Образование

Здесь был «Летидор»: старейшая фабрика ёлочных игрушек в России

«Летидор» побывал на старейшей в России фабрике ёлочных игрушек «Ёлочка» и рассказывает о секретах стеклодувного мастерства.

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки — дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы.

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение — длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России — шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе — это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая — 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла, так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении — монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап — окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».