Образование

ЗИЛ: «Лаборатория полезного действия»

ЗИЛ: «Лаборатория полезного действия»

В сентябре на конкурсной основе будут отобраны 40 подростков для «Лаборатории полезного действия». Участие в проекте абсолютно бесплатное. О том, что ожидает подростков, рассказала куратор проекта Елена Драгунова.

Елена Драгунова, куратор проекта «Лаборатория полезного действия» ЗИЛа, рассказывает, чему научатся подростки всего за несколько месяцев:

– «Лаборатория полезного действия» – это пространство вне школы для подростков 12-15 лет, в рамках которого будут проходить тренинги по социальному проектированию, занятия по технологиям личностного роста, партнерского взаимодействия и развития профессиональных навыков. Но главное, что в Лаборатории можно придумать и реализовать свою идею, научится строить и воплощать свой проект. У нас можно выйти за рамки привычных социальных ролей и посмотреть на городское пространство с позиции активиста и предпринимателя.

Елена Драгунова.jpg

В сентябре на конкурсной основе будут отобраны 40 участников Лаборатории. Критериями отбора участников станут высокая мотивация в получении дополнительного образования, широкий кругозор, ориентация в современных тенденциях городской жизни. Помимо образовательного блока в программу включены лекции и мастер-классы урбанистов, представителей неформальных городских сообществ, экологов, культурологов, социальных предпринимателей, экскурсоводов и журналистов.

Итогом занятий станут проекты, которые будут реализованы в январе 2015 года с партнерами на действующих площадках Москвы. Большая часть партнеров появится на этапе создания проектных идей, когда мы поймем, к чему тяготеют подростки, и в каком направлении думают. То есть, если они захотят шить, то мы будем подбирать компании в этой области. Участие в проекте как для подростков, так и для компаний абсолютно бесплатное.

Можно сказать, что идея проекта родилась благодаря летнему городскому лагерю ЗИЛ, он тоже, в какой–то степени, нацелен на профессиональное ориентирование детей. Детский лагерь второй год предлагает различные тематические смены. Если говорить о подобных проектах в Москве, то есть очень интересный, который осуществляют коллеги из Московского многофункционального молодежного центра. Так называемая «Школа личной эффективности», призванная вовлечь детей в городскую жизнь с помощью тренингов на коммуникабельность. Помимо этого есть и мировой конкурс с подобным ракурсом. Его запустил Google: школьники в возрасте от 14 до 18 лет представляют на конкурс свои интернет-стартапы. Там очень много интересных идей – от краеведческих видео-блогов до дистанционного обучения искусству. И все придумано школьниками. Победитель конкурса отправится в штаб-квартиру Google.

Мы очень надеемся, что родители, увидев где-нибудь информацию о нашем проекте, передадут ее детям и выступят в роли ненавязчивых побудителей для участия. Для нас очень важна свобода выбора целей и принятия решений самим ребенком, в этом и есть смысл проекта, поэтому мы не очень приветствуем подачу заявок родителями вместо детей.

Как будет проходить обучение

Занятия в лаборатории будут два раза в неделю, по четвергам и субботам. Первый блок работы – образовательный. Профессиональные тренеры-консультанты расскажут о социальном проектировании и тренингах на взаимодействие в команде. Второй блок – непосредственное проектирование. Через полтора месяца с начала обучения у ребят появятся достаточно конкретные идеи, и благодаря полученным знаниям они смогут их превратить в конкретное дело.

Важным событием Лаборатории является Биржа молодежных проектов. На это мероприятие приглашаются все наши партнеры и люди, которым Лаборатория интересна. Подростки будут «продавать» свои идеи, искать себе «сообщников» в бизнесе, некоммерческих организациях, власти. На этом этапе станет понятно, где и как будут реализованы проекты.

Есть еще один важный блок – лекционный. Он будет идти параллельно с этапом реализации проектов. В него мы приглашаем различные организации, стартапы, образовательные площадки, которые могут поделиться своим опытом и секретами успеха, а также сказать о том, что является лекарством от поражения.

В середине января, мы хотим получить результаты реализации их проектов. Мы хотим, чтобы они были действительно качественные, отвечающие реалиям нашей жизни. При этом мы предоставим ребятам полную свободу выбора, но будем, по возможности, их направлять. Уже сейчас по первым заявкам на участие, мы понимаем вектор мысли подростков. Очень радует, что их интересуют совершенно разные темы: от экологии до культурологии. Посмотрим, во что выльются их мысли и идеи, и какие проекты мы получим в конце ноября. В этом и кроется весь смысл – дать участникам полную свободу действий, от задумки до реализации. И если им понадобится согласие местной администрации для осуществления своих задумок, они должны сами его добиться.

В середине января мы должны обязательно получить какой-то результат реализации их идей. Это очень важно для нас, как организаторов, для партнерских площадок и главное, для подростков, которые должны увидеть результат своей деятельности. Но очень хочется надеяться, что жизнь их проектов на этом не закончится, что проекты смогут существовать самостоятельно или найдут новых подвижников и площадки.