Устная часть ЕГЭ: английский язык
В 2009 г. устная часть ЕГЭ по иностранным языкам, т.е. задание «Говорение», была отменена. Однако разговоры о безусловной необходимости этой части экзамена велись постоянно и вот, как говорится, мы дождались. Мария Вербицкая (Федеральный институт педагогических измерений) и Людмила Кожевникова (Самарский государственный университет) представили широкой общественности проект устной части ЕГЭ по английскому языку, апробация которого уже прошла в некоторых школах страны.
Разница между тем, что было до 2009 и тем, что нам предлагают сейчас, довольно большая. До 2009 устные задания ЕГЭ по формату были аналогичны устным заданиям ГИА (государственной итоговой аттестации после 9-го класса) и отличались от них только уровнем сложности.
Первым заданием было тематическое монологическое высказывание, т.е. ученик должен был произнести монолог определенного объема на заданную тему. Примерные темы монологов были указаны в «Кодификаторе элементов содержания по английскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена». Вторым заданием был диалог с целью обмена оценочной информацией на эти же, указанные в кодификаторе, темы.
Монологи представляли собой хорошо нам знакомую систему топиков по английскому языку, которая всегда активно использовалась в советской школе. Нужно было уметь рассказать о семье, родном городе, стране, друзьях и отношениях с ними, о проблемах современного мира, о странах изучаемого языка, спорте, выдающихся людях и т.д. Топики составлялись заранее. Хорошие ученики учили их наизусть, плохие делали шпаргалки и подглядывали туда во время ответа.
В роли слушателя и собеседника на экзамене выступал экзаменатор. На устный ответ одного ученика отводилось десять минут.
Хорошо это было или плохо? В советское время скорее - хорошо, т.к. чтобы подготовится ко всем возможным монологам и диалогам на большое количество тем, нужно было хорошо поработать. Однако в современных условиях, например, на экзаменах ГИА 2013 года, уже накануне экзамена большинство детей, сдающих экзамен по английскому языку в своих родных школах, знали какие конкретные монологи и диалоги будут у них на экзамене.
Сделать шпаргалку и прочитать её во время экзамена труда не составляло. Учителя, кровно заинтересованные в получении детьми хороших результатов, закрывали на это глаза.
Конечно, экзамены ЕГЭ всегда проводились в более суровых условиях, чем экзамены ГИА, однако использование шпаргалок, мобильных телефонов, интернета и т.д. на экзаменах стало практически нормой в современной России.
Мы все хорошо помним всероссийский скандал на экзаменах ЕГЭ-2013, который, наконец, заставил власти и общество задуматься над тем, что происходит, как дети сдают государственные экзамены, и кто, в конечном итоге, поступает на бюджетные места в вузах.
Что же нам предлагают в новом проекте устной части ЕГЭ?
Изменений много. Во-первых, увеличилось количество заданий: теперь их четыре, а не два, и они совершенно другие. Во-вторых, вместо экзаменатора-собеседника ученик будет сдавать экзамен компьютеру. В-третьих, сократилось время на подготовку к ответам, т.е. учащимся придется демонстрировать навыки спонтанной речи на иностранном языке.
Первое задание С3
Предлагается прочитать вслух небольшой и несложный текст. Времени на подготовку одна минута. Это время дается для того, чтобы ученик мог предварительно ознакомиться с текстом, прочитав его про себя. Задание оценивается в один балл. Очевидно, что от учащегося требуется четкое выразительное чтение и правильное произнесение слов. С одной стороны, это задание может показаться слишком легким для экзамена ЕГЭ, но дело в том, что новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) старшей школы 2012 года предусматривает переход к обязательному ЕГЭ по иностранным языкам всех выпускников средней школы (от 70 000 к 700 000 сдающих). До настоящего времени этот экзамен сдавали только хорошо подготовленные дети, практически поголовно занимающиеся языком дополнительно. По новому стандарту будут сдавать все. Практика показывает, что многие выпускники школ с трудом читают вслух неподготовленный текст на иностранном языке, делая многочисленные ошибки в произнесении слов из-за своего минимального словарного запаса и не понимания того, что они читают. Научить детей говорить на иностранном языке способна не всякая современная школа, так пусть хоть читать научат, что даст детям возможность получить свой законный балл за это задание.
Второе задание С4
Вниманию учащегося предлагается некая визуальная информация, например, рекламное объявление. Нужно задать пять уточняющих вопросов по данному объявлению. Тематика вопросов указывается. Времени на подготовку - одна минута. Максимальная оценка - пять баллов. В этом задании проверяется умение задавать четкие, грамматически правильно построенные вопросы, для чего ребенку нужно обладать базовыми знаниями грамматики и лексики.
Следующие два задания повышенной сложности и требуют хороших навыков говорения.
Третье задание С5
Нужно описать фотографию (картинку). Из трех предложенных фотографий нужно выбрать одну и описать ее по предложенному плану. Максимальная оценка за это задание - семь баллов. При оценке учитывается решение коммуникативной задачи (высказывания ученика по всем пунктам плана), организация высказывания (наличие вступления, заключения и завершенность высказывания) и языковое оформление: достаточно разнообразная лексика, грамматика и специальные выражения. Время на подготовку - одна минута.
Четвертое задание С6
Нужно сравнить две фотографии (картинки), используя предложенный план. В обеих фотографиях будет что-то общее, например, разные виды досуга. Или, например, люди, попавшие в затруднительные ситуации. Их нужно кратко описать, пояснить, в чем состоит сходство и различие ситуаций, сказать о своих предпочтениях и объяснить свой выбор. Время на подготовку - одна минута. Максимальная оценка за это задание семь баллов по тем же критериям, что и в задании С5. Для получения максимального балла за это задание (как и за задание С5) ученик должен продемонстрировать выразительную, эмоционально окрашенную речь и использовать специальные слова и предложения для перехода от одной части высказывания к другой.
Последние два задания требуют от учащегося сообразительности, быстрого мышления и хорошо развитой речи, в том числе, и родной. Для многих современных подростков было бы трудно сделать такие задания и на русском языке, т.е. трудно просто сообразить за такое короткое время, что и как говорить. Тут уместно вспомнить слова нашего президента, сказанные им на 1-м Российском литературном собрании о том, что «большинство представителей молодого поколения в России с трудом могут формулировать свои мысли».
Подготовить ребенка к выполнению таких заданий(С5 и С6) в короткий срок невозможно. Для этого он должен уметь довольно бегло говорить по-английски и иметь хороший словарный запас в активе – навыки, которые получаются ребенком в результате нескольких лет качественных занятий языком.
Время, отведенное на выполнение всего задания, очевидно, также будет минимальным. И если, например, для экзамена по всей стране будут предлагаться сотни разных фотографий (картинок), которые экзаменуемый увидит только тогда, когда сядет за компьютер и начнет выполнять задания (при этом нажать на паузу будет нельзя), это будет очень способствовать честной сдаче и демонстрированию реальных навыков учащихся.
Устный ответ ученика предполагается записывать на флеш-накопитель. Оценивать ответ будут специально подготовленные эксперты из разных регионов. Конечно, это только проект и, возможно, в процессе апробации выявятся его недостатки. Но, в целом, можно сказать, что этот проект - реальный шаг к улучшению ситуации со сдачей государственных экзаменов в России.