Виктория Семенова: "Клуб очень сильно изменил мою жизнь"
"У ребенка желание исследовать мир очень велико, и если он со всех сторон слышит, что ему нельзя "и тут, и там", то его нереализованное желание проявляется через шалости. Если количество "нельзя" уменьшить, то дети начинают вести себя лучше", считает Виктория Семёнова , основатель клуба родительской культуры "Мамина жизнь".
Клуб появился в Петербурге два года назад, и сегодня насчитывает уже пять самостоятельных филиалов в разных концах города. Здесь мамы изучают иностранные языки, занимаются рукоделием, рисованием, фотографией, йогой, танцами, вокалом, встречаются с психологами, врачами, специалистами по грудному вскармливанию и семейным отношениям.
"Летидор" узнал у Виктории Семеной, почему она решила открыть свой клуб для мам и какие люди там приживаются, а какие - нет.
- В чем особенность вашего клуба?
- Все наши занятия направлены исключительно на мам. Для детей мы организуем пространство, в котором чисто и безопасно, чтобы мамы могли спокойно дать ребенку свободу. А тут он уже сам выбирает - катать ему машинку, рисовать, общаться с другими детьми или бить в барабан. Мы зачастую считаем, что детьми обязательно нужно управлять, поэтому нам так сложно разрешить им заниматься самим, отпустить их. Создать им пространство и наблюдать.
- А если ребенку захотелось побегать во время занятия?
- Пожалуйста, места для этого предостаточно. Даже если ребенок упал, мама его пожалеет и все, можно играть дальше. Часто родители, когда ребенок начинает ходить, стремятся везде "подстелить соломки", забывая, что у него есть врожденное чувство самосохранения. И своей тотальной опекой мы лишаем его этого чувства. Может где-то и нужно упасть, чтобы понять, что поверхность твердая, что бывают острые углы. Ведь если этот этап развития провести в подушках, то потом синяки могут стать действительно опасны.
- Кто на занятии несет ответственность за ребенка — ведущий или мама?
- Конечно мама. Как и в любой другой ситуации, именно мама ответственна за своих детей. Здесь не работает система "сдам" ребенка. Как у нас строится система воспитания? Ребенок родился, папа и мама проводят с ним первые 1,5 года, а потом сдают его в ясли (няне, бабушке), в детский сад, в школу, в спортивную секцию и так далее. Вот и получается, что родители не знают своих детей, они их "сдают".
Между тем очень важно, чтобы был постоянный контакт ребенка и родителей. Эта идея хорошо раскрыта в книге Жан Ледлофф "Как сделать ребенка счастливым", где автор рассказывает о принципе преемственности — основе гармоничных отношений между родителями и детьми, который она сформулировала, наблюдая за жизнью южноамериканских индейцев. Именно этот важный "элемент счастья", по словам автора, утратило цивилизованное общество, поэтому чтобы вернуться к нему, автор предлагает современным мамам собираться вместе, беседовать, рукодельничать, чтобы дети могли видеть, чем занимается мама.
Именно это у нас и происходит. Мамы, которые ведут занятия - профессиональные преподаватели, таким образом они по-прежнему занимаются любимым делом, хоть и формально "сидят в декрете".
- Какие мамы к вам приходит?
- Совершенно разные. Для многих через свое увлечение открывается путь к естественному родительству, и это начало изменений. Однажды к нам пришла мама пятерых детей. Сначала ее интересовал исключительно французский язык, который у нас преподавался. Но когда она увидела, что мамы носят детишек в слинге, воскликнула: "О, это моё!" и пересадила младшего. Кстати, это не единственный случай, когда к нам приезжают в коляске, а уходят в слинге.
- А есть такие, кто приходят и не приживаются?
- Да, если у родителя уже есть картинка "мой ребенок будет музыкантом, гимнастом, математиком, полиглотом" и так далее, и родитель эту картинку активно воплощает в жизнь. Конечно, таким мамам у нас не нравится. Приходят с запросом "сделайте из моего Сашеньки гения". На музыкальных занятиях педагог попался терпеливый, он объяснял маме - включайте музыку дома, слушайте сами, ходите на концерты. Ведь то, что интересно родителю — то интересно и ребенку. "А это мысль — ходить на концерты!, - задумывается мама. До этого она музыкой не интересовалась, но хотела от сына таланта Моцарта или Паганини.
Однажды привели к нам ребенка с очередного развивающего занятия. У малыша непонимающий взгляд — где я, что со мной? Мама посадила его, вручила маракасы, взяла руки малыша в свои, начала ими трясти, ногой подтопывать. В общем катастрофа: ведь ребенок воспринимается как атрибут, как марионетка, а не как человек, который имеет право на свои желания.
Наши дети привыкли, что их никто не заставляет чем-то заниматься против воли. Даже если все будут играть на маракасах, ребенок вполне спокойно может листать книжку.
Иногда заглядывают "гламурные мамы", которые родительствуют по принципу "у моего ребенка должно быть все самое лучшее": самая модная коляска, самые красивые брендовые вещи, только лучшие игрушки. А сам ребенок будет ходить на "самые крутые развивашки". Таким мамам у нас тоже неуютно.
- Как ты относишься к методикам раннего развития?
- Мне близка система Монтессори. Наши дети растут в мегаполисе, и поэтому ограниченны в тактильных возможностях, не могут потрогать крапиву, походить по песку, по камням. А монтессори-среда хоть и искусственно, но эти возможности предоставляет.
В остальном же развивашки - это по большому счету дрессура. Можно надрессировать малыша в полтора года знать все буквы, в два - бегло читать. Но зачем? Психологически он еще не созрел, ему эти знания ни к чему.
- Клуб называется "Мамина жизнь". Нет ли у тебя ощущения, что самим названием вы показываете, что папам здесь не место?
- Да, такое ощущение есть. Поскольку папы днем на работе, а в выходные мы стараемся не заниматься — это дни, когда семья должна быть вместе, то у нас получается исключительно женский клуб. Хотя когда мы летом выезжаем на Ладогу, папы находят возможность поехать с нами. Так что папы не совсем отрезаны, для них у нас действует второе название - "Клуб родительской культуры".
Сейчас я понимаю, что клуб очень сильно изменил мою жизнь. Моё родительство вместо добровольного затворничества вдруг наполнилось событиями намного больше, чем до декретного отпуска. К нам приходят очень интересные люди, и это общение помогает развиваться клубу. Мои взаимоотношения с сыном, старшей дочкой, мужем приобрели очень многое благодаря этому общению. Новые люди дают импульс для поиска, я открываю для себя новые горизонты.
- Ты думала об этом, когда все начиналось?
- Все началось с мелочи - со слинга. Когда я пересадила сынулю из коляски в слинг, то почувствовала, что в перемещениях я свободна. Но прогулки по музеям и паркам быстро надоели, хотелось уделить время себе - выучить итальянский язык, заняться вокалом, например. Поскольку такого места, где можно себя реализовать и чтобы ребенок был рядом, я не нашла, появилась идея организовать клуб. В этом стремлении меня очень поддержал мой супруг. Он же и начал вести первые занятия – йогу для мам с детьми. Вместе у нас постепенно получилось сформировать идею, специфику клуба, а потом родилось и название.
_ Читайте также:
Каково быть мамой вундеркинда
Ген авантюризма, или Куда девать гиперактивных?
Владимир Волошин: "Невроз раннего развития культивируют СМИ"_