Антон Носик: "В доме, где смотрят телевизор, ребёнку находиться вредно"
Герой этой беседы - один из самых известных людей российского Интернета. В частности, он был президентом "Рамблера" и евангелистом "Супа" - двух крупных российских IT-компаний, которые в этом году объединились в одну. Но для меня лично самым ярким примером работы Антона Носика является запуск изданий Gazeta.ru и Lenta.ru, которые более десяти лет сохраняют позиции лидирующих СМИ Рунета.
С сыном Антона, Лёвой, мы тоже обычно видимся на IT-мероприятиях, куда они приезжают вместе. А ещё они много путешествуют по всему свету. Именно про этот необычный стиль родительства мы поговорили с Антоном в интервью для "Летидора".
- Со стороны кажется, что с появлением сына твой образ жизни не сильно изменился. Ты так же колесишь по свету, троллишь Интернеты, ходишь на светские мероприятия. Или все-таки есть какие-то серьезные изменения?
- Изменений великое множество, но если попытаться их просуммировать в одной фразе, то она выйдет довольно простой: с рождением сына в моей жизни резко и довольно неожиданно переменились все приоритеты. До рождения Левы главное место в моей жизни занимала работа. А с его появлением рабочие планы оказались подчинены семейным. Не говоря уже о графике моих путешествий, занимающих важное место в моем распорядке жизни. Все они теперь планируются с учетом двух факторов: можно ли взять туда с собой Леву, а, если нельзя, то с кем его оставить.
- Такой подход не часто встречается: все-таки папаши любят ездить "в командировки" без детей. Почему ты возишь его с собой? Твои родители в детстве часто путешествовали с тобою вместе?
- Мой папа возил меня с собой в путешествия с очень раннего возраста. Он вообще-то писатель, то есть профессиональный путешественник, для него поездки являются способом накопления материала для творчества. В этом смысле моя привычка брать с собой повсюду Леву рифмуется с моим собственным детством.
Другой вопрос, что папа начал меня брать с собой с семи лет, когда родители развелись, а мы с женой первый раз взяли Леву в Индию, когда ему было три месяца.
- Обычно люди с детьми очень привязаны к локальным сервисам - например, к детским поликлиникам. Как вы решаете этот вопрос, когда живёте с Лёвой за рубежом? Стереотипы говорят там, что в Индии куча таких болезней, от которых наш Онищенко вообще потерял бы дар речи...
- Если б наш Онищенко потерял дар речи, то, думаю, всем от этого стало бы лучше. В Индии действительно есть районы, неблагополучные в эпидемиологическом отношении. Есть такие места, куда я бы Леву и после сотни прививок не взял - Бихар, Бенгалия и т.п. Но в Гоа медицина очень высокого уровня, показатели детской смертности втрое ниже российских, а аппаратура медицинская в каком-нибудь Вриндаване, Mapsa Clinic или Galaxy находится ровно на том уровне, за каким российские олигархи и плутократы ездят в английские клиники. Впрочем, у меня здоровый малыш, так что медицинские вопросы, к счастью, не приоритетны.
- Аналогичный вопрос про детсады и школы. Все эти детские заведения предполагают, что ребенок там постоянно присутствует, а вовсе не путешествует. Как вы с этим разбираетесь?
- До вопроса со школой нужно дожить, я б не назвал его простым. Детских садов (они там называются preschool) в Гоа навалом, Лёва ходил с трёх лет в англоязычные, а в сезоне 2012/2013 в нашей части штата сразу появилось несколько русских, в том числе — системы Монтессори.
- Кажется, все мои прошлые вопросы про "кочевую жизнь" затрагивали только минусы. Потому теперь попрошу рассказать про плюсы.
Прежде всего, жизнь в Москве — это и для взрослых, и для детей в высшей степени нездоровое занятие. Водоёмы загрязнены, воздух отравлен, солнца нет, продукты в магазинах неизвестного происхождения. Аллергии и простуды у детей для Москвы являются нормой.
Дети, растущие в Индии, мало про это слышали. Они всё время на воздухе, на солнце, купаются в океане, едят свежие фрукты, есть куча разных детских развлекательных и развивающих программ при разных заведениях, до которых не надо добираться полтора часа по пробкам в одну сторону, потому что весь Северный Гоа проезжается насквозь за 40 минут, от Порворим до Махараштры.
- Можешь дать какой-нибудь "фирменный" совет людям, которые собираются за рубеж с маленькими детьми?
