Образование

Я знаю, как огородить сына от виртуальной реальности

© shutterstock

Блогер и мама Анастасия Коновалова — о том, как предотвратить уход детей в виртуальную реальность.

Однажды мой сын решил, что в нашем мире нужно собирать комки смерзшийся грязи, ветки и мусор для строительства портала в другой мир. Когда он понял, что портал не работает, то потерял интерес к этой игре.

Эй! Стоп, это не грязь, это же космос! Тут миллион бактерий, червей, личинок, инфузорий со своим жизненным циклом. Тут муха, которая заснула на несколько месяцев, а весной снова зажужжит.

Мне кажется, что сию же минуту, пока не поздно, я должна объяснить сыну, чем привлекательна наша реальность.

Она создана не человеком. Она в миллион раз сложнее, чем мы в состоянии себе представить. И в этом парадокс – именно эта «сложность» делает её непривлекательной для наших детей. Ведь рядом с ней есть простой и очень понятный виртуальный мир.

Почему виртуальная реальность так привлекает детей

Гэри Смолл, профессор психиатрии, выделяет интереснейшее свойство цифровой реальности: она дает детям возможность постоянно что-то делать и быстро получать видимый результат.

Он пишет: «Каждый день возникают все новые и новые гаджеты, которые во многом определяют нашу работу, отдых, общение с друзьями. Меняются наши реакции, образ мышления. В этой непростой ситуации перед человечеством стоит трудная задача: остаться людьми, не превратившись в придаток компьютера, и не разучиться сопереживать, общаться, любить…»

Проблеме взаимодействия ребенка и виртуальной реальности посвящены тысячи исследований.

И единственный вопрос, на который мы пытаемся ответить: предоставлять ли ребенку доступ к компьютеру или нет.

И при этом «нет» почти наверняка означает катастрофу в будущем, когда человек откроет-таки для себя этот мир. Что же делать?

© shutterstock

Как вернуть ребёнка в реальный мир

Дано: Осознанные родители, которые видят, как дети теряют интерес к реальной жизни, к коммуникациям и любым видам деятельности, несвязанным с компьютером. Вопрос о том, чтобы совсем запрещать гаджеты для нас не стоит.

Мы знаем, что запреты усиливают интерес.

И знаем, что в детском коллективе ребёнок наверняка встретится с гаджетами. Лучше мы сами начнем знакомство и будем вместе учиться с пользой применять эти вещи. Вопрос усложняется только тем, что оба осознанных родителя работают, поэтому полноценное время для детей мы находим только в выходные. Мы идём в музеи, контактные зоопарки, панда-парки, океанариумы, развивающие студии. Но даже это их не занимает.

Давайте вместе подумаем над тем, как мы можем решить эту проблему. Ведь виртуальный мир давно привлекает наших детей больше реального.

© shutterstock

Решение первое

Одна из важных социальных тем, которую мы можем сейчас продвигать — это возможность брать наших детей на работу. Показывать им наш мир, который занимает нас, который нам интересен.

Почему мы не привыкли рассказывать детям о своём деле? Почему мы не можем пожертвовать долей комфорта, чтобы коллега привел и показал своему ребенку, как устроена наша работа?

Мы могли бы сделать детские сады при крупных предприятиях и фирмах, где у детей будет больше возможностtq включаться в мир взрослых людей. Ребёнок склонен к подражанию. Когда он видит, что ваше дело занимает вас, он «заразится» этим.

Сейчас такой возможности нет. Ребёнок целый день находится в обычной детсадовской группе (25-30 человек), где, при всём уважении к воспитателям, он не сможет узнать, что такое реальный мир.

Решение второе

Мы должны объяснить нашим детям, насколько сложен, неповторим, бесконечен наш мир. Ведь поэтому он прекрасен!

Если долго бродить по компьютерной игре, можно найти в ней «провалы»: виртуальные декорации в виде плоских деревьев сменяет серая цифровая пустота. В нашем мире такого не бывает.

В компьютерной игре, свернув с пути, мы попадём в пустоту. В реальности — свернув с дороги, мы делаем нашу жизнь только интереснее. Мы расширяем границы привычного мира. Покажите это своему ребёнку.

Можно устраивать серьезные беседы о ценности и сущности реальности, структуре общества, но, скорее всего, это ни к чему не приведёт. Слова, не подкреплённые делом — путь в никуда. Поэтому нарисуйте с ребёнком современную инфографику о реальном мире, читайте с ним книги, сюжет которых меняется в зависимости от вопросов, которые задает ребенок. Старайтесь общаться с детьми на том языке, который они понимают.

Легче всего установить родительский контроль и запретить «неправильные» игр. Но ведь есть мейнстрим. Рано или поздно ребенок попросит установить игру, «в которую все играют». И запрет только усилит оторванность от социума, в котором он растет.

Из разговора с сыном

«Мам, зачем нам реальный мир, в игре же интереснее? – Нет, Мишуль, интереснее в реальном мире. В нем можно почти все, намного больше, чем в играх! – А если я хочу вырастить динозавра? – О, тогда ты должен стать ученым, биологом, ты изучишь ДНК динозавра и в своей лаборатории вырастишь одного настоящего. – Но в планшете все равно лучше! Динозавр не поместится в настоящую лабораторию. – Нет, солнышко, лаборатории есть самые огромные, размером с дом, или даже наш город! На границе Франции и Швейцарии находится огромная подземная лаборатория, в которой изучают ускорение протонов, это такие элементарные частицы из которых состоит весь наш мир! – О! Я хочу туда попасть!»