«Вера считает, что у нее в школе есть жених»: колонка мамы девочки с синдромом Дауна, которая пошла в обычную школу
Когда подходит время отдавать ребенка с особыми потребностями в школу, нас, родителей, охватывают сомнения, а стоит ли это делать. Мы думаем, справится ли он с учебной нагрузкой, примет ли его учитель, что скажут одноклассники.
Сделать выбор в пользу районной школы — тревожный, но необходимый шаг, потому что мы понимаем, что образование и получение опыта общения с разными людьми — это минимум, который необходим ребенку для того, чтобы впоследствии освоиться в жизни и стать самостоятельным.
Тем более опыт многих семей за рубежом (а с недавних пор и в России) доказывает, что детей с особенностями развития хорошо принимают в обычном классе, они успевают по программе наравне со сверстниками.
Чтобы не казаться голословными, мы попросили Дарью Болохонцеву, маму 10-летней Веры с синдромом Дауна, которая посещает третий класс обычной образовательной школы №38 рядом с ее домом, рассказать, почему школа для особенного ребенка — это совсем несложно.
Когда Вера выросла и пришло время выбирать школу, мы с моим мужем Андреем сначала посмотрели несколько коррекционных школ. Их особенность — малочисленные классы. Например, в классе 15 человек, но из них ходит трое, и не все говорят.
Верино же развитие практически соответствовало возрасту, и мы подумали, что она вполне сможет учиться в обычной школе с поддержкой сопровождающего.
Так что мы обратились в школу №38 (она входит в тот же комплекс, что и Верин детский сад), и в 7 лет она пошла в школу, как обычные дети. В класс, где было 25 человек.
Огромное спасибо администрации школы — в первую очередь, директору и завучу — за то, что не побоялись нас взять.
Первая учительница нам досталась волшебная: она смогла создать атмосферу любви и заботы вокруг Веры и вообще в классе, хотя до этого у нее не было опыта общения с особыми детьми. Одноклассники очень хорошо приняли Веру. Да, были страхи, но они были у учителей, а не у детей. Если возникали споры, я приходила, и мы пытались вместе найти решение.
На следующий год в класс пришла новая учительница — Наталья Юрьевна. Она сначала тоже ничего не знала о детях с особенностями, но прошла курс обучения в Центре лечебной педагогики (ЦЛП) и стала чувствовать себя увереннее. В первую очередь, ей предстояло разобраться с программами.
У особых детей свой набор предметов, свои учебники. Кроме того, во втором классе начинаются оценки — и нужно было понять, как Вере их ставить.
Программу для таких детей, как Вера, школам выдают методические кабинеты, а потом школы уже адаптируют их под себя.
В итоге все устроилось следующим образом. Большинство уроков — чтение, «мир вокруг нас», труд, физкультура, музыка — Вера посещает со всем классом. А математику и русский язык она проходит в отдельном классе вместе с тьютором, которого бесплатно выделила школа. Классный руководитель дает Вере задание, они вместе с тьютором его выполняют, отдают это учителю, и тот ставит оценки.
Кроме того, в школе с Верой два раза в неделю дополнительно занимается дефектолог.
А еще Вера ходит в Центр лечебной педагогики, где разные специалисты помогают ей в освоении школьных предметов.
Когда мы ходили по спецшколам, нам говорили, мол, как же вы пойдете в обычную школу, дети же очень злые и будут Веру обижать. Ничего подобного.
Дети обижают тех, кто неприятно выглядит или агрессивно себя ведет.
Никто пока не приглашал ее на свой день рождения, но, честно говоря, и у нее ни разу не возникло ощущения, что надо кого-то пригласить на свой.
Мы ходим все вместе в музей, в театр, еще куда-то, и никто не убегает от нее и не говорит, как дети умеют: «Ой, Вера пришла, фу, опять она».
Мы специально с самого начала не забирали дочку с продленки, потому что там ребята действительно начинают общаться и отдыхать.
Во втором классе у нас лучше получалось общаться с мальчиками. Все с удовольствием ведут ее за руку в столовую, помогают, если нужно, застегнуть куртку. Вера считает, что у нее в школе есть жених — Виталик, за которого она собирается замуж. Впрочем, у нее их три: один в ЦЛП, один — сосед по дому и один – в школе.
Фото: личный архив Дарьи Болохонцевой