Успокойник и соска-выручалка: как дети отражают проблемы современного мира через искусство
О студии «ДЭЗ №5» и юных художниках
«ДЭЗ №5» — одна из старейших творческих мастерских в Москве. Ее создал архитектор и художник Михаил Лабазов.
«Когда ты делаешь то, что для тебя важно и ценно, тебе непременно хочется втянуть туда своих детей. Так произошло и в этом случае,
— рассказывает Полина Жураковская. — Михаил создал студию в 1986 году. Его сын, архитектор Михаил Лабазов-младший, в детстве посещал студию. Теперь там занимаются внуки, дети выпускников».
Студия задумывалась как абсолютно независимая мастерская как в финансовом, так и в политическом плане. Как и 30 лет назад, сейчас ее посещают самые разные ребята. Нередко выпускники мастерской становятся известными дизайнерами, архитекторами и художниками.
Посетители мастерской обладают практически абсолютной свободой творчества. Все начинается с идеи. Участники студии вместе с художниками-преподавателями обсуждают самые разные темы, отвечают на вопросы — что их волнует, какие вещи им нужны. Дети придумывают, о чем бы они хотели сказать.
Затем ребят воплощают задумку в эскизе и макете, а потом в полноценном произведении, обладающим уникальной художественной ценностью. В ход идут скотч, папье-маше, проволока, целлофан и другие самые разные материалы.
В некоторых работах использованы сложные металлические сварные конструкции.
О чем говорят дети
Посетителей Музея Москвы ждет 48 удивительных детских работ.
«По своему посылу и исполнению эти работы дадут фору произведениям многих взрослых художников,
— делится Полина. — Что интересно, со многими из объектов можно взаимодействовать: трогать, гнуть. Иногда на них можно посидеть или полежать».
Вещи, представленные на выставке, приглашают к разговору, заставляют задуматься о самом важном — любви, контакте с собой и окружающими, экологии, безопасности.
Работы участников экспозиции распределены по семи темам: «Значение вещей», «Взаимопонимание», «Защита», «Терапия», «Расширение возможностей», «Очищение» и «Идеология».
Самый большой раздел на выставке посвящен терапии, на втором месте — «Защита».
«Это показательно. Ребята придумывали и мастерили свои работы в 2020-м пандемийном году, когда многим из нас были просто необходимы и терапия, и поддержка, и защита. Все это можно найти в предметах, сделанных для выставки», — рассказывает Полина.
В разделе «Терапия» представлены гаситель конфликтов (работа похожа на огромного лешего, на колени к которому можно присесть), люлька-спасалка и соска-выручалка. Последняя задумана как бутылочка, из «которой мама и папа могут попить молочко и успокоиться».
Василиса Савина придумала успокойников — большие штуковины, которые можно гнуть в разные стороны и таким образом приводить себя в чувство равновесия.
Там же представлена инсталляция Тони Кориной «Заблудившиеся облака» — это огромная эфемерная конструкция в виде облака. Посетители могут зайти внутрь инсталляции и спрятаться в своих надеждах, воспоминаниях, мечтах. Это работа о защите хрупкого внутреннего мира от бестактных посягательств со стороны окружающих.
«Детей мощно затронула тема конфликтов, сложностей в отношениях людей друг с другом. Их работы — во многом рефлексия на тему общего напряжения, неумения договариваться, слушать и понимать других»,
— объясняет куратор выставки.
В разделе «Защита» дети показывают, как бы они обезопасили себя от непогоды и плохой экологии, в разделе «Очищение» они пытаются обезопасить планету от мусора. Здесь картонные и целлофановые монстры собирают отходы, а потом перерабатывают их.
«В разделе «Идеология» художники много размышляют на тему отсутствия любви. Есть змея-цветочек и перекати-паук, которые стремятся подарить любовь и приползают в тем места, где ее нет. Детей волнует тема нелюбви людей друг к другу, — рассказывает Полина. — Есть композиция о войне Вани Шутова. Тонкая красивая работа. Светящие миски, которые олицетворяют разные континенты, дружелюбно тянут друг к другу свои маленькие ручки для рукопожатия. Трогательная и важная мечта о мире, к которой стремятся дети».
В разделе «Понимание» представлен стол-договариватель, за который можно сесть только вдвоем, иначе он опрокинется или сломается.
В разделе «Расширение возможностей» все не так драматично. Например, здесь «живет» скоростной квантовый кузнечик, позволяющий перемещаться на огромные расстояния. Длина одного прыжка — 250-300 метров.
С ним соседствуют концентраторы — это серия конструкций, которые надеваются на голову и помогают удерживать внимание.
Во всех этих предметах нуждаются не только дети, но и каждый из нас.
О чем говорит музей
В каждом зале помимо работ юных художников представлено несколько экспонатов из Музея Москвы. Полина Жураковская отмечает, что эти экспонаты вступают в диалог с работами детей.
Например, рядом с квантовым кузнечиком и другими предметами из раздела «Расширение возможностей» можно увидеть, как «эволюционировал» миксер от мутовки к механическому и электрическому миксеру.
Что будет следующим шагом в эволюции кухонной техники? Возможно, люди научатся заменять руку каким-то универсальным приспособлением…
Музей предлагает подумать о том, что техника расширяет наши возможности, но одновременно с этим делает нас заложниками технологий.
В разделе «Идеология» от музея представлен плакат 1981 года авторства Федина и Потапова «Нас зовет пятилетка».
«На нем — красивая девушка, изображенная в желто-красной гамме, лозунг с восклицательным знаком. Но эта работа на самом деле рассказывает о том, что в 1981 году все это превращается в абсолютно пустой знак, лишенный прагматики. Пятилетка больше никого не зовет. У этого плаката не было особенного адресата ни тогда, ни, тем более, сейчас», — делится куратор.
Полина Жураковская отмечает, что музей придумал игру, которая помогает соотнести все, что написано на плакате (а там перечислены названия вроде БАМ, КАТЭК, Нечерноземье, которые современному школьнику ни о чем не говорят), с собственным опытом ребенка. Для этого надо покрутить лототрон, который расположен рядом с плакатом, и получить путевку в одно из мест, перечисленных на плакате.
«И в этот момент человек сразу начинает соотносить это название с собой. Интересоваться, куда это он может поехать.
А почему туда уезжала молодежь в 1981 году?
Тут можно рассказать историю о том, что большинство ехало на ударные стройки, чтобы вырваться из душной атмосферы застоя, отделиться от родителей и начать самостоятельную жизнь. Поговорить, что стояло за этими большими стройками. Был ли от них ущерб экологии и т.д.», — объясняет Полина.
Экспонаты музея, перекликаясь с работами детей, создают особое напряжение, побуждают зрителя посмотреть на одни и те же темы и проблемы с разных точек зрения.
Фото: пресс-служба Музея Москвы