Выбираем профессию: какие специальности востребованы в 2015 году
Вчерашние школьники и их родители часто мучаются вопросом: «Какую профессию выбрать и в какой вуз поступить?» Letidor.ru узнал о специальностях, которые пользуются популярностью в этом году, а также о том, как проходит реорганизация вузов и что провоцирует спрос на определенный вид профессиональной деятельности.
Медик, психолог или инженер – анализируем рынок труда
По данным экспертов, список популярных специальностей меняется ежегодно. Причин для этого несколько. Во-первых, это мода на профессию. Во-вторых, сказывается нехватка специалистов в той или иной сфере.
«Сильное влияние на формирование списка популярных профессий оказывают политические и экономические факторы. Допустим, решение государства уделить пристальное внимание строительству, способно спровоцировать повышенный интерес к инженерной специальности. Есть список базовых направлений, которые всегда востребованы у абитуриентов: экономика, юриспруденция, медицина. Но они не служат гарантом трудоустройства, скорее даже наоборот, количество выпускников создает большую конкуренцию в этих сферах деятельности», – отмечает начальник отдела по подбору персонала компании Biplane Ольга Никитина. – Я могу выделить пять направлений, на которые стоит обратить внимание в 2015 году».
Актуальные специальности:
• IT-специалисты
Профессии, связанные с интернетом гарантируют хороший задел на будущее. Несмотря на большое количество новинок в данной сфере, она продолжает развиваться. Достаточно просто взглянуть на инвестиции в эту область за последние годы, чтобы понять потенциал такого профессионального направления.
• Переводчики и лингвисты
Эти специалисты нужны всегда, так как люди из разных стран постоянно ищут возможности для общения и сотрудничества. Особое внимание стоит обратить на восточные языки. Сегодня потребность в специалистах, владеющих этими языками, выходит на первый план.
• Инженеры
Времена застоя в строительстве прошли, теперь страна планирует реконструировать, модернизировать, укреплять и создавать новые объекты, а для этого потребуется большой штат хороших специалистов.
• Врачи
Это одна из тех профессий, которая актуальна с момента ее появления. Люди не роботы, им свойственно болеть, следовательно, должен быть человек, умеющий их лечить. Настоящие профессионалы в этой области ценятся очень высоко и получают приличные оклады.
• Педагоги
Уровень образования – важный элемент отлаженной системы любого государства. От педагога зависит будущее общества в целом. Ведь именно педагог закладывает определенную базу знаний и ценностей, воспитывает, заинтересовывает подрастающее поколение.
«Выбирая специальность, не нужно отталкиваться только от тенденций, так они подвержены регулярным изменениям, как и любая мода. Настоящий интерес к профессии и стремление в постоянном самосовершенствовании способно помочь развитию карьеры гораздо больше, чем вынужденный выбор в пользу актуального направления», – советует Ольга Никитина.
По мнению доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии НОУ ВПО «Московский институт психологии» Елены Конеевой, в 2015 году по-прежнему востребованы специалисты из следующих отраслей:
• Экономика и менеджмент
Налицо большие перспективы в последующей работе или же в развитии собственного бизнеса.
• Юриспруденция
Несмотря на огромное количество подготовленных специалистов на рынке, эта специальность остается востребованной в связи с престижностью.
• Психология
Эта специальность всегда остается популярной в связи с тем, что много людей идут учиться на психологов, чтобы разобраться в собственных психологических проблемах, побороть неуверенность в себе, или же с целью помочь окружающим, людям, имеющим психологические проблемы.
Что касается специальностей, спрос на которые снижен в 2015 году, то, по данным Конеевой, в списке – социологи, политологи, специалисты социально-культурного сервиса и туризма.
Зачастую, отдавая предпочтение той или иной специальности, подростки руководствуются приоритетными семейными ценностями, то есть идут по стопам родителей, бабушек и дедушек.
«Редко кто из поступающих в вузы выбирает будущую профессию самостоятельно, таких абитуриентов 10%, и родители фактически определяют профессиональную судьбу своих детей. Помимо этого, мода на профессию определяется региональными или местными особенностями (например, в приграничных регионах востребованы специальности, связанные с таможенным делом). Повлиять на решение абитуриентов может хорошая работа по профотбору, профессиональной ориентации и диагностике, которая должна проводиться с 9 класса – для получающих высшее образование и с 6 класса – для получающих среднее профессиональное», – подчеркивает Елена Конеева.
Рынок специальностей постоянно трансформируется, и непосредственное влияние на его перестройку оказывает государство.
Как отмечает заместитель начальника отдела по связям с общественностью Минобрнауки России Ксения Осипова, в настоящий момент инженерное образование – приоритет государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания высокопроизводительных рабочих мест и соответствующего кадрового обеспечения промышленности.
«За последние 20 лет структура российской экономики существенно изменилась, значительная часть советских предприятий и целых отраслей деградировала или исчезла с рынка. При этом система технического образования менялась крайне медленно. Естественно, такая ситуация в образовании приводит к периферийным позициям российских технических вузов на глобальном образовательном рынке и является тормозом для развития высокотехнологичной экономики в стране. Значительное число вузов выпускают избыточное количество специалистов, не востребованных на рынке труда, и не способных без «доучивания» адаптироваться к международной гиперконкурентной среде. Кроме этого, произошло «размытие» профильной подготовки во многих отраслевых вузах. Так, в сельскохозяйственных и транспортных вузах более половины приема производится на гуманитарные направления», – комментирует Ксения Осипова.
В данной ситуации необходима оптимизация сети вузов. Поэтому, с одной стороны, Минобрнауки России реорганизует вузы и филиалы, которые занимаются профанацией образования и утратили связь с реальным рынком труда, а с другой – выделяет ведущие вузы, которые получают дополнительное финансирование для развития. К таким образовательным учреждениям относятся федеральные университеты, НИУ, вузы проекта 5/100 (проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров – прим. ред.).
С 2012 года Минобрнауки России проводит мониторинг эффективности деятельности вузов, основная цель которого – определить вузы и филиалы вузов, не удовлетворяющие минимальным требованиям в подготовке специалистов.
«Реорганизация слабых вузов проходит через присоединение к сильным вузам с ясной стратегией развития: формируются крупные региональные университеты, удовлетворяющих спрос населения на высшее образование, востребованные экономикой своих регионов. Это позволит повысить качество подготовки, оптимизировать бюджетные расходы за счет сокращения численности административного персонала, в отдельных случаях снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру городов. Уже существуют позитивные примеры реорганизации: например, в технической сфере – Университет машиностроения (МАМИ) и четыре объединенных вокруг него столичных вуза».
Итак, помогая ребенку выбрать специальность, оцените ситуацию на рынке труда. И не менее важно прислушаться к мнению самого абитуриента. Возможно, ваши сын или дочь мечтают посвятить себя искусству, а вы настаиваете на подаче документов на экономический факультет. Помните, выбор профессии – ответственный шаг, сделать который ваш ребенок должен самостоятельно. Задача родителей – дать дельные советы, поддержать и поделиться накопленным опытом.
Для пользы дела:
С чего начинается выбор профессии?
Семейное древо профессий – в помощь будущей карьере школьника