Образование

Я учу детей думать: учитель биологии о том, как заинтересовать школьников его предметом

Учительница биологии рассказала, как она меняет представление школьников о том, что биология — это скучно.

Ирма Деркач — учитель биологии в школе № 1 города Козельска. Год назад Ирма пришла в проект «Учитель для России» — программу, в которой команда первоклассных методистов готовит выпускников лучших вузов страны для работы учителями в регионах. После профессиональной переподготовки молодые романтики отправляются в небольшие города и сёла, чтобы менять нашу систему образования к лучшему.

Вот и Ирма уехала из Москвы в Козельск. Она искренне любит свой предмет и стремится, чтобы её ученики научились думать и понимали основы биологии. О своих успехах и промахах в первый год работы учительница рассказала «Летидору».

Я стараюсь, чтобы мои уроки были похожи на шоу

В школе по устоявшейся традиции мой предмет считается не очень-то важным. С него можно забрать детей на медосмотр, репетиции и другие мероприятия. Кроме того, почти во всех классах на биологию выделяют катастрофически мало времени — один час в неделю.

Естественно, промежуток между уроками большой, и тот объем, который прописан в программе, школьникам преодолеть трудно. Я стараюсь сделать так, чтобы ребятам нравился мой урок, чтобы они спешили на него после медосмотра.

Как я это делаю? Стараюсь создавать у них правильную мотивацию.

Например, в средней школе я раздаю детям за ответы карточки с животными. Чтобы получить пятёрку, необходимо собрать 5 карточек. Я ввела такую систему, потому что видела у коллег следующую ситуацию. Школьник отвечает на уроке, старается. После него подходит к учителю и просит поставить ему хорошую оценку. Педагог говорит, что этого ответа недостаточно на оценку, и просит ребёнка в следующий раз подготовить более развернутый ответ, тем самым обесценивая усилия, которые ученик приложил здесь и сейчас. Чтобы таких ситуаций не возникало — ведь даже небольшие добавления ребят бывают содержательными, — я ввела накопительную систему.

В 5 классе в качестве мотивации отлично работают квесты.

Например, мы сегодня работаем в детективном агентстве и расследуем какое-то секретное дело, связанное с темой урока.

В 7 и 8 классах отлично работает модель сотрудничества. Я предупреждаю их, что сейчас будет сложный материал и нам нужно 10-15 минут для того, чтобы его пройти, а потом мы поиграем в биологического крокодила. Хорошо работают задания, которые я распечатываю на цветных листах. Чем необычнее само задание и его оформление, тем больше шансов, что дома ученик с удовольствием выполнит домашнюю работу, а не будет на следующем уроке придумывать, как младшая сестра съела тетрадку (а у меня бывало и такое!).

На первом же уроке в 10-м классе я предложила ребятам геймифицированную систему оценивания: вместо привычной бальной шкалы — система очков.

За разные задания они получают определённое количество experience points — очков опыта (действует накопительная система карточек, подобно карточкам с животными). Конечно, это влияет на оценку в полугодии. Я не могу полностью отказаться от обычных оценок, так как выставлять их — требование школы. Но та система, которую я использую в 10 классах, ученикам нравится. Накапливаешь очки и получаешь оценку в четверти (за 1200 — «5», 1000 — «4» и 800 — «3»).

У них есть выбор: работать дома или в классе, решать одни задания или сосредоточиться на других. Даже за небольшое участие в дискуссии (только настоящее участие, а не по принципу «лишь бы ляпнуть») школьник получает несколько очков.

Конечно, не все способы мотивации работают идеально, и мне ещё предстоит разгадать, как выстроить работу в 6 классе.

Но я не сдаюсь. Стараюсь сделать так, чтобы школьники считали мой предмет важным. Пока они воспринимают его как шоу. Но меня такая позиция устраивает. Это лучше, чем если бы они воспринимали его как ненужный предмет.

Я учу детей думать, а не зазубривать учебники

Моя задача — научить детей не зазубривать учебники, а думать и анализировать. Мне кажется, ребята должны приходить в школу не для того, чтобы много всего запоминать. Времена, когда знание было труднодоступным, а школа была его эксклюзивным источником, прошли.

Сейчас мы живём в информационном обществе, и ситуация изменилась.

Поэтому в преподавании я делаю ставку на рассуждение.

На контрольных работах по биологии мои ученики могут пользоваться абсолютно всем: тетрадкой, учебником, Интернетом. Можно даже позвонить другу или родителям. Но вопросы в этих контрольных действительно сложные. Я составляю их с расчётом на то, что дети должны хорошенько подумать, чтобы дать верный ответ.

По тому, как они формулируют свои мысли, я вижу, что результат есть. Не такой существенный, как бы мне хотелось, но он есть.

Я считаю, что каждый ребёнок имеет право отвлечься

Разумеется, в работе не может быть всё гладко. И даже в прилежных классах всегда есть тот, кто мешает вести урок. Но я искренне считаю, что у человека есть право отвлечься. Если он хочет что-то сказать своему товарищу, пусть сделает это, только тихо. Я учу детей говорить шепотом, потому что, если они обсуждают что-то в полную силу, то мешают другим отвечать, а мне — вести урок. Так что стараемся договариваться.

Есть ребята, которые создают совсем много проблем: обзываются, ломают стулья.

Такие ситуации происходят редко, но обойтись совсем без них, мне кажется, никому из учителей не удаётся. В этом случае я обращаюсь к классному руководителю, и он уже разговаривает с хулиганом. Я считаю, что этот вариант лучше, чем жаловаться директору, так как тот сразу вызывает родителей в школу, и у ребёнка появляется много проблем.

Мой вариант безопаснее: и для школьника, и для моих отношений с ним.

Вы можете работать так, как считаете нужным. Но не забывайте про отчёты

Вообще, решать проблемы иногда лучше сообща, чем по отдельности. Хороший учитель — это не один образ на пьедестале, а много-много человек с разными подходами. Поэтому я не только пробую что-то новое, но и использую наработки опытных учителей.

К моим методам учителя, которые давно работают в школе, относятся по-разному. Кто-то с позиции «мне тоже интересно, хочу применить», а кто-то занимает позицию наблюдателя: «это забавно, но я так делать не буду».

Завуч поддерживает меня в моих методах, однако просит соблюдать принятые в школе формальности.

Например, у каждого ученика должны быть по 3 оценки в четверти.

Эти формальности — отдельная тема. Например, мне всё время приходится переносить оценки из обычного журнала в электронный, которым если кто и пользуется, то только таинственные «проверяющие из администрации». Почему? Да потому что так принято.

Хотя в целом учителю-предметнику грех жаловаться на большое количество бумажной работы. Тут больше страдают классные руководители. Им нужно постоянно заполнять ведомости на питание, всякие инструктажи и ещё много документов, которые отнимают время от работы. У меня, кстати, тоже есть свой класс. Так что эта проблема не обошла меня стороной. Приходится выкручиваться.

В особенно трудных ситуациях меня спасает настоящая любовь к своему предмету. Я понимаю, что на деле ребят, которые в дальнейшем свяжут свою жизнь с биологией, единицы. Но моя задача — более глобальная: дать детям хоть какие-то базовые знания о том, как работает мир вокруг. Чтобы после выпуска из школы они понимали, что антибиотики не помогают от гриппа, например.