Вот что я делаю, чтобы мой ребенок умел решать нестандартные задачи
Писатель-фантаст и гениальный изобретатель Генрих Альтшуллер доказал, что изобретательству можно научить.
Моя дочь учится в обычной школе — хорошей, нормальной. Она шла в первый класс уверенная в том, что всем понравится, как она рисует балерину (когда ноги торчат с противоположных краёв овальной пачки). Она была уверена, что в школе они будут много придумывать и фантазировать. Но получилось совсем не так. Сначала ей сказали, что цветочек она нарисовала неправильно. Надо вот так.
Потом ей объяснили, что не возьмут на конкурс стихов, потому что стихи она выбрали «слишком сложные» — Пушкина да Пастернака, надо бы, как у Вани, — про жука.
Пару раз мы с ней вместе не могли разобраться в заданиях. Что нужно? Каким должен быть ответ? Ведь тут два возможных варианта. А если пофантазировать, то три или четыре. Писали три варианта, и в результате ребёнок получал «3» или «4», потому что ответ должен быть только один.
В задаче про пчел и стрекоз был вопрос «сколько всего жуков», дочь ответила «ноль», ведь пчел и стрекоз она не считает жуками.
Ответ, конечно, оказался неправильным.
К концу начальной школы ребенок начал серьезно бояться «решить неправильно» или «сделать не как у всех». Нарисовать что-то оригинальное? Ой, не надо, за это «5» не поставят.
Мне хотелось ломать систему и доказывать, что ответов и решений всегда много! И зачем же детей всех учить мыслить только одним правильным способом? Мир огромный, и интересно живут в нем те, кто нестандартно мыслит!
Нашим детям не хватает нестандартности! Как жалко их запал, который в школе наряжают в «школьную форму». В первом классе они готовы изобретать космические корабли, выращивать синюю черешню, сделать из чемодана письменный стол, собрать из деталей для табуретки робота-трансформера.
Но мы с нашим «надо» приводим их к единственному правильному ответу.
Недавно моя подруга и коллега Аня, дочь которой учится дома, дала мне тетрадку «Я изобретатель». Тетрадку выпустило издательство Clever совместно со школой развития «Маяк». Таких тетрадок две — есть еще «Я математик», но меня поразила именно «изобретательская». На обложке написано «60 творческих заданий, чтобы научиться нестандартно мыслить».
Именно способность неординарно мыслить позволяет изобретать, находить решения в любой ситуации. В этой книжке собрали задания, которые мы с дочерью с удовольствием решали: мы рисовали животное с элементами разных зверей, пытались принести воду в решете, удивлялись, почему ручка у горячего чайника холодная, составляли предложения, где все слова начинаются на одну букву, вспоминали, почему ночью не всегда темно. И, кстати, мы смастерили симпатичный журнальный столик из старого чемодана!
В книжке 4 раздела — «Лаборатория размышлений», где ребенка учат мыслить не по шаблону, «Лаборатория фантазий», где можно пошевелить мозгами, порисовать и посмеяться, «Лаборатория изобретений», где нужно изобрести что-нибудь удивительное, и «Лаборатория решений», где из сложной ситуации нужно найти неожиданный выход, прочитав примеры из истории.
Писатель-фантаст и гениальный изобретатель Генрих Альтшуллер доказал, что изобретать можно не только интуитивно, но и используя определенные шаги. То есть изобретательству можно научить.
Можно развивать смекалку и нестандартное мышление, как и музыкальный слух.
Главное — научиться 5 вещам.
1.** Перестать мыслить по инерции**
Мы все мыслим по инерции. «Птицы летают?» — «Даааа», — кричим мы уверенно. И только некоторые скажут, что курицы не летают, и попугаи, которые сидят в клетке, не могут взлететь, и нарисованный воробей не летает. Так что нет, не все.
2.** Тренировать воображение**
Фантазировать по полной! Придумывать необычные вещи, играть в слова, составляя предложения из неподходящих слов, играть в ассоциации.
3. Видеть удивительное в привычном
Мышление изобретателя отличается от обычного мышления тем, что изобретатель видит в предмете новые возможности. Закалывать прическу карандашом, превратить коробочку от киндер-сюрприза в солонку.
4. Перестать искать «правильный» ответ
Находить самые разные решения. Мальчик-с-пальчик — гений, потому что придумал, как с помощью камешков выйти из леса. А как еще можно было поступить (навигатор не считается)?
5. Не бояться ошибаться
То, что так нужно детям! Дети в школе дрожат перед двойками, их пугают плохие отметки, недовольство учителей и риск не сдать экзамен. В итоге все любопытство прячется, остается только страх ошибиться. А как же не ошибаться? Ведь ошибки во время обучения — это самые главные и важные уроки.
Хорошо бы приучить детей к тому, что ошибки — это приключения.
Я не ругаю школьную систему. Боже упаси! Система есть система. Не хуже других, не лучше. Да, можно часами обсуждать, какие финны молодцы, какие в Швеции правильные школы и какой у нас кругом тлен и несправедливость. Бесполезно ругаться, надо попробовать жить с тем, что имеем.
Наших детей учат по определенной схеме. И наша задача — помочь детям остаться мечтателями и фантазёрами. В наших руках научить их верить в то, что изобретателями не рождаются, изобретателями становятся.
Фото: shutterstock.com, архив издательства Clever