Чем телевизор лучше Интернета: интервью с Анной Шнайдер
Как разумно оградить детей от лавины информации, которая каждый день накатывает с экранов гаджетов, почему телевидение лучше Интернета, какие телепрограммы нужны детям — об этом мы узнали у главного редактора познавательного телеканала «О!» Анны Шнайдер.
Анна, сейчас родители тщательно подходят к выбору информации, которую показывают своим детям. Какими принципами вы руководствуетесь, формируя контент для детского телеканала?
Наш телеканал познавательный. Всё, что выходит в эфир — игровые или документальные программы, анимационные сериалы, художественные фильмы, — должно не только развлекать ребенка, но и развивать его. Поэтому к выбору контента мы подходим очень ответственно.
Мы сотрудничаем с исследовательскими агентствами, силами канала проводим фокус-группы, опросы и интервью и выясняем, чего хотят сами дети и их родители.
С другой стороны, мы на постоянной связи с детскими психологами, аналитиками и педагогами. И они помогают нам ориентироваться в современных концепциях развития детей. Так мы отбираем и создаем лучшие по содержанию проекты.
Есть еще и технические требования: например, телеканал «О!» — это канал HD-качества.
Чем телевидение для детей поколения Z отличается от детского ТВ, которое было 10 и 20 лет назад?
Динамикой в первую очередь. Темпоритм жизни сильно изменился, краски, обстоятельства, сам культурный герой. То, что я в 7 лет делала за несколько дней, мой сын может сделать за несколько минут. Дети очень быстро считывают информацию, впечатляются и хотят двигаться дальше.
Почему вы считаете важным делать именно познавательный канал? Ведь сейчас на дошкольников и детей младшего школьного возраста и так сыпется очень много информации: они ходят в школу (или на подготовку к школе), на развивающие занятия, в музеи, театры…
Во-первых, на это есть реальный запрос со стороны родителей. Очевидно, что от ТВ в целом отказываться никто не собирается. И — решает мама — если уж я разрешаю смотреть своему ребенку телевизор, пока я готовлю борщ, пусть он смотрит что-то интересное и полезное. И можно освободить частично себя от десятков вопросов, которые задает дошкольник.
Во-вторых, всегда хорошо, когда есть, из чего выбирать.
На мой взгляд, главное — гармонично сочетать разные форматы: и телевизор, и книжку, и «драмкружок — кружок по фото».
Это как разные виды транспорта – машина, троллейбус, поезд — друг друга не исключают.
Хорошо. А почему не посадить ребёнка перед планшетом и не дать ему доступ в Интернет? Почему, когда в Интернете есть такое огромное количество контента (в том числе интересного и безопасного для детей), родители должны сделать выбор в пользу телевизора?
Мы даже проводили исследование на эту тему. Родители называют три причины, по которым предпочитают посадить ребенка перед телевизором, а не перед компьютером.
Прежде всего, это профессиональный уровень материалов. За телевидением — многолетний опыт (а это качество картинки, монтажа и текста), несравненно бОльшие бюджеты, «коллективный разум» (над каждым проектом работает большая команда).
Второе преимущество — это, как ни странно, распространение.
В нашей стране еще есть районы, в которых телевидение доступнее Интернета.
И третий момент — наверное, самый главный для детского «смотрения» — это цензура, в хорошем смысле этого слова. Ответственность за то, что увидит ребенок, телеканал готов разделить с родителями. И если канал для детей от 3 до 8 лет, то ничего с маркировкой 18+ там гарантированно не будет.
А всё-таки с помощью чего телеканал борется за рейтинг? Ведь конкурировать приходится не только с Интернетом, но и с книгами, уличными играми и всем, что касается детского досуга. И даже с родителями, которые не дают ребенку в принципе смотреть телевизор...
Не дают — почему? Бесполезное времяпрепровождение? Это не так: наши программы развивают и обучают, а значит, время у телевизора — это время, проведенное с пользой. Много «эфирного мусора»?
