Отдых

Детские прогулки по древнему Риму

Детские прогулки по древнему Риму

Рим благодаря родителям может превратиться для ребенка в огромную игровую площадку. Здесь будет весело узнавать что-то новое, и постигать древние секреты. Составляем маршруты для игры так, чтобы всем было интересно.

Перед недельной поездкой в Рим я села искать в интернете, что в Риме есть интересного для шестилетних детей. Поиск выдал много всего – зоопарк, аквапарк, музей Леонардо да Винчи, музей науки и т.д. Возможностей масса, но мне хотелось другого – хотелось рассказать сыну об античном Риме, гуляя по городу всей семьей. Хотелось, чтобы он узнал что-то интересное и захватывающее, и чтобы еще больше полюбил историю. Но больше всего хотелось, чтобы он получил удовольствие от поездки и при этом не замучился от того, что родители повсюду таскают его с собой. Поэтому в каждом месте, где мы оказывались, мы старались рассказать Осе немного занимательных фактов или легенд, придумывали для него на ходу задания и маленькие квесты, - о них и пойдет речь ниже.

DSC_0549.jpg

Мы гуляли по Риму с двумя книжками – у нас с мужем была отличная книга Виктора Сонькина «Здесь был Рим», которую я очень рекомендую в качестве путеводителя и просто хорошего чтения. Многие факты, о которых пойдет речь в этой статье, я узнала именно из книги Сонькина. У Оси был свой собственный путеводитель – комиксы про путешествие в Древний Рим с котом Цицероном, и на мой взгляд, это отличная книга для тех детей, которые хотят узнать побольше об античном Риме. Ее можно купить на русском языке, например, в большом сувенирном магазине внутри Колизея. Эта книга хороша еще и тем, что в ней есть 12 вкладок с реконструкциями, глядя на которые можно представить себе, как выглядел раньше Форум, Пантеон или Термы Каракаллы.

DSC_0346.jpg

А еще для Оси удачной оказалась идея слушать прямо на Форуме и в Колизее, как Чевостик путешествовал по Древнему Риму. Ося своими глазами видел те места, в которых оказывались дядя Кузя и любопытный Чевостик (А мы заодно рассказали Осе о первых аудиокнигах: в древнем Риме существовали специальные рабы, которые знали много книг наизусть. Можно было брать их с собой в баню и там одновременно мыться и слушать поэмы, и не скучать).

Колизей

Надо сказать, что в римском Колизее Осе понравилось не так, как в Веронской Арене, а все потому, что из-за отсутствия пола нельзя было выйти на арену и поиграть, что ты дикий лев или гладиатор. Но зато можно было хорошо разглядеть, как были устроены помещения под Колизеем. Нам всем троим было интересно узнать, что:

  1. Когда-то внутри Колизея, оказывается, был особый микроклимат, поэтому там росли растения, не встречавшиеся больше нигде в окрестностях! Наверное, причиной этому были разные диковинные животные, которых в огромном количестве привозили в древний Рим для участия в кровавых зрелищах. Вместе с животными в Рим попадали и разные семена растений.

  2. Вопреки мифам, в Колизее никогда не устраивались морские сражения – навмахии. Для этого амфитеатр нужно было превратить в бассейн, заполнив его водой, только вот проблема – в Колизее не было никаких коммуникаций , позволяющих быстро подвести к нему воду. К тому же единственным источником воды в этом месте была римская канализация.

  3. Оказывается, были люди, которым вход в Колизей был запрещен. Это те, кто когда-либо сам участвовал в гладиаторских боях (конечно, императоры не в счет!)

В один из дней, мы рассказали Осе о том, как писали цифры древние римляне. Перед тем, как зайти в Колизей, мы вместе искали, какие римские цифры изображены на фасаде. Разобрать было трудно, но возможно.

Дома мы испекли печенье в виде римских цифр и сделали монеты с колизеем из фольги. И играли в игру на соответствие: если на моей монете стоит цифра 6, то Ося должен был выложить ее из печенек.

DSC_0665.jpg

Мы показали Осе, как «сливаются» два времени: древняя римская дорога с новым асфальтом – перед Колизеем как раз есть такое местечко.

С обратной стороны от входа в Колизей Ося нашел пять больших каменных тумб. Оказывается, когда-то весь Колизей был обнесен такими тумбами, но до наших дней сохранились только эти пять. Может быть, к ним крепились веревки, потянув за которые можно было прикрыть трибуны навесом от жаркого солнца? Ведь представления в Колизее шли часами, поэтому нужно было беречь зрителей от солнечных лучей.

Оказавшись внутри Колизея, мы спросили, может ли Ося найти фрагменты древних ступеней, на которых можно было смотреть гладиаторские бои.

