Для тех, кто любит поезда
Я не знаю, как так получается, что в полтора-два года ребёнок, завидя поезд в живую или в книге, говорит «чух-чух». Потом через год, проезжая на автобусе через железнодорожный переезд, уже деловито даёт справку: «Мама, смотри. Здесь ходит грузовой состав». Я удивилась. Ребенок произнес такую сложную фразу, в которой были слова «грузовой», «состав». Честно, я этому своего сына целенаправленно не учила.
Тема поездов начинает интересовать детей, особенно мальчишек, очень рано. Ведь это и то, чем мы довольно часто пользуемся, и с чем постоянно встречаемся в жизни. В больших городах мы ездим на метро, перемещаемся на поездах в гости, командировки и на отдых, проезжаем мимо железных дорог и, сами того не замечая, показываем своим малышам со впитанным еще с детства восторгом: «Поезд!»
Мой сын, видимо, влюбился в поезда в свою первую поездку, когда ему было 10 месяцев. Всю ночь в пути на северо-восток он то и дело просыпался и с упоением изучал купе и коридор вагона у меня на руках, а ранним утром завороженно смотрел в окно на туманную дымку и приближавшийся рассвет. С тех пор долгие поездки на поезде у нас случаются примерно два раза в год, и после каждой из них Емельян полон новых инженерных идей и удивляет своих родителей маленькими свершениями. Неважно, что на дедушкиной даче не оказывается почти ни одной игрушки, а уж тем более поезда. Есть остатки от пиломатериалов, а значит, есть вагоны. Самый крупный кусок дерева треугольной формы – локомотив, а ножка от стула становится вдруг трубой.
В вагоны превращались глиняные статуэтки бабушки, коробки и ботинки, игрушки. Бывало, зайдешь в комнату, а там почти во всю её длину пассажирский поезд.
На второй день рождения Емелик получил в подарок свою первую железную дорогу. Красный паровоз весело и ненавязчиво отстукивал ритм, машинист с протяжным гудком отпускал пар. Вокруг железной дороги образовались ферма и платформы. Впереди были несколько месяцев занимательных игр. Но как и все то, что на батарейках, эта железная дорога стала постепенно надоедать. И мы всё чаще убирали её в коробку, периодически по запросу главного вагоновожатого все же доставая для совместных игр.
Вскоре у Емельяна и его папы появилась новая любовь – деревянная железная дорога с вагончиками, соединяющимися между собой магнитами, с горками, туннелями и впоследствии стрелками и переездами. Шлагбаум мастерили сами из деревяшечек, туннели строили из пластилина и кубиков. В отличие от поезда, работающего на батарейках, деревянные вагончики, которые надо самому возить по рельсам, пользовались и пользуются у ребёнка большим спросом. Еще бы, он сам становится творцом процесса, а не просто наблюдателем. К тому же, когда дорожные пути позволяют, можно гонять несколько составов вместе с пришедшим в гости другом или подругой.
Между долгими поездками было знакомство с московским метро, с электричками, поездом детской железной дорогой и дрезиной. Не обходилось и без детских паровозиков, которыми полны парки и магазины. Вот уж где можно по-настоящему ощутить себя машинистом поезда или вагоноважатым. И каждая встреча неизменно вызывала восторг.
Снова прошел год, и снова была долгая дорога на поезде, ведущая в гости к дедушке. А там в один из пасмурных вечеров наш маленький мастер решил соорудить себе новую железную дорогу из старой афиши. Я помогла вырезать вагончики и фигурки пассажиров, склеить их между собой, мы вместе нарисовали железнодорожный путь «Москва-Киров», станции, и возили состав туда-сюда, одаривая на конечных остановках родственников и друзей-москвичей вятскими гостинцами, а вятчан – московскими. Во время этой импровизированной настольной игры мы узнали много нового: что бывает четыре стороны света, что такое «платформа», «станция», «виадук» и прочее. Выяснили, чем славится Москва, а чем Киров, узнали и о других городах, встреченных на пути: Владимире, Нижнем Новгороде, Коврове, Котельниче.
Если ваш ребёнок неравнодушен к поездам, вот несколько мест, которые будут интересны детям, да и взрослым, признаться, тоже.
Московская Малая Железная Дорога (Кратовская Детская Железная Дорога)
Поездка по Детской Железной Дороге оставила у нас и наших друзей приятные воспоминания и к удивлению не стала утомительной для почти трехгодовалых малышей, хотя ей и предшествовали поездка на маршрутке и несколько станций на электричке. Мы в день поездки успели обернуться туда-обратно c остановкой на пикник в живописном сосновом бору у озера до обеденного сна детей. Время в пути от станции «Юность» до станции «Пионерская» с остановкой на платформе «Школьная» занимает всего 15 минут.
