Отдых9 мин.

21 познавательная книга для ноябрьских выходных

Новинки книг, которые прочтешь залпом за праздники

© Freepik

Как провести длинные ноябрьские праздники? Конечно, за книгой. Лучше всего обратить внимание на новинки нон-фикшн литературы. О лучших — в нашем материале.

© Пресс-служба

«Конец индивидуума. Приключения философа в мире искусственного интеллекта», Гаспар Кениг

Что ждет человека и его право на свободный выбор в век искусственного интеллекта? Чтобы ответить на этот насущный вопрос, французский философ Гаспар Кениг предпринял кругосветное путешествие и познакомился с сотней ведущих специалистов по ИИ, хранящих ключи к будущему. Кениг уверен, что страх перед потерей работы из-за распространения GPT-моделей — лишь верхушка айсберга: куда важнее, что они бросают вызов нашим представлениям о знании, творчестве и свободе воли. Безудержный рост ИИ уже несет нам власть без демократии, искусство без художника, экономику без рынка и справедливость без правосудия. Эта наполненная юмором и надеждой книга поможет вам разобраться, какие возможности открывает человечеству эпоха ИИ и какие опасности она таит.

«Государство строгого режима. Внутри китайской цифровой антиутопии», Джеффри Кейн

Американский журналист Джеффри Кейн побывал в Синьцзяне, а также пообщался с десятками уйгурских беженцев — исследователей, активистов и обычных людей, которым удалось вырваться из полицейского государства. Эта книга — уникальное свидетельство о жизни внутри антиутопии и мощное предупреждение о том, как авторитарные режимы в союзе с технологическими корпорациями угрожают нашей свободе.

«Киноспекуляции», Квентин Тарантино

Мемуары, история Голливуда, теория кино, зрительский дневник, палп-нон-фикшн или запротоколированный стендап, все это — «Киноспекуляции». Первую документальную книгу Тарантино посвятил фильмам своей юности, определившим его вкус и интуиции: от «Грязного Гарри» и «Рокки» до «Побега из Алькатраса».

© Пресс-служба

«Формула грез. Как соцсети создают наши мечты», Катя Колпинец

Исследовательница медиа и культуры селебрити Катя Колпинец разобралась в том, как складывались образы идеальной жизни в Instagram (Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ), как они подчинили себе общество и что это говорит о нас самих. Как выглядят квартира/путешествие/отношения/работы мечты? Почему успешные инстаблогеры становятся ролевыми моделями для миллионов подписчиков? Как реалити-шоу оказались предвестниками социальных сетей? Как борьба с шаблонами превратилась в еще один шаблон?

«Страна отходов. Как мусор захватил Россию и можно ли ее спасти», Андрей Яковлев

Журналист Андрей Яковлев узнал о нашем мусоре все: посетил свалки и сортировочные станции, поговорил с экологами, чиновниками и предпринимателями. Что происходит после того, как вы бросаете ненужные вещи в бак? Чем нам грозят дым и зола мусоросжигательных заводов? Как государство воюет с активистами? И почему ему не выгодна переработка? «Страна отходов» сочетает в себе журналистское исследование и внутреннее путешествие человека, задумавшегося о том, как нам жить с нашим мусором.

«Дорогие коллеги. Как любимая работа портит нам жизнь», Сара Джаффе

Вы много раз слышали обращение «дорогие коллеги» и совершенно точно знаете уровень своего дохода. Однако во что вам по-настоящему обходится ваша работа? Журналистка и исследовательница истории трудового движения в США Сара Джаффе рассказывает, как в наших профессиональных отношениях проявляются фальшивая забота, кризис семьи, история рабства и никуда не исчезнувшая классовая борьба, и объясняет, чем так вреден миф о любви к работе.

© Пресс-служба

«От "Я" к "МЫ". Как быть по-настоящему вместе», Терренс Рил

Как часто в отношениях с близкими людьми мы ведем себя не так, как нам хотелось бы: повышенный тон, резкое слово, холодное молчание. Соперничество между партнерами происходит под действием прошлых травм. Когда мы чувствуем себя небезопасно, на первый план начинают выходить реакции нашего Внутреннего Ребенка: агрессия, избегание или тотальный контроль партнера. Это может привести близкие отношения к катастрофе.