Благодаря контролю нашего «педсовета» у нас его практически нет.
Зато много всего интересного, собранного в одном месте.
Мы ни в коем случае не считаем, что телевизор должен заменить собою книги, игры, Интернет… Всё это — разные способы доставки информации, все можно и нужно сочетать.
Даже самые демократичные родители не позволяют детям сидеть перед телевизором весь день (даже если там постоянно идёт что-то интересное). Как взрослым контролировать просмотр телевизора, чтобы этот контроль не превратился в войну за пульт?
Главное — не впадать в крайности. Полный запрет на телесмотрение может привести к другим проблемам и комплексам. Дети начинают искать обходные пути, начинают врать. Мы обсуждали это с нашими психологами.
С другой стороны, неограниченный просмотр — это тоже неправильно. Это приведет к нервозности. Есть рекомендации ВОЗ, на которые ссылаются специалисты:
- дошкольники — до 30 минут в день;
- младшие школьники — до 1 часа;
- старшие — до 3 часов.
Можно ориентироваться на эти показатели и договариваться с ребенком.
С детьми всегда правильнее и выгоднее быть союзниками.
Существует стереотип, что на нашем телевидении многие программы и телепередачи — иностранного производства. А какова доля программ отечественного производства на телеканале «О!»?
На сегодня — 4/5 от всего контента. И почти половина этих проектов — это собственное производство. А значит, оригинальный продукт.
У нас есть игровые форматы, документальные, анимационные, художественные — разные стили, хронометражи, разные по наполнению.
Это очень здорово! А расскажите, какие передачи пользуются популярностью и почему?
Телеканал «О!» вещает круглосуточно, поэтому проектов очень много. Приведу в пример три самых популярных на сегодня, тем более что они очень разные.
«Доктор Малышкина»: 6-летняя ведущая, звезда шоу «Лучше всех!» Николь Плиева рассказывает, как устроен организм, и дает советы.
Горизонтальная подача — от ребенка ребенку — очень эффективна.
Программа длится всего 3 минуты, а значит, ее можно точечно расставить по всему дню. И мы удовлетворяем родительский запрос на тему здорового образа жизни. Мегахит!
Magic English — совсем другой проект. Большая игровая программа, идет 20 минут. Ведущий — взрослый, участники — дети. Серьезный предмет «Иностранный язык» подается в игровой форме. Удовлетворяем родительский запрос на обучение английскому языку.
Один из наших последних проектов — музыкальная анимационная азбука. Красочная картинка, активная запоминающаяся песенка для каждой буквы. Ребенок готовится к школе, ему весело и интересно.
Кстати, наш «Веселый алфавит» только что получил дизайнерскую премию Typomania.
Мы рады и гордимся.
Как построена обратная связь с телезрителями, в том числе маленькими? Пишут ли дети письма в редакцию с просьбами, вопросами?
Пишут сообщения на сайте и в социальных сетях. Мы запустились только в феврале, бумажных писем еще не получали. Но очень ждем. Тем более что буквально каждую неделю мы запускаем новые активности на сайте — конкурсы, тесты, викторины. Нам можно и нужно писать! Наш сайт — kanal-o.ru.
Расскажите про планы на будущее: что нового ждёт ваших телезрителей этим летом?
Только в июне у нас несколько премьер: мы запускаем новые сезоны программ «Доктор Малышкина» и «Мой музей». У нас в эфире появляется песенный проект «Кукутики». Запускаются новые мультсериалы.
Но я бы хотела обратить внимание на наши внеэфирные акции — фестиваль в Парке Горького ко Дню защиты детей, фотовыставку от «О!» в саду Эрмитаж и многое другое. На сайте есть вся информация. Мастер-классы, телестудия, студия флипбуков… Можно многое узнать и открыть для себя. Ведь наш слоган — «Откроем мир вместе!».
Фото: архив пресс-службы