Образование

Влияние здоровья подростков на социальные связи

Влияние здоровья подростков на социальные связи

Часто можно услышать мнение, что социальные связи человека имеют терапевтический эффект: помогают чувствовать себя нужным и, тем самым, стимулируют физическое здоровье. Но только недавно ученые провели полноценное исследование обратной зависимости: влияния здоровья на круг общения.

В 2010 году американский журнал «Здоровье и социальное поведение» (Journal of Health and Social Behavior) опубликовал исследование, доказывающее зависимость круга общения подростков от состояния их здоровья. Исследование проводилось среди школьников средних и старших классов, так как именно в этом возрасте социальные связи приобретают особую значимость: дети становятся все менее зависимыми от родителей и придают большое значение мнению своих сверстников. Ряд предыдущих исследований показал, что круг общения и формирование социальных связей в этот период жизни подростка влияет на многие аспекты его дальнейшей взрослой жизни, включая академические и профессиональные достижения.

Основным методом исследования ученые выбрали опрос и личные интервью. В ходе двухлетнего проекта социологи опросили две тысячи школьников. Интервьюеры просили подростков оценить состояние своего здоровья и ответить на вопросы о школьных друзьях. В ходе опроса около трети подростков охарактеризовали свое здоровье как «плохое» или «удовлетворительное». Самыми частыми причинами жалоб было наличие астмы, диабета, лишнего веса, нарушения зрения или слуха.

Почему люди дружат

В 1980 ученый Файн (Fine) выделил три не связанных между собой фактора, влияющих на формирование дружеских связей:

  1. наличие возможности для регулярного общения;

  2. взаимный интерес людей;

  3. взаимная удовлетворенность общением.

Наличие каждого из этих факторов необходимо, чтобы дружеские отношения развивались, а изменения любого из условий ставят дружбу под угрозу. Так, слабое здоровье может препятствовать регулярным контактам со сверстниками, если подростки проводят свободное время, например, играя в спортивные игры. Регулярные пропуски школы по состоянию здоровья тоже снижают шансы завести школьных друзей.

Дружеские отношения требуют от их участников взаимного интереса. Общность в чем-либо – схожие увлечения, один возраст и пол, общие детские воспоминания – все это важные факторы, повышающие взаимную привлекательность людей. Слабое здоровье подростка в этом случае может стать препятствием для формирования чувства сопричастности к группе своих друзей. Теория баланса утверждает, что люди стараются избегать противоречий в своих социальных связях, другими словами, люди часто не общаются с теми, с кем не общаются их близкие друзья. Подростки крайне чувствительны к внешнему мнению, и поэтому могут избегать общения с непохожими на них одноклассником.

Наконец, слабое здоровье подростков влияет на качество коммуникаций со сверстниками. Отсутствие ребенка в школе приводит к тому, что одноклассники начинают общаться с теми детьми, которых они видят чаще. Более здоровым друзьям подростка может быть непросто постоянно учитывать ограничения здоровья своего приятеля, например, необходимость соблюдения диеты при диабете или аллергии. Слабое здоровье может привести также к нарушению баланса в отношениях, когда одна из сторон становится только получателем ресурсов (эмоциональной поддержки, понимания, особого отношения), а более здоровый участник отношений оказывается в роли источника ресурсов. Это противоречит концепции дружбы, требующей взаимных усилий.

В рамках исследования взаимосвязи здоровья и социальных связей социологи выдвинули гипотезу, что у подростков со слабым здоровьем меньше друзей, но именно поэтому социальные связи между ними крепче. Логично, что имея широкий круг общения, человека не в состоянии поддерживать близкие отношения одновременно с большим количеством людей. Поэтому, например, у пожилых людей в силу возраста и образа жизни круг общения сужается, но при этом социальные связи становятся более крепкими. В случае с подростками эта гипотеза не подтвердилась – несмотря на то, что у подростков со слабым здоровьем был ограниченный круг общения, по сравнению с их здоровыми сверстниками, эти отношения не были близкими.

Еще одна гипотеза предполагала, что ограниченный круг общения подростков со слабым здоровьем часто приводит к социальной изоляции. Для проверки этой гипотезы социологи попросили респондентов ответить, кого они считают своими друзьями и, как они думают, кто считает их своими друзьями. Результаты показали, что дети, имеющие проблемы со здоровьем не считают, что у них меньше друзей: они указывали то же самое количество друзей, что и их здоровые сверстники. Но при этом здоровые дети гораздо реже указывали своих имеющих проблемы со здоровьем сверстников в качестве близких друзей. В ходе исследования выяснилось, что имеющие проблемы со здоровьем подростки склонны преувеличивают крепость своих дружеских уз – каждого пятого школьника со слабым здоровьем никто из участников опроса не упомянул в числе своих друзей.

