Учим алфавит: от букварей до электронных плакатов
Чем раньше, тем лучше?
Многие родители считают, что учить русский алфавит можно едва ли не с рождения. Теоретически, это вряд ли повредит, но и толку будет немного. Если раз за разом повторять малышу одну и ту же букву, он ее когда-нибудь запомнит, но для него она ничего не будет значить – малыш не сможет сам прочитать или написать слова.
Врач-логопед детской клиники МЕДСИ на Пироговской Наталья Заславская советует переходить к конструированию букв, когда малышу исполнится четыре года: «Не ограничивайте фантазию: выкладывайте буквы из палочек, пуговок, монеток, блестящего конфетти, лепите из теста и пластилина, рисуйте на муке, песке, снегу или просто папиной спине. Причем это будет еще не письмо, а именно рисование. Старайтесь не сильно увлекаться качеством букв, во-первых, чтобы ребенок научился узнавать их в разных шрифтах и формах, а во-вторых (и в-главных!), чтобы он получал удовольствие от игры и не утратил охоты к дальнейшему процессу обучения грамоте».
После пяти лет у ребенка возникает естественный интерес к чтению, но если заставлять его учиться насильно, то может сформироваться неправильный механизм чтения:
вместо соединения букв в слова он будет узнавать только первые буквы и угадывать остальные и все слово целиком, теряя смысл прочитанного.
Учимся по букварю
Самый простой, надежный, интересный, проверенный временем способ научить ребенка читать – открыть букварь. На книжных рынках огромный ассортимент: от классических советских до современных с яркими картинками и стихами. При выборе букваря стоит посмотреть, какие слова автор выбрал для изучения каждой буквы. Так, некоторые книги похожи на орнитологические справочники, в которых для соответствующих букв нарисованы аист и цапля, филин и удод, жаворонок и юрок. Встречаются и буквари с абстрактными понятиями в примерах: «Т» – туман, «Р» – радость. Это усложнит задачу родителям, потому что для начала малышу придется разъяснить сами значения этих слов.
Педагог с двадцатилетним стажем Мария Хаймович предлагает тщательно выбирать подходящие иллюстрации в книгах или рисовать их самим. _«Самый простой способ выучить с ребенком алфавит – это представить каждую букву в виде картинки предмета, название которого начинается с данного звука, а не буквы, – поясняет Мария Хаймович. – Например, букву «О» надо нарисовать в виде обруча, а не в виде очков или обезьяны, потому что оба эти слова на самом деле начинаются со звука «А». Букву «З» нарисовать в виде змеи, «М» – в виде молнии и так далее. Чем больше у ребенка словарный запас, чем лучше развита его речь, тем больше у родителей возможности подобрать нужные картинки.
Моя практика показывает, что с правильно подобранными картинками дети учат алфавит за несколько игровых занятий.
Интересно, что наборы картинок для мальчиков и девочек могут быть разными. Для мальчиков можно подобрать картинки на тему техники. Например, на звук «Ш» я придумала картинку с шипами, которые полицейские кладут поперек дороги, чтобы остановить машину преступника. Главное, чтобы в рисунок была вписана буква, с которой это слово начинается»._
Один из самых популярных в последние десятилетия букварь Н. Жуковой вырастил уже не одно поколение юных читателей. Его особенность в том, что разучивают скорее не сами по себе буквы, а звуки, причем сразу в парах – слогах.
Именно он помог Ольге Мыльниковой, маме двоих детей :
У нас были все возможные варианты алфавита, и в четыре года дети называли отдельные буквы. Но полностью выучить русский алфавит удалось по букварю Жуковой сразу с навыками чтения. При этом учили мы не буквы, а сочетание звуков.
Магниты на холодильник и объемные буквы
Любимое занятие малышей – перебирать фигурки магнитов на холодильнике. Игра с буквами доступна уже полугодовалым детям, хотя они еще не понимают смысла фигурок, воспринимая их просто как игрушки.
«На самом первом этапе, в год-полтора, стоит просто познакомить малыша с самим понятием букв без углубления в их изучение, – отмечает врач-логопед детской клиники МЕДСИ на Пироговской Наталья Заславская. – Буквы пока не интересны ему сами по себе, и заинтересоваться ими он сможет, только если с буквами, как с другими игрушками, можно провести какие-нибудь манипуляции: собрать из кубиков пирамидку, нажать кнопку и сделать буквы яркими, вставить в нужное окошко сортера и так далее».