«Жестокость. История насилия в культуре и судьбах человечества», Вольфганг Мюллер-Функ

В своей истории из двенадцати глав — о Роберте Мюзиле и Эрнсте Юнгере, Сенеке и Фридрихе Ницше, Элиасе Канетти и Маркизе де Саде, Жане Амери и Марио Льосе, Зигмунде Фрейде и Морисе Мерло-Понти, Исмаиле Кадаре и Артуре Кёстлере — Вольфганг Мюллер-Функ рассказывает поучительную историю жестокости и предлагает философский способ противостоять ее искушениям.

«Схемы лечения», Сергей Вялов

Одна болезнь — один разворот в графическом формате: патогенез, фармакология и терапия. Первая книга для врачей по принципу «меню»: выбираем конкретные цели для каждой болезни и конкретные препараты для каждой цели.

Схемы лечения основаны на базе стандартов, клинических рекомендаций, результатов последних научных исследований и дополнены личным опытом автора и его коллег.

© Пресс-служба

«Романовы. История великой династии», Марина Бандиленко

Автор, сценарист, кандидат исторических наук, Марина Бандиленко, проделала уникальную работу по переработке текста сценария популярного документального сериала «Романовы», дополнив его новыми любопытными фактами и цитатами из исторических источников, которые не попали на экран.

«Говори, я хочу еще! Как убеждать и достигать своих целей», Мария Кондратович

Автор с помощью своей методики и практик пошагово учит, как говорить и вести себя с разными собеседниками и перед разной аудиторией, чтобы убедить их, покорить и добиться своих целей.

«Математика с дурацкими рисунками: Идеи, которые формируют нашу реальность», Бен Орлин

Взрослые вспоминают о школьных уроках математики с чувством отвращения: бесполезные для жизни формулы, многострочные уравнения и задачи с большим количеством символов. И вечный вопрос, зачем изучать что-то большее, чем умение считать, умножать и другие простые арифметические действия. Влюбленный в математику школьный учитель Бен Орлин взялся объяснить сначала своим ученикам, а затем и читателям книги, почему математика лежит в основе всего в жизни и соединяет, казалось бы, диаметрально противоположные вещи: погоду, уровень счастья, бейсбол, дизайн, выбор профессии и не только.

© Пресс-служба

«Таинственный лес. Как диалог с бессознательным помогает выйти из жизненного тупика», Екатерина Давыдова

С потерей смыслов мы сталкиваемся в разные периоды жизни — во время возрастных кризисов и травмирующих событий. Чтобы не сдаться подступающей тьме, мы обманываемся утешительными иллюзиями, строим нереалистичные, но вдохновляющие планы на будущее, бросаем любимые занятия, чтобы начать все с нуля, и пытаемся получить от окружающих готовый совет по поиску себя. Все это мы делаем, задействуя рациональное — мышление и логику. Юнгианский психолог Екатерина Давыдова предлагает обратиться к иррациональному: начать слушать свою интуицию и доверять снам. В книге она показывает важность бессознательных процессов, задействование которых поможет взрослым и детям научиться жить в согласии с реальностью, меньше сбегать в мечты и больше узнать о поиске предназначения и влиянии комплексов.

«Загадка падающей кошки и фундаментальная физика», Грегори Гбур

Почему кошка всегда приземляется на четыре лапы? Вопрос, который до сих пор интересует историков, биологов, физиков и, конечно, маленьких детей. Грегори Гбур, профессор физики и оптики в Университете Северной Каролины и заядлый кошатник, собрал в книге разные научные точки зрения на этот феномен и показал, как он повлиял на различные области науки. Прочитав книгу, вы узнаете, как кошки способствовали эволюции фототехники, изучению рефлексов и координации, а также развитию космических исследований и фундаментальной физики.

«Как правильно? Пишем и говорим без ошибок», Алена Меркурьева

Если с правилом про «тся» и «ться» люди вроде бы разобрались, да и ударение в словах торты, договоры и маркетинг начали расставлять верно, то вопросы неверного трактования слов, написания заимствованной лексики и использования канцеляризмов в повседневной речи все еще вызывают споры. Решить их поможет пособие «Как правильно?». В нем собраны наглядные примеры ошибок, которые чаще всего встречаются в речи и на письме, объяснение непростых правил и случаи, где допустимо отступать от норм русского языка.

