5 советов от психологов: как правильно смотреть мультфильмы
Специально для родителей художник из Австралии Донна Стивенс создала фотопроект «Idiot Box» – «глупая коробка». Она сняла детей, которые долго смотрели мультфильмы, буквально застыв у экрана. Выражение их лиц, как считает Донна, как раз отражает название проекта. Как избежать телезомбирования и превратить телевизор в доброго и полезного друга, «Летидору» объяснили детские психологи.
Дошкольный период – самое лучшее время, чтобы работать над речью и воображением ребенка, а также общаться и двигаться, открывая вместе с ним мир. И если в это «золотое время» малыш будет часто и подолгу смотреть мультфильмы, это может привести к пробелам и сбоям в развитии. Кроме того, ребенок может стать агрессивным, неуравновешенным и зависимым от «экрана». Поэтому чем позже он начнет проводить время у телевизора, тем лучше.
С какого возраста можно смотреть мультфильмы
Оптимальный возраст, в котором ребенку можно начинать посматривать мультфильмы, а также пользоваться изредка различными электронными устройствами – 3-4 года. До этого времени у малышей еще не до конца развито восприятие, поэтому ему сложно воспринимать объект на экране как реально существующий или неодушевленный.
Важнее дать ребенку сначала познакомиться с как можно большим количеством окружающих вещей и предметов, потрогать их, понять, какие они, узнать их форму, текстуру и запахи.
Некоторые родители знакомят малыша с мультиками задолго до разрешенного возраста, чтобы накормить капризулю или заняться домашними делами. В таком случае постарайтесь хотя бы, чтобы ребенок не засиживался перед ними больше 15 минут.
Если вы пока не готовы исключить телевизор из жизни семьи, а ребенка не оторвать от любимых мультиков, ваша задача – подобрать полезные и соответствующие возрасту, а также дозировать просмотры.
|
|
|
Елизавета Александровна Кудашова
перинатальный и семейный психолог
|
«То, что несет в себе сюжет, очень важно для правильного психологического развития ребенка. Действия и слова героев, человеческие качества – всё это откладывается в детском подсознании и создает определенные установки, из которых впоследствии рождаются жизненные ценности, идеалы и цели.
Первые мультфильмы – это короткая ознакомительная или развлекательная информация с простым сюжетом: сказки, рассказы о животных и растениях. Действия героев в таких произведениях повторяются и вызывают только положительные эмоции («Репка», «Колобок»).
Ребенок 4-5 лет начинает понимать истории об отношениях между героями (дружба, вражда). Чувства персонажей приобретают разные оттенки: они могут быть уже не только положительными. Также появляются конфликтные ситуации, но обязательно со способами их разрешения («Котенок по имени Гав», «Чебурашка»).
В мультфильмах для детей 5-7 лет возникает метафоричность – скрытый подтекст, выводы из которого дошколенок уже делает сам. Анимационные герои проявляют целую гамму эмоций и пытаются разобраться в них («Варежка», «Домовенок Кузя», «Каникулы в Простоквашино»)».
При этом родители должны четко определить, сколько мультфильмов в день можно посмотреть, и придерживаться заданного правила. Ребенок не должен проводить перед телевизором больше 30-40 минут в день. Чтобы малыш лучше спал, перед сном телевизор лучше совсем не включать.
Запрещенка и другие подробности: чего мы не знали о советских мультиках
Принесут пользу маленькому почемучке познавательные передачи про животных, о путешествиях, природе и космосе, а также мультфильмы, которые объяснят ребенку, «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно такими добрыми, ненавязчивыми и простыми уроками жизни для ребят нескольких поколений стали мультики советского прошлого.
|
|
|
Виктория Игоревна Корпачева
детский психолог
|
«Доброту, сострадание и взаимопомощь вы найдете в мультфильмах «Леопольд», «Дед Мороз и лето», «Каникулы Бонифация», «Винни Пух», «Мешок яблок».
Внимательному отношению к родителям, защите своей семьи и друзей учат «Рики-тики-тави», «Буратино», «Волк и теленок», «Гуси-лебеди».
Чтобы принимать других такими, какие они есть, посмотрите с ребенком «Гадкий утенок», «Крокодил Гена», «Антошка».
Мультфильмы, которые расскажут о трудолюбии, самостоятельности и ответственности: «Простоквашино», «Вовка в Тридевятом Царстве», «Буратино».
Также на примере мультяшных героев легко разобрать, что будет, если вести себя неправильно.
«Карлсон» учит ценить дружбу, но не поддаваться при этом чужому влиянию и уметь отстаивать свое мнение.
Из «Буратино» дети узнают, почему нужно слушаться родителей и как опасно доверять незнакомым людям и рассказывать секреты.
Мультик «Котёнок по имени Гав» объяснит малышу, что наивность и чрезмерное любопытство может привести к неприятностям.
Детям, которые считают, что стали уже большими, мультфильм «Простоквашино» доходчиво показывает, какие могут быть последствия от излишней детской самостоятельности и желания жить без родителей.
Мультфильм «Хвосты» еще раз доказывает, как плохо завидовать чужому и важно ценить то, что у тебя есть».
Смотреть советские мультфильмы
Даже если вы выберете для ребенка самый лучший мультфильм или суперинтересную программу, не стоит оставлять его в виртуальном мире одного, лишая общения с вами.
|
|
|
Ксения Александровна Пахорукова
практикующий психолог
|
«Нужно не запрещать, а обсуждать подходящий сюжет вместе с малышом. Только взрослый сможет объяснить ему, что в жизни все бывает совсем не так, как на экране, почему герой поступил именно так и насколько это хорошо. Таким образом, мультфильмы станут еще одним методом воспитания. Не забывайте спрашивать мнение ребенка и задавать ему вопросы (а как бы ты поступил?), чтобы он учился выражать свои мысли и чувства, а также отличать правду от вымысла.
Когда маленький зритель следит за картинкой на экране и полностью на нем сосредоточен, он погружается в виртуальный мир и выключается из реальности. А в обычном мире движения происходят вокруг нас. Поэтому важно, чтобы снаружи малыша ждала яркая, насыщенная и интересная жизнь, которая увлечет ребенка больше, чем вымышленная».