В стенах Колизея организована большая постоянная выставка. На ней можно найти много всего интересного: например, принадлежности, с которыми древнеримские мальчики ходили в школу. Или изображение общего вида Колезея, на котором видно, каким способом гладиаторы и животные попадали прямо на сцену.

В Колизее есть книжный магазин, в котором можно среди прочего купить бумажную модель Колизея и собрать ее потом дома. Мы не ограничились только бумажной версией, а испекли, вернувшись домой, съедобный Колизей:

DSC_0693-2.jpg

Пантеон – здание загадочное. Сонькин пишет, что «мы можем видеть Пантеон, можем пощупать его древние камни – и при этом о его изначальном предназначении почти ничего не знаем» (с.380)

  1. Осе больше всего понравилось сидеть практически в центре Пантеона и смотреть в окулюс, ведь в шесть лет мало кого может волновать гробница Рафаэля. А еще Ося по нашей просьбе нашел недалеко от центра маленькие дырочки в полу и догадался, зачем они нужны (для отвода осадков, попадающих в Пантеон через окулюс).

DSC_0019.jpg

  1. Если посмотреть на свод, то легко заметить, что в нем сделаны квадратные углубления. Это все для облегчения тяжести купола. Для этого же, например, уменьшается толщина бетона от основания к верхней части. До сих пор купол Пантеона – самый большой купол мира, построенный из цельного неукрепленного ничем бетона!

  2. Мы попросили Осю оглядеться и найти предмет, который действует в Пантеоне со времен античности и до сих пор. Это двери!

  3. Оказавшись на улице, мы показали Осе рисунок XIX века и спросили, может ли он найти отличие с тем Пантеоном, который мы видим сейчас. Он, конечно, заметил, что в наши дни отсутствуют две башни по сторонам портика. Их спроектировал известный архитектор Бернини, но они оказались такими нелепыми, что их прозвали «заячьими ушами» и в XIX веке демонтировали.

111.jpg

Когда мы обошли Пантеон, то с обратной стороны ротонды увидели руины еще одного античного здания. Это все, что осталось от базилики Нептуна, возведенной в честь морских побед Рима. Можно найти и посчитать всех зубастых дельфинов и морские раковины.

DSC_0029.jpg

К югу-востоку от ротонды Пантеона на пьяцце делла Минерва стоит слон. Мне было очень интересно, заметит ли Ося, что с ним не так? У этого слона – несоразмерно длинный хобот!

DSC_0043.jpg

Скорее всего его архитектор Бернини никогда не видел слонов! В те времена слон в Европе был сказочной редкостью.

В церкви Санта-Мария-Маджоре за одно евро можно подсветить потолок или стены или алтарь с красивыми фресками. Без света там почти нечего не возможно разглядеть, и ребенок может почувствовать себя волшебником, который за одну секунду включает свет в огромном соборе!

222.jpg

Перед входом в церковь Санта-Мария-ин-Трастевере на стене можно увидеть интересные кусочки надгробий с римских могил из катакомб, на которых изображены смешные птички (кстати, сколько их штук?), кораблики, бочки и якоря.

Во многих церквях можно показать детям интересный и необычный пол в стиле косматеско. Он сохранился со средневековых времен, когда в Риме жила семья мастеров Космати, придумавшая делать красивую геометрическую мозаику из кусочков разноцветных камней. А знаете откуда они брали свой материал для узоров? Из обломков античных колонн!

cosmatesco.jpg

Если детям понравилась мозаика, то можно попросить их зарисовать узоры, посмотреть, какие геометрические фигуры чаще всего встречаются в мозаике, а можно купить открытки с фрагментами такого пола, а дома попробовать повторить отдельные фрагменты.

Мы взяли карандаши и к ним приклеели клеевым пистолетом маленькие картонные квадратики. Потом мы макали их в краску – акрил или гуашь, и оставляли ими следы на бумаге, и у нас получались смешные нарисованные «мозаики».

DSC_0472.jpg

Больше всего среди императорских форумов Осю впечатлила колонна Траяна. На ее панелях изображен настоящий комикс о том, как римляне под предводительством императора Траяна завоевывали даков. (Дакия – область, соответствующая сегодняшней Румынии). Комикс состоит из двух частей, потому у римлян было две войны с даками. Рассматривать колонну нужно сверху вниз (но сделать это все равно не удастся) и тогда можно проследить всю историю Дакийских войн: от подготовки к первым сражениям и погрузки провианта до наведения мостов через Дунай, изгнанием дакийцев из их домов и триумфального возвращения римлян домой.