В рамках исследования также было установлено, что слабое здоровье негативно отражается на социальном статусе подростка в группе. Проблемы со здоровьем вынуждают молодых людей дружить с «менее популярными» школьниками, что снижает их статус в социальной иерархии сверстников.

Как можно увидеть из исследования, слабое здоровье подростка не прибавляет ему очков в общении со сверстниками. Более здоровые приятели склонны считать, что такая дружба накладывает на них дополнительную нагрузку в виде эмоциональной поддержки, иррационального чувства вины и невозможности проводить в компании время при учете всех ограничений здоровья своего друга. У подростков это вызывает дискомфорт и чувство внутреннего протеста.

Доказательство того факта, что состояние здоровья может определять количество и качество социальных связей, имеет большое значение для широкого спектра социальных процессов. Так, ряд исследований подтверждает, что слабое здоровье человека оказывает негативное влияние на успехи школьников в учебе: социальная изоляция ослабляет связь подростка со школой, что плохо сказывается на его успеваемости. Исследователи утверждают, что полученные результаты должны стать основой будущих научных работ. В частности, огромное значение будет иметь разработка социального механизма, помогающего наладить социальные связи и повысить школьные успехи детей и подростков, имеющих проблемы со здоровьем. Таким образом, здоровье является как причиной, так и следствием того, сколько у вас друзей и на кого из них вы можете положиться. Однако в данном исследовании социологи не выделяли отдельно особенности слабого здоровья подростков, поэтому нельзя утверждать, что те или иные заболевания более или менее социально приемлемы в подростковой среде для формирования круга общения.

Исследование влияния здоровья ребенка на его социальную активность предполагает, прежде всего, что такая активность у ребенка есть – просто она может быть более или менее эффективной.

Знакомясь с результатами исследования и дальнейшими рекомендациями, нельзя не учитывать тот факт, что оно проводилось в США, где уже в начале 1970-х годов был принят закон, гарантирующий детям с особыми потребностями (special needs) право на бесплатное государственное образование. В 2002 году Конгресс США принял законодательный акт под названием «Ни один ребенок не останется в стороне» (No Child Left Behind Act). Законодатели предложили отказаться от отдельных аудиторий для детей с ограниченными возможностями и обучать всех детей в общих классах. На сегодняшний день эта практика применяется во всех школах США. В управленческой системе школы работает департамент образования детей с особыми потребностями. Дети учатся в обычных классах со всеми остальными детьми, при необходимости в течение всего школьного дня ученика сопровождает ассистент, который помогает ему на уроках, например, фокусирует внимание на том, что говорит учитель или остается с ним в классе, если ребенку требуется больше времени на выполнение тестового задания. Отдельные классы для детей с ограниченными возможностями существуют для тех, кто не способен в силу природных способностей находится в одной аудитории в другими детьми и быть участником учебного процесса. В этом случае учителя занимаются с детьми индивидуально или в малых группах.

В России закон об инклюзивном образовании был принят только в 2012 году. Закон гарантирует равный доступ к образованию всех детей, независимо от состояния их здоровья в общеобразовательных учебных заведениях. На практике далеко не все школы, техникумы и ВУЗы в настоящий момент способны обеспечить выполнения этого закона на своей территории. Основными препятствиями являются неприспособленность подавляющего большинства зданий образовательных учреждений к приему детей с ограниченными возможностями (отсутствие пандусов, лифтов, специально оборудованных туалетов и аудиторий), отсутствие в штате школы квалифицированных специалистов-педагогов и отсутствие полноценного медицинского персонала, способного оперативно помочь ребенку с проблемами здоровья. Вопрос инклюзивного обучения актуален и широко обсуждается в прессе, родители детей прилагают большое количество усилий для того, чтобы их «особый» ребенок учился в обычной, а не коррекционной школе.

Закон об инклюзивном обучении в России принят чуть меньше года назад, и государству и обществу еще предстоит масса работы по полноценному воплощению буквы и духа закона в жизнь, но самое главное, что это еще один важный шаг в сторону цивилизованного общества.