Образование

Тренируем творческое мышление

Тренируем творческое мышление

Сегодня модно быть креативным. Креативный дизайн, креативная одежда, креативное мышление… Во всем нужно быть оригинальным. А по-моему, самые лучшие и непревзойденные оригиналы и креативщики – это дети.

Есть целые методики по развитию творческого мышления. Их мы и решили освоить со Степкой. Пусть сыну всего 5 лет, но такая зарядка для ума полезна и ему. Особенно если превратить эти методики в веселые игры.

Креативная палка

Утром, по дороге в детский сад мы выбираем какой-нибудь предмет и придумываем, что с ним можно сделать. Например, палка. Ей можно копать землю, опираться на нее, подарить или просто выбросить. Нужно придумать как можно больше разных, а главное, необычных вариантов.

Через пару недель мы со Степкой так натренировались, что с ходу стали придумывать как минимум 20 применений любому предмету. Попробуйте, очень увлекательное занятие. Хотя, конечно, поначалу бывает сложно, в голову приходят одни банальности. Но на то она и тренировка креатива, чтобы научиться видеть необычное в самом обычном.

Степка очень любит рисовать. Что ж, и тут можно проявить свои креативные способности. Я ему предлагаю, например, нарисовать, как пахнет радуга. Можно придумать кучу подобных вопросов:

  • нарисуй, какое на ощупь облако
  • нарисуй, какой вкус у бабушкиных котлет
  • нарисуй, о чем мечтают звезды…

Приходится придумывать ассоциации, а это очень развивает творческое мышление.

Кстати, об ассоциациях. Я еще давно где-то читал о таком забавном методе запоминания телефонов. Каждую цифру надо представить в виде какого–то предмета, а потом предметы связать одной логической цепочкой.

Мы со Степкой придумали свою цифровую азбуку:

1- палка
2- лебедь
3- забор
4- антенна
5- толстяк
6- бабушка
7- кочерга
8- матрешка
9- жучок
0 – лужа

Сначала мы тренировались. Я медленно называл несколько цифр, а Степка должен был их повторить в том же порядке.

Так, я говорил:

  • 8, 3, 9, 0

Для эти цифр, согласно придуманной азбуке, можно придумать такую ассоциацию: "Матрешка стояла у забора, а рядом в луже плавал жучок".

Чем больше цифровой ряд, тем длиннее и интереснее истории. Попробуйте составить свою!

Интересную игру в ассоциации нам подсказала воспитательница в детском саду. Я называют ребенку слова, он придумывает к ним прилагательные. Я эти прилагательные запоминаю. Потом играем наоборот: я называю сыну его прилагательные, а он по ним вспоминает слова, которые я называл.

Например:

  • Пароход

  • Большой и быстрый

  • Клубника

  • Сладкая и сочная

  • Улыбка

  • Теплая и красная

  • Башмак

  • Рваный и грязный

Во второй части игры мы меняемся, я начинаю:  

  • Теплая и сладкая

Степка отвечает:

  • Улыбка

Я продолжаю:

  • Сладкая и сочная

Степка отвечает:

  • Клубника.

Тут надо быть очень внимательными и первому и второму игроку, потому что стоит ошибиться одному, второй тоже ошибется.

Тоже довольно интересная ассоциативная игра. Мы в нее всей семьей играем, когда есть время. Ведущий, то есть я, называю слова, а игроки, то есть Степка, мама, бабушка, выкладывают их из предметов. Предметы разные: пуговицы, салфетки, спички, детали от конструктора… в общем всякая мелочь. На оформление одного слова дается всего 3 минуты. Предмет не обязательно должен быть похож на оригинал, главное, чтобы сам игрок понимал какое слово он выложил.

Когда ведущий назовет 10 слов, он просит игроков повторить их в той последовательности, в которой он их произнес. Игроки смотрят на свои произведения искусств и вспоминают.

Непревзойденными шедеварми была корова, которую бабушка выложила из салфеток и спичек, и еще Степкин телефон из пуговиц. Мы до сих пор об этом вспоминаем.

Рядом с нашим домом находится речной порт и мы иногда ходим туда гулять. Всю зиму там стоит на приколе один корабль. Степка любит ходить смотреть на него. И вот мы с ним стали придумывать историю корабля. В каком городе и на каком заводе его сделали, по каким морям он плавал, что видел, как избежал пиратского нападения.

Потом такую же штуку мы проделали с грузовиком дяди Саши (он часто рассказывал о своих поездках, поэтому придумать историю не составило никакого труда), с шишкой, что валялась на дороге и даже с импортным медведем, что важно сидел на полке в магазине. На прощанье мы ему сказали: «Бай!» Думаем, что он нас понял, ведь, согласно этикетке, он приехал к нам из Англии.

Теперь, когда мы уже достаточно натренировались, мы со Степкой придумали еще одну игру. Мы по очереди называем слова, связанные одним ассоциативным рядом.

Например: луг- трава – ромашки – бабочки – пчелы – солнце – туча – гроза

Когда ассоциативный ряд уже достаточно большой, мы начинаем раскручивать цепочку наоборот. Если последнее слово «гроза» сказал Степка, то теперь его повторяю я, а он должен вспомнить мое последнее слово. И так далее.

То есть:

Гроза – туча – солнце -…..- луг

Конечно, эта игра уже требует особых креативных навыков. Но Степка их так развил, что я нисколько не сомневаюсь, что из него выйдет суперкреативщик!