Кратовская железная дорога является ответвлением железной дороги Казанского направления. Эта cтарейшая узкоколейная железная дорога, открытие которой состоялось в 1937 году, была спроектирована пионерами – участниками кружка юных изыскателей. Сегодня протяженность дороги составляет около пяти километров.
Когда ступаешь на платформу «Пионерская», словно попадаешь в михалковский «Праздник непослушания», где дети заняли места взрослых. Детский голос сообщает из громкоговорителей о следующем рейсе, дети-проводники важно открывают двери вагонов, запуская родителей с малышами и желая счастливого пути, дети-контролёры компостируют билетики, на обратном пути дети-техники соединяют поезда с локомотивом, машинист поезда, тоже ребёнок, сосредоточенно смотрит из кабины локомотива вперед. Но тут вздыхаешь с облегчением: рядом с машинистом-ребёнком сидит-таки не менее увлеченный помощник-взрослый. Значит, дорога не сулит дня анархии и непослушания, ехать можно.
Если организоваться с друзьями и собрать группу из 10 человек, cтоит заказать экскурсию, в которую входят: проезд на поезде, посещение локомотивного депо, диспетчерской по управлению движением поездов, осмотр макета железной дороги и показ фильма. При этом сама экскурсия совершенно бесплатна, оплачивается только стоимость проезда.
Кстати, кружок юных железнодорожников, с которого и началась эта дорога, действует и по сей день, узнать о нём и записаться можно на сайте ММЖД.
Как добраться:
До станции «Юность» МДЖД (пл. «Отдых») можно доехать
от пл. «Выхино» на электропоездах Рязанского направления:
«47 км», «Воскресенск», «Шиферная», «Голутвин», «Виноградово».
График движенияпоездов ММЖД
В жаркие дни и в дождь возможна отмена двух последних пар поездов без предварительного уведомления.
Cтоимость проезда туда/обратно: дети 100 руб., взрослые 120 руб.
Раньше музей был знаменит в основном тем, что там экспонировался паровоз серии У127. Именно он 23 января 1924 года провёл траурный поезд с телом умершего Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала и стал впоследствии первым мемориальным паровозом. Ради него, собственно, и был открыт музей. Недавно музей обновили и теперь здесь можно задержаться надолго всей семьей и рассмотреть макеты железных дорог и станций, обстановку вагона первого класса дореволюционного периода и интерьеры кабинетов железнодорожных работников, cтаринные документы, чертежи железных дорог прошлого, форму разных эпох и прочие детали.
Филиал музея рядом с Павелецким вокзалом. (Историческая часть музея).
Москва, ул.Кожевническая, д.2
Тел. для справок: (499) 623-39-78.
Сайт: http://mzd.rzd.ru/
На натурной площадке музея под открытым небом представлено более 60 настоящих паровозов, тепловозов, электровозов, салон-вагонов, санитарных вагонов, специальной железнодорожной техники, скоростных локомотивов и других поездов. Один из экспонатов – паровоз небольшого размера – открыт для входа посетителей, в его кабину можно подняться, покрутить ручки управления, открыть топку печи. В здании музея есть множество макетов с курсирующими по ним поездами.
Рижская пл., 3 (Рижский вокзал)
Тел. для справок: (499) 266-82-21.
«Паровозия» – это игровая площадка деревянных железных дорог размером с волейбольное поле, которую периодически устраивают в семейном центре «Ого-город». Когда ребёнок наиграется и отгонит свой поезд в депо, здесь всегда можно переключиться на гонки на чемоданах и самокатах, батут, настольные игры и другие занятия.
О следующей «Паровозии» можно будет узнать на страничке http://parovoziya.ru/blog.
Cемейный центр «Ого-город» у м. Тульская.
Наша семья очень полюбила это место за обилие разнообразных «древностей» и возможность всё потрогать руками. Здесь можно провести полдня, испытывая велотренажер из 70-х, катая старинные коляски, играя в игрушки прошлого, сидя в шикарном Форде и за школьной партой дедушкиного детства. Рядом с ангаром, в котором расположен музей, действующая мастерская, где харизматичный мастер в ковбойской шляпе, отрываясь от любимой работы, великодушно разрешает покататься на смешном веломобиле. А еще здесь иногда и только со взрослыми разрешают поуправлять самой настоящей дрезиной. Длина пути незначительна – это всего лишь отрезок рельс метров десяти, но примерить на себя роль старухи Шапокляк и покатать маленького ценителя железных дорог все равно будет весело и к тому же познавательно.
