Учимся читать: 5 упражнений по системе Монтессори
Мария Монтессори заметила, что маленькие дети воспринимают мир через органы чувств, и, основываясь на этом, создала шершавые буквы. Этот материал позволяет ребенку открывать для себя соответствующие буквам звуки, соединяя их в своем сознании с очертаниями букв, и получать от этого удовольствие. Ребенок видит букву, дотрагивается до нее, слышит звук, который соответствует этой букве, и сам его произносит. Использование сразу нескольких чувств, в особенности осязания, позволяет ему понимать через действие.
В издательстве «Клевер» вышла книга «Учим буквы по методике Монтессори» с набором карточек и 20 упражнениями. Часть этих упражнений сегодня публикуется в «Летидоре».
1. Называть предметы, которые окружают ребенка
Каждый ребенок в свой срок начинает показывать пальчиком на предметы, находящиеся в поле его зрения: ему хочется узнать, как они называются. Не оставляйте без внимания ни одного вопроса малыша, даже если он раз за разом просит сказать ему названия одних и тех же предметов. Благодаря такой практике, словарь малыша будет обогащаться по мере накопления жизненного опыта, и каждое слово наполнится смыслом. Длина и количество слов, которые ребенок может услышать, а затем и усвоить, безграничны, поэтому не бойтесь «перегрузить» его, дав слишком много названий или знакомя со словами, которые кажутся вам чересчур сложными. Ребенок наделен способностью накапливать их бесконечно!
То, что дети делают на пляже, вполне можно делать и дома, на кухне – достаточно насыпать манку на противень или в форму для выпечки. Нарисуйте пальцем на поверхности крупы кружок, а внутри него два глаза и улыбку. Легонько встряхните противень, а когда ваш рисунок исчезнет, предложите ребенку самому что‑нибудь нарисовать. Рисуя с ребенком поочередно, можно сделать и общую – одну на двоих – картину: один из вас изобразит голову кошки, другой – уши, первый – кошачье тело, второй – хвост и так далее. Можно еще, пока ребенок рисует, читать или рассказывать ему историю, которая, возможно, увлечет его воображение: вдруг он захочет изобразить змею, или огромную волосатую обезьяну, или щенка с длинными ушами…
Выберите в комнате, где вы занимаетесь с ребенком, пять предметов: три таких, которыми пользуетесь часто, и два – названия которых произносятся редко (например: подсвечник, марионетка). Положите или поставьте эти предметы перед собой в ряд и назовите первый слева. После этого хлопайте в ладоши всякий раз, как произносите слог: кни-га, по‑душ‑ка, ма-ри-о-нет‑ка… И так – с названием каждого из предметов по очереди. Предложите ребенку делать это вместе с вами.
Отправившись с ребенком на прогулку, попросите его показать вам какой‑нибудь предмет, название которого начинается с того же звука, что имя вашего малыша.
Скажите ему: «М-м-м – как в твоем имени, Мишель. Давай‑ка посмотрим вокруг, нет ли тут чего‑нибудь, что тоже начиналось бы на звук [м-м-м]…» И вы убедитесь, что за время прогулки ребенок найдет много слов, которые начинаются со звука [м]: машина, магазин, муха, монета…
Вступив в игру, вы можете предложить одно-два слова от себя, но не больше: дайте малышу возможность открывать для себя слова в собственном ритме.
А на следующей прогулке предложите ему звук, соответствующий другой букве.
Предлагайте ребенку находить предметы, названия которых начинаются с какого‑то звука, который вы произнесли. Пусть он ищет эти предметы на улице, в парке, в магазине или в автомобиле…
Во время прогулки, например, можно сказать: «Я вижу что‑то, что начинается на [с]. Можешь угадать, что я вижу?» Возможно, ребенок покажет на вашу сумку, а может быть – на идущую мимо собаку или на светофор. Скажите ему: «Да, первый звук у сумки (собаки, светофора) – [c], но давай посмотрим, может быть, мы найдем еще что‑нибудь, что начинается на звук [c]?» Когда вы найдете вместе достаточно слов, предложите ребенку другой звук. А потом пусть он выберет звук, и вы будете вместе искать предметы, животных и материалы, названия которых начинаются с этого звука.