- Главный совет — не бояться, и поменьше слушать ту странную категорию людей, которая с умным видом рассуждает про грязь, болезни и инфекции в страшной загранице, не имея ровным счётом никакого собственного опыта жизни за границей. Страшилки — удел людей, привыкших больше доверять ящику, чем своим глазам. На самом деле, ничего страшней жизни в грязном, перенаселённом, загазованном мегаполисе для ребёнка не придумать.
- Поскольку ты - известный гаджетоманьяк, возникает логичный вопрос о том, как Лёва относится к гаджетам и к Интернету. Ограничиваешь ли ты его в таких развлечениях? Веришь ли во вред Интернета для детей?
- Про Интернет Лёва понимает только то, что если он есть, можно посмотреть совершенно любые мультфильмы. А если его нет, приходится довольствоваться теми, что уже сохранены на его iPad. В тех гаджетах, которые ему интересны (а это, понятное дело, устройства с экраном от 5") мой сын ориентируется лучше меня. У него есть свой собственный iPad, но он совершенно точно помнит, какие игрушки есть в мамином и папином планшете, знает, в какие игры можно играть на Samsung Note, и в каких случаях лучше взять iPad mini (300-граммовая разница в весе устройства для ребёнка существенна).
Во вред Интернета для детей я абсолютно не верю - по крайней мере, в том возрасте, когда они ещё не умеют читать. Зато о вреде телевизора могу сказать с абсолютной уверенностью: в доме, где смотрят телевизор, ребёнку находиться вредно, потому что оттуда постоянно прёт агрессивная глупость и фальшь, начиная непосредственно с интонаций ведущих.
- А ты не думаешь, что сын когда-нибудь прочитает твои скандалы в Интернете и скажет "Боже, какую чушь мой папа писал!" Или обидится, что ты его фотографии выкладываешь постоянно...
- Честно говоря, я не очень себе представляю, как будет обстоять дело с архивацией Интернета через 10 лет. Поисковики постоянно перекраивают алгоритмы выдачи, отодвигая от пользователя старый контент и подсовывая сегодняшний. Поэтому я думаю, что для нахождения текстов про меня из девяностых или нулевых Лёве придётся очень постараться. Что до фотографирования, он, как большинство детей, до 4-5 лет очень не любил, когда на него наводили камеру, а после пяти вошёл во вкус.
- Необходимо ли детям религиозное образование? Как я понимаю, ты с раннего возраста включил Лёву в свою религиозную картину мира. А у тебя самого в детстве было так же? Или ты позже к этому пришел, самостоятельно?
- Я формировал свои религиозные взгляды самостоятельно. Надеюсь, Лёва поступит так же. Я не верю в то, что ребёнку можно дать "религиозное образование". Ему можно промыть мозги пропагандой, запугать Божьими карами, использовать авторитет Бога, чтобы привить какие-то табу, но мы с женой оберегаем Лёву от подобных жизненных установок. Главный навык, который в этом смысле полезно прививать ребёнку Лёвиного возраста — плюрализм и терпимость, понимание того, что разные люди верят в разные вещи, и происходит это совершенно не потому, что мы — хорошие, а все остальные — плохие, глупые, еретики, и гореть им в аду.
В еврейском детском саду Лёве рассказывают какие-то вещи про иудаизм, в индийской деревне он окружён католиками, картинами и статуями Христа и девы Марии, в Москве он видит православные храмы, а его любимые мультяшные персонажи — Шива, Ганеша, Рама и Хануман. Религиозная вера в принципе импонирует любому ребёнку, потому что в детском возрасте сказки и чудеса имеют особенную притягательную силу. Но выстраивать свои взаимоотношения с Богом каждый человек должен самостоятельно.
У Лёвы это получается очень хорошо: он по натуре фантазёр, и как только наталкивается на какие-то противоречия между религиозной картиной мира и естественнонаучными сведениями, тут же принимается придумывать свои собственные объяснения. На днях, например, он порадовал меня гипотезой, что Бог создал обезьяну, чтобы мы от неё произошли.
- Ну и последнее: научился ли ты сам чему-нибудь от сына?
- Воспитание ребёнка, так же, как и преподавание студентам — это процесс постоянной учёбы для самого воспитателя/преподавателя. Ты наблюдаешь за тем, как формируются взгляды и представления, ты присутствуешь при процессах когнитивной эволюции, и ты понимаешь, что когда-то сам прошёл через эти процессы, но тогда тебе не дано было видеть их со стороны. Ты начинаешь осознавать, что многие твои взгляды, ценности и убеждения — родом из детства, что они в тебе заложены воспитанием, что если б тебя иначе воспитывали, то ты, может быть, вырос бы совершенно другим человеком. И, конечно, ты сознаёшь свою огромную ответственность — так, как не дано осознать её ни в каком профессиональном опыте, даже медицинском.