6 игр для развития сенсорики
О так называемых сенсорных играх и их пользе для ребенка написано много хороших и правильных слов - они развивают моторику, способствуют развитию речи, дают ребенку очень важное для него ощущение контроля над процессом, помогают ему расслабиться и успокоиться.
Но даже если бы от сенсорных игр не было ровным счетом никакой пользы, они все равно оставались бы для нас с дочкой одним из самых любимых занятий, потому что самая главная их польза - в море удовольствия, которое мы получаем в процессе наших игр, в возможности погрузиться в процесс, не думая о результате и в бесконечных возможностях экспериментов с материалами для этих игр.
Материалом для сенсорных игр может быть практически все, что угодно - крупы, макароны (как сырые, так и свареные), различные виды бобов, кусочки ткани, пластилин, тесто, бусины, пуговицы - список этот можно продолжать долго. У нас с дочкой есть свой "джентельменский набор" таких материалов - это сода, мука, крахмал, соль, пена для бритья, пищевые красители, желатин и гелевые шарики для цветов - гидрогель.
Почти все из перечисленного имеется, как правило, в любом доме, нужно только смешать между собой нужные ингридиенты - и у вас готово собственное тесто для лепки, пальчиковые краски, желатиновая мозаика или снег, который не растает, сколько бы вы с ним не играли.
Play Dough
У нас есть любимый рецепт теста для лепки, который никогда не подводил. Нужно взять 2 стакана муки, полстакана соли, две столовые ложки растительного масла, опционально - две столовые ложки винного камня (крема "тартар") и все это тщательно перемешать.
Затем заварить смесь полутора стаканами кипящей воды и вымесить тесто - если сухую смесь делал ребенок, то на этом этапе за дело стоит взяться взрослому, поскольку тесто получается очень горячим. Когда оно немного остынет, бразды правления можно снова передать ребенку - он и сам их у вас, скорее всего, попросит.
После долгого и очень обстоятельного вымешивания, мы раскатали из теста колбаску, решили, что будем красить наше тесто в семь цветов, обсудили, как нам разделить имеющуюся колбаску на семь равных частей, разрезали
и добавили в каждую часть несколько капель пищевого красителя. Или нескольких красителей - если хотите получить смешанные цвета. Тесто готово!
Его дальнейшее применение ограничивается только вашей фантазией - можно положить его в кулинарный мешок и рисовать им картины или делать надписи;
можно оставлять на нем отпечатки, которые на следующий день превратятся на настоящие окаменелости;
можно просто украшать его разными мелкими предметами (на этот раз у нас были пуговицы)
или выкладывать рожицы из круп и макарон;
можно сделать мороженое
и напечь печенья для кукольного чаепития
а можно налепить пирожков с начинкой из круп или тех же пуговиц
и испечь их в настоящей печке.
На идею с печкой нас вдохновило активное чтение русских народных сказок, в которых хлебосольные печки постоянно угощают героев сказок горячими пирожками, а ускорило процесс ее изготовления как раз наличие пирожков, которые необходимо было срочно где-то испечь.
Мы взяли пустую коробку из-под бумажных салфеток, вырезали в ней небольшое полукруглое отверстие с одной стороны и довольно большое, чтобы туда могла поместиться рука - с противоположной. Потом мы облепили коробку тонким слоем пластилина
и украсили ее крупами, просто вдавив их в пластилин.
Затем мы сделали полочку, облепив пластилином кусок пенопласта и прикрепили ее к нашей печке.
Осталось только зажечь в печке огонь (в роли огня у нас обычно выступают маленькие светодиодные свечи, которые я обклеиваю красной упаковочной бумагой)
поставить пирожки в печку
и закрыть ее заслонкой.
Готово!
Хранить такое тесто лучше в холодильнике и обязательно в закрывающейся емкости (мы храним в зип-пакетах) - иначе оно высохнет и станет непригодным для лепки.
Для нее нам понадобится только желатин, вода и пищевые красители. И еще лотки по количеству цветов, в которые вы решите покрасить ваш желатин. Я обычно готовлю желатин для игры накануне вечером, так что, этот вид активности, в отличие от большинства сенсорных игр, требует некоторого заблаговременного планирования. Обычно я использую четыре пакетика желатина - по одному на каждый цвет - и этого количества вполне хватает и на то, чтобы выложить какую-нибудь нехитрую картинку из кусочков, и на то, чтобы помять-пожать-раздавить-размазать кусочки оставшиеся.
У нас сейчас идет активный процесс освоения ножа, и для этой цели желатин - просто идеальный материал, очень помогающий как в развитии навыков обращения с ножом, так и в укреплении самооценки юных кулинаров, поскольку любые, даже самые неловкие попытки разрезать желатиновую пластину просто обречены на успех .
После того, как все четыре пластины были порезаны на кусочки,
дочка решила задействовать в процессе все органы чувств и перешла к дегустации.
А потом приступила к, собственно, выкладыванию мозаики.