Можно спросить у детей, что по их мнению находится внутри мраморных блоков, из которых состоит колонна? (винтовая лестница) Если посмотреть на эту картинку, то будет понятно, каким образом внутрь колонны мог попадать свет? (в колонне встречаются 43 маленьких окошка).

333.jpg

Поскольку саму колонну вблизи рассмотреть невозможно, да и в любом случае снизу без бинокля не видно больше 3 уровней, вдоль дороги вывешены длинные стенды с фотографиями всей колонны, на которых можно подробно рассмотреть все, что происходит у Траяна и даков. Мы показали Осе несколько распечатанных фотографий с просьбой найти на них интересные фрагменты:

1) Как римляне строятся черепахой (боевое построение римской армии, в котором солдаты держали щиты над головами, плотно приставив их один к другому так, что получалась сплошная крыша).

444.jpg

2) Как выглядят корабли с заостренными носами – рострами. Кстати, можно задать каверзный вопрос и себе, и ребенку: понятно ли по этому фрагменту, в какое время суток плывет корабль? (в центре стоит император Траян, а около него хорошо виден фонарь, значит корабль плывет ночью!)

555.jpg

3) Как римляне строят мост (На колонне встречаются не только батальные сцены, но и разные вспомогательные сюжеты, такие, например, как наведение мостов через Дунай).

666.jpg

4) Каких животных перевозили на кораблях?

777.jpg

5) Какой транспорт можно найти на колонне Траяна, кроме кораблей? (квадригу – античную двухколесную колесницу, запряженную четырьмя лошадьми. На ней римляне участвовали в гонках и триумфальных шествиях).

888.jpg

6) Что держит в руках этот римский воин и чем он, собственно говоря, занят? (Во время похода римский солдат должен был нести на себе не только оружие и доспехи, но и провиант, посуду, чтобы готовить еду, топор, веревку и лопату. На этом изображении он переплывает реку и поднимает над головой щит со всеми своими вещами).

999.jpg

7) Как происходит штурм даками римских укреплений. Среди дакийцев много лучников, а в центре справа видно, как группа бородатых даков ловко управляется стенобитным орудием.

998.jpg

Забавно, что сами римляне научили их этому! 
Подробно рассмотреть всю колонну можно на сайте:http://www.dartmouth.edu/~trajan (все комментарии на английском языке)

 
Насмотревшись на картинки в энциклопедии, Ося мечтал увидеть первую большую дорогу, которую построили римляне. Кусочки древней мостовой он уже видел около Колизея и на Форуме, но согласитесь, что это совсем разные вещи – видеть маленькие фрагменты или прогуливаться по настоящей античной дороге.

DSC_0607-2.jpg

Мы начали свою прогулку по Аппиевой дороге от катакомб Св. Себастьяна, доехав туда на автобусе, и дошли до V мили, после чего сели там на автобус и отправились обратно в Рим.

Мы шли и представляли себе, как по этой дороге уходили из Рима торговцы со своими товарами, как по ней отправлялись в походы римские легионы. Ближе к Риму дорога покрыта туфом, а уже дальше можно увидеть цельные блоки базальта, которые выкладывались таким образом, чтобы в середине дорога была немного выпуклой и дождевая вода легко с нее стекала и собиралась в специально вырытых канавах вдоль дороги. В древнем Риме на отдельных участках дороги были даже оборудованы места для пешеходов и где-то стояли скамейки для отдыха. Ширина дороги позволяла разъехаться двум конным экипажам.

Интересные детали:
Попробуйте на дороге найти камни со следами колеи, выбитой колесами повозок и колесниц.
Сможет ли ребенок найти камни интересной формы? Например, камень в виде хобота слона? Наверняка, вы найдете что-то еще более интересное!

DSC_0649.jpg

  Вернувшись домой, мы сделали макет римской дороги. Для нее нам понадобились:
– небольшая картонная крышка от коробки
– клей ПВА
– песок/кукурузная крупа
– мелкие и крупные камни
– стеклянные камешки

Мы внимательно изучили, из каких слоев состояла дорога, и начали с того, что, намазав крышку клеем, посыпали ее кукурузной крупой, оставив по бокам немного места – «канавы для дождевой воды». Вторым слоем мы уложили на клей крупные камни, плотно пригоняя их друг к другу. Каждый слой мы специально делали короче предыдущего, чтобы в конце в макете хорошо были видны все слои. Третий слой – мелкие камешки, также уложенные на клей. И на последнем этапе мы ровно уложили стеклянные «плиты». Когда клей высох, у нас получился макет древнеримской дороги.

