Но если единственные инструменты родителя для того, чтобы усадить ребёнка за книгой — жестокость, строгость и наказание, то перестаньте говорить, что организовываете ребёнку лето. Честно признайтесь, что сейчас вы испортите ему отдых, зато распишете его день по часам, и он будет делать то, что пугает вас.

Итак, ребёнок бездельничает всё лето, а потом придёт сентябрь и…

Ничего не будет. Я против того, чтобы дети занимались летом, если это не представляется им важным. Сделать так, чтобы ребёнок воспринимал эти занятия чем-то важным и интересным — функция школы. А если школа не справляется с этой функцией? Иными словами: заканчивается учебный год и человеку любого возраста невдомёк, зачем ему читать книги из списка по литературе или повторять таблицу умножения. Кто в этом виноват?

Думаю, что школа. Ну, хорошо, не справилась. У всех бывает. У неё есть следующий год, чтобы объяснить ребёнку, почему он должен вставать рано утром и переться по морозу в темноте неизвестно куда. А что происходит в школе? Там говорят:

А давайте-ка родители сами сделают так, чтобы ребёнку было интересно, потому что у нас не получилось.

Так вот, прошу меня правильно понять, я совсем не за невежество. А скорее наоборот! И довольно часто чтение может действительно стать для детей увлекательным делом. Но если до этого литературу для него превратили в муку, что же ему делать летом — продолжать мучиться? Что за ерунда!

Дорогие родители, если вы умеете сделать так, чтобы задания были для детей яркими, здоровскими, любопытными — прекрасно!

Если нет — не портите им лето!

Допустим, ребёнок предоставлен сам себе. Он наслаждается летом – едет к бабушке в деревню, гуляет во дворе без присмотра. И вокруг появляется много соблазнов (сигареты и алкоголь, например). Как родителям оградить его от этого?

У меня встречный вопрос: как этот соблазн связан с летом? Почему он не может попробовать курить в апреле?

В апреле расписание этого ребёнка было под завязку забито уроками, секциями, кружками… А тут — лето. Он дорывается до свободы. И родители не хотят, чтобы он попал в неприятную ситуацию.

Сегодняшний мир устроен таким образом, что я не могу никого ни от чего оградить. Возможно, человека к чему-то подготовить, но не оградить.

Я как родитель могу подготовить его к определённым ситуациям, снабдив его набором некоторых инструментов. Чтобы в том случае, когда он выпьет в первый раз и ему вдруг станет плохо, он обратился за помощью ко мне, а не к товарищу.

Чтобы ребёнок обратился ко мне, он должен понимать, что я на его стороне.

Как этого добиться? Не связывать по рукам и ногам и не говорить о нём, как о дикой зверюшке, которая существовала в жёстких рамках, а теперь вырвалась на свободу и нагадит везде, где сможет.

Если человек не верит мне в 14 лет, то что-то предпринимать уже поздно… Так что у меня одно пожелание: заботьтесь об этом заранее, уважайте своих детей, разговаривайте с ними на разные темы.

Нет таких детей, которые в наше время не увидят порнографию.

Можно волноваться, а вот сделать так, чтобы человек скользнул взглядом по экрану и осознанно отказался от просмотра, сказал «я не хочу смотреть» — это в силах родителя.

Всего-то надо сделать эту тему открытой. Чтобы ребёнок мог свободно задавать интересующие его вопросы и получать на них ответы. И если он верит родителю, то в тот момент, когда на улице ему скажут: «Курни», он ответит: «Меня это не интересует».

Летом дети действительно могут оказаться в разных сложных, неожиданных ситуациях, и в наших силах сделать так, чтобы они обратились за помощью именно к нам.

Фото: МИА «Россия сегодня», Legion-media.ru