© Пресс-служба

«Всему свое место. Необыкновенная история алфавитного порядка», Джудит Фландерс

Тем, кому хочется углубиться в тему письменности, пригодится книга «Всему свое место». В ней Джудит Фландерс, журналист и специалист по истории XIX столетия, разбирает, как возникла и развивалась письменность с Древнего мира до появления знакомого всем нам алфавита и как этот самый алфавит внес порядок в хаос человеческого существования. Из книги станет ясно, что письменность и алфавит повлияли на развитие информационной эпохи и IT-индустрии, появление интернета и систем хранения вещей, популярность записных книжек и «Википедии».

«Шифры цивилизации. Коды, секретные послания и тайные знаки в истории человечества», Синклер Маккей

Алфавит — своего рода шифр. С помощью букв каждый из нас передает послания другим людям. Пока ребенок не научится читать, для него написанное в книге остается загадкой. Разобраться в принципах языка и научиться мыслить абстрактно помогает изучение криптографии, науки о шифрах. Секретное письмо использовалось шпионами, военными и учеными для передачи секретных данных и хранения тайной информации. В книге «Шифры цивилизации» собрано 50 самых известных способов кодирования сообщений: от иероглифов, скрывающих тайны древних египтян, и азбуки Морзе до «Энигмы», переломившей ход Второй мировой войны. Рассказывая про анаграммы и другие шифры, историк Синклер Маккей дополняет главы увлекательными загадками, чтобы читатели могли проверить свои способности к дешифрованию и, возможно, придумать новый, никому пока неизвестный шифр.

«Светлые века. Путешествие в мир средневековой науки», Себ Фальк

Многие думают, что наука появилась только в эпоху Возрождения. Однако первые университеты, механические часы и прототипы телескопов были изобретены еще в Средневековье, то есть за сотни лет до Леонардо и Коперника. В книге «Светлые века описаны важные этапы становления науки, свидетелем которых стал английский монах XIV века Джон Вествик. В его записях фигурируют отважные и любознательные исследователи законов природы, имена которых не знакомы широкой публики. Эти персонажи столетия назад изучали движение звезд, климатические явления и человеческую физиологию, закладывая основы современной науки.

© Пресс-служба

«Нить истории. Как прялка, веретено и ткацкий станок помогли построить цивилизацию», Вирджиния Пострел

Еще один взгляд на развитие цивилизации представляет Вирджиния Пострел. В своей книге американская журналистка убедительно доказывает, что без прялки и ткацкого станка мы не получили бы Ренессанс, двоичный код и химию. Сегодня мы не мыслим себя без красивой одежды, а дом без штор и диванов, дающих уют. Но что, если бы никто и никогда не изобрел иглу и нить и не придумал использовать их вместе? Вирджиния Пострел проходится по важным историческим событиям и описывает фундаментальное значение текстиля для возникновения каждого из них.

«Метазоа. Зарождение разума в животном мире», Питер Годфри-Смит

Что общего у человека с кальмаром? Почему употребление в пищу моллюсков может оказаться каннибализмом? Есть ли у креветок сознание? Исследование жизни подводного мира и рассказ о зарождении разума у его обитателей — наших дальних родственников — найдут читатели в книге Питера Годфри-Смита «Метазоа». Красочные зарисовки путешествий по морскому дну и детальное описание быта его многочисленных жителей помогут лучше понять механизмы эволюции и увидеть, как сильно на самом деле похож человек и столь непохожие на него организмы.

«Друзья, любимые и одна большая ужасная вещь. Автобиография Мэттью Перри»

Эта книга – подлинная и откровенная история настоящего Мэттью Перри. Пронзительная исповедь и признание во всех грехах. Да, он совершал ошибки в жизни. Но единственное, что он делал в своей жизни правильно – никогда не сдавался и не опускал руки. Он расскажет обо всем: о съемках "Друзей", романе с Джулией Робертс, о своей болезни, о годах забвения и надежде на будущее. Несмотря на все пережитое, Мэттью все еще полон оптимизма и до сих пор искрометно шутит и не перестает улыбаться.