Что оставил после себя Дональд Винникот?
Д.В. Винникотт: «Психоанализ для меня – это расширение практики собирания историй, где терапевтический эффект – лишь побочное действие».
В конце 1940х в Англии резко встал вопрос об адаптации сотен детей, перемещенных в связи с военными действиями во время Второй Мировой войны. Винникотт, тогда – педиатр, был одним из многих специалистов, работавших с эвакуированными детьми.
Еще в годы работы врачом особая связь тела и психики заинтересовала Винникотта, и он погрузился в изучение аналитического подхода к человеку.
После изнуряющих лет войны общество снова поощряет женщин оставаться дома и ухаживать за потомством. В этой атмосфере идеи британских психоаналитиков о значении первых лет жизни ребенка, огромном влиянии матери на психическое развитие и опасностях ранних разлук были восприняты весьма благосклонно.
Долгое время Винникотт вел популярные передачи для родителей на радио BBC, читал лекции, а еще больше поводил неформальных встреч с учителями, врачами, медсестрам, сотрудниками приютов даже священникам, выпустил несколько популярных книг для родителей и активно участвовал в работе Британского Психоаналитического общества.
Большое влияние на Винникотта оказали идеи «матери» детского психоанализа Мелани Кляйн, которая в 1926 году перебралась в Лондон. Она также была аналитиком второй жены Винникотта, Клэр. А Винникотт в течение 4 лет проводил анализ Эрика Кляйна, сына Мелани Кляйн.
Свою задачу Винникотт видел в том, чтобы создать во время терапии условия, в которых развитие ребенка может продолжиться. Для него не так важны были интерпретации игры или мыслей клиента, как умение создать почву для возникновения инсайта у самого клиента.
Именно Винникотт настаивал на праве и обязанности аналитика «не-знать». А еще он вполне мог заснуть во время сеанса терапии.
Он всегда критично относился к идеализации героев, будь то Мелани Кляйн или другая основоположница детского анализа и яростная оппонентка – Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда).
За время работы Винникотт создал базу для развития теории объектных отношений, а некоторые из его идей стали основополагающими для современной психологии.
Достаточно хорошая мать
На фоне многочисленных книг и советов для родителей о том, «как на самом деле правильно ухаживать за детьми», идея Винникотта о существовании достаточно хорошей матери была очень свежей. Такой она остается и по сей день.
Не существует просто «хорошей матери», но есть достаточно хорошая мать. Она создает для младенца условия, в которых у него есть возможность постепенно обрести автономию.
Винникотт не уставал повторять: «Лучшее, что могут сделать специалисты – это оставить матерей в покое». Обычная заботливая мать просто умеет быть достаточно хорошей матерью и все тут.
Вы и ребенок довольны жизнью, но пункты из списка «идеальной матери» выполнены не полностью? Расслабьтесь и продолжайте наслаждаться общением! Вполне вероятно, что для вашей диады (пара мама-ребенок) они совершенно не нужны.
Помните свою любимую игрушку детства? Такую, которая прошла с вами огонь и воду, без которой вы не готовы были уснуть или отправиться в путешествие?
Многие взрослые хранят свои переходные объекты на протяжении всей жизни.
Такой объект появляется на втором-третьем году жизни. Некоторое время ребенок буквально им одержим: не может без него уснуть, всегда таскает с собой, но через некоторое время теряет к нему интерес. В периоды разлуки переходный объект снова приобретает значение (например, в детском саду или школе).
В целом же, из переходного объекта вырастает целая область переходных явлений (transitional space). Винникотт считает, что вся область культуры – это как раз и есть переходное пространство. Место, где встречается внутренний мир одного человека с внешним миром других людей. Так, художник вкладывает в картину свое личное эмоциональное переживание, но в переданное в виде картины или рассказа или мелодии, это переживание становится доступным другим людям.
_Во Франции есть даже специальное название для переходного объекта – doudou. Это мягкая игрушка неброских цветов, небольшого размера и приятная на ощупь.
Однако не удивляйтесь: функцию дуду может взять на себя теплый плед, краешек которого можно посасывать перед сном. Или даже пластиковый динозавр, такое тоже случается._
Когда условия развития ребенка не позволяют реализовать потребности роста Истинного Я, в психике ребенка появляется вспомогательная структура. Фальшивое Я отвечает на чрезмерные для личности запросы окружения, действуя реактивно, всегда в ответ на стимулы извне. Развитие истинного Я приостанавливается и ждет подходящих условий. Иногда проходят годы, прежде чем человек получает возможность (например, в кабинете психотерапевта) продолжить это увлекательное путешествие.
Со временем человек начинает проявлять поисковую активность. Именно в момент, когда получается удовлетворить запросы окружения, человек чувствует себя живым. У здоровых людей Фальшивое Я проявляется в принятии общественных правил, традиций, понимании внешних ожиданий. Но никогда стремление соответствовать этим внешним требованиям не оказывается ведущим мотивом.
«Радость – спрятаться и катастрофа – не быть найденным».
Винникотт, по мнению исследователя Адама Филипса, выделяет несколько уровней присутствия Фальшивого Я:
-
Когда оно полностью замещает Истинное Я, спрятанное так глубоко, что кажется отсутствующим напрочь.
-
Фальшивое Я защищает Истинное Я, которое осознается как потенциал и живет своей тайной жизнью.
-
Главная «забота» Фальшивого Я – поиск и поддержание условий, в которых будет возможно существование Истинного Я. Фальшивое Я защищает от непризнания Истинное Я.
-
Фальшивое Я представлено как обычное адаптивное поведение в виде «манер» и «воспитания». Простая вежливость, когда человек умеет разделить свою личную жизнь и общественную, не будучи «душой нараспашку», как раз сама по себе и предполагает наличие этой скрытой от большинства личной жизни.
У Истинного Я нет никаких градаций. Оно просто есть. Его особенности таковы:
-
Истинное Я – начало и причина способности человека от теории переходить к спонтанным догадкам и предположениям.
-
Только Истинное Я может быть творческим и переживаться как настоящее. Оно – источник подлинного в человеке.
-
Оно связано с телесным ощущением себя живым.
-
Оно стоит в начале всего, порождая активность, а не только пассивно реагируя на стимулы извне. Оно первично.
-
Истинное Я – двигатель и основа творчества.
Здесь надо добавить, что Винникотт никогда не сужал рамки творчества (creativity) только способностью создавать произведения искусства.
Способность к творческому проживанию каждого момента бытия он видел одним из основных критериев психического здоровья человека.
Скука же, наоборот, казалось ему проявлением болезни: «Если к вам подходит человек и разговаривает с вами, а вы, слушая его, чувствуете что он вам оочень скучен, тогда он болен, и ему необходимо лечение».
Знакомство с Винникоттом стоит начать с его книги, переведенной на русский «Семья и развитие личности. Мать и дитя».