Образование

Вот какой навык необходимо развить любому современному подростку

Рассказываем об эксперименте, после которого вы поймёте, что действительно нужно вашему подростку.

Цитировал Шекспира в оригинале, мыл посуду, не грубил бабушке, хорошо учился, не дрался, контролировал эмоции, был организованным... Список навыков, которые, казалось бы, нужны каждому ребенку, можно продолжать бесконечно. Вот только, если задуматься, они нужны ребёнку или кому-то другому?

Рыбаков Фонд в рамках программы национального ресурсного центра по наставничеству «МЕНТОРИ» разбирается, совпадают ли представления детей, учителей и родителей о том, какие навыки необходимы современному школьнику.

Мы спросили у родителей и учителей, какие качества они хотели бы видеть в своих детях. Вот результаты опроса:

Особенно дотошно к школьникам относятся родители. Хочется посмотреть на ребенка, который сумеет соответствовать их списку. Учителя предъявляют к детям более скромные требования.

Стоит отметить, что любые навыки, включая перечисленные, требуют практики. Чтобы ребёнок умел контролировать свои эмоции, ему необходимо развивать эмоциональный интеллект и терпение. Но даже постоянная практика не гарантирует успеха. Тут возникает вопрос: считает ли сам ребёнок этот навык необходимым?

У кого-то есть склонность к быту (он с удовольствием приготовит ужин и уберёт всю квартиру), но совершенно нет желания развивать свои коммуникативные навыки, потому что нет потребности в общении.

Если вы действительно хотите разобраться, что хочет ваш ребёнок, и сопоставить его желания с вашими, проведите эксперимент.

Простой способ узнать, какие навыки стоит развивать у подростка

Для эксперимента вам понадобятся два бланка: один — для родителя, другой — для ребенка, по две колонки в каждом. Очень важно, чтобы ребенок не видел ваших ответов до заполнения таблицы, еще лучше — не знал о ее существовании вообще, чтобы не пытался предугадать ваше решение. Детям свойственны две модели поведения: противоречие (а вот специально напишу не то, что он хочет!) и «подстраивание» (ой, точно, и я этого хочу).

Сравнивая полученные ответы, сделайте вывод, чему вы пытаетесь научить ребенка:

тому, чего он хочет сам, или тому, что кажется важным именно вам.

Возможно, этот эксперимент станет поводом пересмотреть свою позицию и задуматься над тем, что действительно интересно вашему ребёнку. Вы можете считать необходимым умение решать сложные задачи и контролировать эмоции, а ребёнок в самые важные навыки запишет умение плавать и писать необычные тексты.

Навык, который необходим всем подросткам без исключения

Родителей больше всего волнует вопрос: «Что важнее всего, что я могу сделать для своего ребенка сейчас?». Психологи и наставники Ресурсного центра «МЕНТОРИ» отвечают так: показать пример личной эффективности. Быть успешным, жизнестойким, обладать умением выйти из сложной ситуации с наименьшими потерями, как ресурсными, так и эмоциональными.

Какого-то четкого определения нет. Само понятие жизнестойкости ввел американский психолог С. Мадди.

Жизнестойкость — hardiness — «совокупность навыков и установок, которые позволяют превратить изменения в окружающей среде в собственные возможности».

Проще говоря, это благополучная адаптация к действительности и реализация собственных желаний.

Учитывая инфантилизм, господствующий в подростковой среде, умение преодолевать жизненные трудности — самый важный навык, которому вы можете научить своего ребенка.

Как научить ребёнка преодолевать трудности

В основе жизнестойкости лежат три ценности, которые необходимы подростку:

уверенность в успехе, несмотря на возникающие преграды

Очень важный пункт, суть которого — верная самооценка и уверенность. У тех детей, с которыми родители просто разговаривают в свободное время, можно наблюдать хорошую самооценку и отсутствие психологических проблем.

Общайтесь со своим ребенком, решайте проблемы (и ваши, и его) вместе и всегда имейте в запасе здоровый оптимизм.

самоуважение

Активная позиция «я — личность», у меня есть право на мнение, я достоин лучшего и большего. Не требовать от ребенка только первых мест, хвалить, спрашивать его мнения и совета, не указывать, а дискутировать.

Не переживайте, ребенок не станет эгоистом, потому что у нас есть пункт №3 (следующий пункт).

способность к поисковому поведению

Активная позиция «что я должен сделать, чтобы достигнуть цели?». Инфантилизм и отсутствие самостоятельности — в принципе очень болезненные проблемы молодого (да и старшего) поколения.

Стимулируйте ребенка с детства к поисковой активности, предлагайте ему несколько вариантов, не решайте за него там, где уместна свобода.

Фото: Shutterstock.com