DSC_0261-3.jpg

Узнав, что в музеях бывают аудиогиды на русском языке, Ося попросил взять ему аудиогид, когда мы очутились в термах Каракаллы. Мы договорились с ним, что если он услышит что-то интересное, то обязательно нам расскажет. Не могу сказать, что вся информация аудиогида подходит шестилетним детям, – и язык там сложный, и много архитектурных терминов, но совершенно точно, что и для Оси там нашлись  интересные и понятные факты. Так, например, от него мы узнали, что в термы можно было брать с собой рабов исключительно для того, чтобы они стерегли вещи, пока их хозяева наслаждаются водными процедурами.

Игра в камешки

Прямо при входе в зал, где когда-то был бассейн, справа в камнях можно заметить небольшие выемки. В этом месте посетители бань когда-то играли в камешки. Попробуйте и вы кинуть маленькие круглые камешки – их там очень много лежит вокруг – таким образом, чтобы попасть в какое-нибудь углубление. Это не так просто, как кажется сначала.

DSC_0500.jpg

Сохранившаяся мозаика Полы терм когда-то были украшены мозаикой на морскую тематику. Сейчас какая-то часть этих мозаик выставлена вдоль стен и можно, гуляя по термам, рассмотреть то, что осталось от пола. Попытайтесь найти:
– амура (мальчика с крыльями)
– зубастых дельфинов
– трезубец

Дома мы послушали некоторые арии «трех теноров», с концерта, который в 1990 году они давали в термах Каракаллы. А еще мы взяли пластиковую коробку, которую обычно используем для сенсорных игр, наполнили ее водой, а вокруг соорудили картонные стены – и получились самодельные термы для человечков из лего дупло.

DSC_0745.jpg

На картонном полу мы нарисовали мозаику тем карандашным способом, о котором я говорила выше. А еще Ося настоял, что обязательно в главном бассейне должны стоять скульптуры в нишах стен – это он тоже услышал в аудиогиде. 

DSC_0755.jpg

К термам, как и положено, мы подвели картонный акведук. Для него мы взяли большую картонную коробку и вырезали из нее две одинаковые стенки акуведука, а потом скрепили их клеевым пистолетом и кусочками картона. Полость, по которой должна течь вода, мы обернули фольгой, чтобы картон не размок.

DSC_0776.jpg

Получилась настоящая игра, которая закончилась тем, что Лего-человечки весело скатывались по желобу акведука прямо в «бассейн».

Одной из самых лучших наших прогулок была поездка в античный городок Остию. Там есть все для того, чтобы представить себя в древнеримском городе. В отличие от остальных мест там можно лазить, забираться по лестницам, гулять по античным сохранившимся комнаткам, представляя себя римскими жителями.

отси.jpg

В Остии можно устроить ребенку маленький квест. Мы придумали его прямо на месте, поэтому никаких дополнительных приготовлений нам не понадобилось. Единственное, что мы сделали – это в сувенирном магазинчике Остии купили Осе фигурку игрушечного гладиатора, о котором он мечтал. Этот гладиатор и стал наградой за успешно пройденный квест. Задание для Оси было следующим: нужно было обойти в Остии все места, свойственные римскому городу, и в каждом найти записку. Конечно, записки мы не прятали заранее, а улучив момент, когда Ося не видит, оставляли их в удобных для этого местах. Мы обошли в Остии 6 разных мест, и везде Ося нашел записку с буквой: на кладбище (И), в термах (Н), на форуме (С), в театре (У), в казарме пожарников (Л) и на площади Корпораций  (А). Из этих букв Ося составил слово «ИНСУЛА» и понял, где нужно искать награду. Вместе с билетом в Остию мы купили подробную карту, так что найти инсулы (кстати, отлично сохранившиеся. Про них очень здорово написано у П. Вайля в «Гении места»!) не составило труда. И там в одной из стен Ося вдруг обнаружил дожидающегося его гладиатора!

DSC_0188.jpg

Что особенно интересного можно показать ребенку в Остии:
– мельничные жернова, которые когда-то  крутили ослы
–  смешного слона на рекламной мозаике перед конторой купцов, корабли и маяк (площадь Корпораций)

DSC_0982.jpg

– как римляне ели лежа за столом (дом триклиниев). В этом же доме сохранились остатки древнеримского туалета.
– как Нептун едет в повозке с запряженным морским коньком , а вокруг него плывут всякие морские чудовища, например, лев с хвостом от гигантской змеи (напольная мозаика в банях Нептуна)
– сможет ли ребенок найти кусочки синей мозаики среди черно-белой в фигурах измерителей зерна? (здание корпорации измерителей зерна)

Когда мы уже сидели в поезде и отправлялись из Рима обратно в наш маленький городок, Ося глядя в окно, сказал: «Как же мы здорово погуляли по древнему Риму!» И мы с ним согласились.