Вот что у нас в результате получилось
(Чтобы не беспокоиться о сохранности ковролина, на котором происходит действие, я застилаю его либо большим куском полиэтилена, купленном в строительном магазине, либо старой шторой для ванной.)
Если вы с ребенком цените в сенсорных играх не только тактильные ощущения, но и игровой сюжет, гидрогель - идеально подходящий для этих целей материал. Шарики эти бывают самых разных цветов - на этот раз мы выбрали синие, потому что по плану у нас был океан и острова в нем.
Мы высыпали шарики в большой пластиковый контейнер, залили их водой и запустили туда разную морскую "живность".
В контейнер поменьше насыпали песка, "засадили" его растениями, "заселили" животными - получилась такая маленькая африканская савана
и вот к нашему острову уже движется парусник с отважным мореплавателем на борту. (парусник был сделан прямо в процессе игры из использованной бутылки жидкости для мытья посуды, а мачтой для паруса послужила тонкая бамбуковая палочка-шампур).
Погостив в африканской саване и немного согревшись, наш мореплаватель направился прямиком к Южному полюсу, а пока он туда плыл, у нас было время приготовить необходимый для любого уважающего себя полюса ингредиент - снег.
Для того чтобы заснежить полюс небольшой площади, мы выдавили в миску, примерно, полбаллона пены для бритья (берите пену с максимально нейтральным запахом!)
и смешали ее с обычной питьевой содой.
Соды ушло тоже, примерно, полпачки - мы подмешивали ее частями, чтобы не пропустить правильную снежную консистенцию.
Когда наш мореплаватель добрался до Южного полюса, тот уже был засыпан снегом
и заселен поджидавшими путешественника пингвином и моржом.
Они рассказали нашему путешественнику (между нами говоря, это был Снусмумрик - видите у него на голове специальную снусмумриковую шляпу?) о сокровищах, спрятанных на дне океана, и он немедленно отправился на их поиски. (К этому времени воду их контейнера мы слили, чтобы было удобнее искать сокровища). Но задача оказалась непростая - вместе с гелевыми шариками океан наш оказался заполнен практически неотличимыми от них по внешнему виду шариками стеклянными, и для того чтобы найти сокровища, нужно было сначала достать все стеклянные шарики.
Покончив с сортировкой, мы, в конце концов, добрались до сокровищ, про которые нам рассказал пингвин!
(Чтобы быть уверенными, что ни одно "сокровище" не осталось лежать на морском дне, на всякий случай посчитайте их перед тем, как прятать.)
В другой игре с теми же самыми гелевыми шариками у нас был кит, который проглотил ключ от сундука (конечно же, тоже с сокровищами!), и дети, затаив дыхание, залезали руками в "пасть" к киту, пытаясь найти там крохотный ключик.
В промежутках между играми мы храним шарики в зип-пакете, а перед тем, как начать играть ими снова, достаем из пакета и ненадолго заливаем водой, чтобы они "подросли".
Что получится, если в крахмал добавить немного воды? Получится удивительная субстанция - так называемая неньютоновская жидкость. Если вы попытаетесь взять ее со дна миски, она будет вести себя, как твердое тело,
но как только она окажется у вас в руках - вытечет оттуда, как самая обыкновенная жидкость.
Сам по себе процесс ее "переливания" очень успокаиващий и даже завораживающий, а после того, как ребенок будет готов этот процесс завершить, можно перелить часть этой жидкости в плотный воздушный шарик, хорошенько его перевязать, нарисовать на нем смешную рожицу
и у вас готов сенсорный мешочек
который очень выручит вас в ситуациях, когда ребенка нужно отвлечь, развлечь или успокоить - например, в дороге, в длинной очереди и т.д. Моя дочка всякий раз приходит в восторг, когда ей удается размять почти окаменевший шарик до состояния мягкого пластилина. И очень любит разглядывать, как изменяется рожица на шарике при его деформации - получается что-то вроде комнаты смеха.
Еще одним замечательным наполнителем для такого мешочка является песок. Мы наш песочный мешочек немного принарядили с помощью кусочков шариков других цветов и раскрасили его акриловыми красками.
И еще один из наших любимых способов применения пены для бритья - пальчиковые краски. Помимо пены для вам понадобятся только красители (мы обычно пользуемся пищевыми, но можно смешать пену и с обычной гуашью или акварелью) и емкости для смешивания.
Очень удобно рисовать такимим красками на стене в ванной и, что не менее важно, очень удобно потом смывать со стен результаты творчества. Моя дочка иногда любит выразить себя в стиле абстракционизм:
а иногда ей нравится изображать какие-нибудь нехитрые сюжеты.
Иногда она ограничивается палитрой из одного-двух цветов, а иногда решает расширить палитру до 5-10 цветов и подолгу экспериментирует с оттенками.
И, конечно, любимая заключительная часть - полить из душа получившуюся композицию и, глядя на то, как стена буквально на глазах становится чистой, почувствовать себя немного волшебником.