Музей Индустриальной Культуры
Ул. Заречье, 3А. Ст. м. «Люблино», «Волжская».
www.museum-ic.ru
Посещение бесплатно.
После достаточно долгого перерыва спектакль снова в репертуаре «Уголка». История для самых маленьких, которая любима многими поколениями детей. Мыши в обновленной версии не только путешествуют в поезде, но и плывут на пароходе и летают на самолете и ракете.
Во время спектакля родители находятся в зале вместе с детьми.
Театр «Уголок дедушки Дурова»
www.ugolokdurova.ru
ул. Дурова д.4.
Продолжительность: 25 мин.
Стоимость: 350 руб.
В периоды обострения любопытства мы с сыном листали страницы энциклопедии для детей про транспорт, становясь свидетелями эволюции поездов и зачитывали отдельные главки об особо понравившихся моделях.
Хорошая серия энциклопедий может стать настоящей палочкой-выручалочкой для родителей почемучек и помогает в совместных поисках аргументированных ответов на такие вопросы, как, например: «А что такое теплушка? Зачем паровозу колеса и как они едут по шпалам? Как работает паровой двигатель?» Толстые тома детской энциклопедии, появившиеся у нас дома благодаря бабушке, собравшей в конце 90-х- начале 2000-х всю серию «Аванты+», на удивление стали в 10-е годы – когда многие предпочитают обращаться за информацией к электронным носителям – частыми героями семейного чтения и вдумчивого изучения. К тому же, насколько я замечаю по своему сыну, информация, усвоенная из печатных источников, запоминается намного лучше.
И, конечно, куда же без художественной литературы. Вот лишь несколько наших любимых книг про паровозы. Родители школьников, добавляйте к этому списку ваши любимые произведения.
«Лесная железная дорога», Ю. Кортнев. Книжка-игрушка.
Издательство: Малыш,1977
Художник: Т. Игнатьева
Забавная и короткая история о малых зверятах, которые ехали в поезде и встречали на своем пути других зверей покрупнее. Эта книжечка с прекрасными иллюстрациями Т. Игнатьевой может стать одной из тех, которые запоминаются на всю жизнь. Вы же ведь помните её из своего детства?
«Паровозик из Ромашкова», Г. Цыферов
Издания с рисунками Е. Запесочной.
«Закат. И если мы не увидим его, то, может быть, мы опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат – единственный в жизни», – всю сказку можно разобрать на цитаты. Был период, когда сын просил читать ее каждый день и не по одному разу. Поэтика слога и романтичный образ паровозика «не от мира сего» особенно ценны в ускоренном мире жизнерадостных, вечно бодрых и исполнительных «чаггингтонов».
«Жил человек рассеянный», Самуил Маршак
Любимая история нескольких поколений, которая обязательно придётся по душе юным «вагоноуважаемым глубокоуважатым».
«Паровозик и наводнение», «Паровозик ищет работу», «Паровозик в лунно-парке», Иордан Кефалиди
Художник: Смирнова И.
Издательство: «Азбука», 2013 г.
Прочитав одну сказку Иордана Кефалиди из серии «Книжки-мальчишки» про паровозик, вам и вашему ребёнку наверняка захочется прочесть и остальные. Маленькие герои этих чудесно иллюстрированных историй очень хотят стать взрослыми и попадают в различные жизненные ситуации, в которых им помогает упорный и трудолюбивый паровозик.
«Паровоз Овечка», Дмитрий Пентегов.
Художник: Екатерина Гаврилова.
Издательство: «Фома», серия «Настя и Никита», 2012 г.
Герой этой сказки — небольшой паровоз из серии «Ов», который железнодорожники называли «Овечка». Когда-то «Овечка» ездил от Москвы до самого Тихого океана. А в годы Великой Отечественной войны он стал зенитным бронепоездом и стал защищать наши войска от фашистских самолетов. Замечательная история, которая интересна и малышам, и школьникам благодаря элементам сказки и запоминающемся сюжету, одновременно знакомит малышей со страницами отечественной истории.
Впереди у нас поездка на поезде в Петербург, и я с нетерпением жду её, чтобы посмотреть, какую новую идею для игр преподнесет мне мой юный гений инженерной мысли.