При выборе магнитной азбуки стоит обратить внимание на материал, из которого она сделана: картон размокнет, если малыш вздумает засунуть буквы в рот, пластмасса не должна издавать посторонних запахов, а керамика – быть достаточно прочной и устойчивой к ударам.
Плюс объемных букв в том, что форму символов, их написание ребенок запоминает не только визуально, но еще и тактильно.
Постигаем электронную азбуку
Электронные плакаты – современная замена учителю, няне и маме, а еще - увлекательная игра. Ребенок сам нажимает на область с нарисованной буквой, а после этого проигрывается заранее записанная песенка или стишок на эту букву.
При выборе электронных плакатов стоит помнить, что они могут очень быстро, в интерактивном режиме обучить малыша новым знаниям, но не заменят маму. Важно присутствовать рядом с детьми, направлять процесс их обучения, подсказывать, приводить другие примеры использования выбранной буквы. Иначе процесс обучения может ограничиться заучиванием конкретных песенок и стихов на подсознательном, машинальном уровне, без понимания, как эти буквы используются на практике.
Стикеры в доме
Нередко мамы говорят, что ребенок научился читать случайно, сам, когда видел крупные плакаты и надписи. И действительно, лучше всего запоминаются те символы, слоги и слова, которые с чем-то ассоциируются, всплывают в памяти. Поэтому, если погрузить кроху в мир слов, он научится их воспринимать, даже сам того не замечая. Это довольно эффективный способ выучить русский алфавит.
«Мой ребенок заинтересовался буквами в 2 года, – рассказывает Надежда Лобзунова. – Проявился интерес на море – он стоял у кабинок-раздевалок и читал буквы на них несколько дней подряд. Там была написана информация о достопримечательностях, и он называл каждую букву, показывая на нее».
Нарисуйте на стикерах и бумагах для заметок post-it крупные яркие буквы, а затем расклейте их по всему дому на соответствующие предметы:
«Д» – на диван, «Т» – на телевизор, «У» – на утюг.
Вы будете называть вещи своими именами, обращая внимание малыша на буквы. Постепенно символы свяжутся в сознании с названиями предметов, и ребенок поймет, что они расклеены по комнате не просто так. Затем можно будет перейти к следующему этапу – написанию на листках для заметок всего слова целиком.
Плюс этого метода в том, что дети погружаются в символьно-знаковую среду, воспринимают мир вокруг не только как предметы и вещи, но и как набор понятий и названий. А минус заключается в сложности реализации такой системы. Родители должны заранее подготовиться, кроме того, стикеры постоянно придется обновлять, после того как малыш их испортит (а испортит он непременно!).
Чем помочь малышу?
Мамы часто задаются вопросом, чем же помочь малышу, как научить его читать легко, интересно и безболезненно? Самый главный совет, который можно дать любительницам раннего развития – не спешите! Участки мозга у детей развиваются неравномерно, поэтому бессмысленно учить кроху читать до того, как он начал внятно и четко разговаривать. После того как сформируется речевой центр, можно приступать к изучению более абстрактных понятий, каковыми и являются символы языка.
Педагог Мария Хаймович отмечает, что лучших результатов в обучении чтению достигают родители, которые не ставят своей задачей научить ребенка читать очень рано, через силу, путем специальных занятий. «Дети, с которыми много разговаривают, отвечают на их вопросы, которым много читают взрослые; дети, которым не дают гаджеты, и дети, которых родители не пытаются только развлекать с утра до вечера, овладевают чтением легко и естественно», – отмечает специалист.
Кроме того, не стоит наседать на ребенка, заставлять зубрить.
Малыш должен осознавать, что изучает, что символизирует каждая буква, как произношение связано с окружающими его предметами.
«Тихоходам в утешение: не переживайте, если ваш ребенок пока не проявляет интереса к буквам, – советует врач-логопед детской клиники МЕДСИ на Пироговской Наталья Заславская. – Отступите и вернитесь к этому заданию через месяц. Ведь ребенок, как фрукт, должен дозреть до нужной кондиции. Иначе кислое настроение все равно не пойдет на пользу, и негативные ассоциации с игрой в буквы могут закрепиться».
И поскольку каждый из нас уникален и неповторим, найти и выбрать оптимальный возраст для знакомства с буквами и способ их изучения предстоит методом проб и ошибок. Кому-то больше понравятся магниты, а кто-то сразу научится читать по букварю.
В любом случае испытать придется несколько методов сразу, выбрав тот, который вызывает у ребенка наибольший отклик, эмоциональную привязанность и интерес.
Фото: Depositphotos; Shutterstock