Система Монтессори: опыт педагога
Фото: Montessori Nautilus
Ирина Костюк , руководитель центра развития "Я и мама" в Междуреченске, рассказала о том, как идеи Марии Монтессори изменили ее представление о педагогике:
- С помощью материалов Монтессори больные дети могут невербально продемонстрировать свои возможности. Материалы являются не только развивающими, но и тестовыми. Как-то представитель комитета образования решил посмотреть, что же это за дорогие материалы и нужны ли они детям с ограниченными возможностями. На занятиях он увидел, как с виду совсем неперспективные дети уже умели считать, складывать геометрические фигуры, различать размеры и пр. Я наблюдала, как росла самооценка этих детей, некоторые из них хорошо адаптировались в престижных школах нашего города, были участниками математических олимпиад. То есть занятия в монтессори-среде помогли им развить творческий потенциал, стать более самостоятельными. А обычные люди смогли понять, что эти дети могут приносить обществу пользу, а не быть обузой.
То, что монтессори-педагогика - моя судьба, я поняла, как только познакомилась с основными ее принципами. Меня впечатлила целостность подхода. В его основе заложено отношение к ребенку как к уникальной, самоценной личности.
Так сложилось, что в начале девяностых именно Междуреченск стал площадкой для возрождения монтессори-педагогики в Сибири. К нам в 1994 году на обучающий семинар приехали преподаватели из Голландии. Это была судьбоносная встреча, т.к. мне уже давно перестала нравится работа по "общепринятым образовательным стандартам".
Я еще в школе не принимала до конца советскую учебную систему, где главной целью было дать ребенку определенные знания, учебные навыки, при этом совсем не учитывая его личностные особенности и потребности. И вот я знакомлюсь с учением, которое на первое место ставит глубокое уважение к ребенку, поддержку педагога-партнера, гуманизм и гармонию с природой.
Не забуду энтузиазм тех лет. Когда еще не были переведены книги Монтессори, мы (кто «заразился» этой педагогикой) по крупицам собирали информацию, ездили учиться в Московский монтессори-центр. Копировали в столичных библиотеках книги. При этом, к моему удивлению, у многих из них были даже не разрезаны страницы.
Дело в том, что в Советском союзе эта педагогика находилась под негласным запретом. Елена Хилтунен – первопроходец монтессори-движения в нашей стране, приводит любопытную цитату в своей статье "Из истории монтессори-педагогики в России": "...Год 1926-й. Из проекта резолюции научно-педагогической секции ГУСа о системе Монтессори: “Отрицательное отношение советских педагогов к системе Монтессори до последнего времени обуславливалось почти исключительно идеологическим содержанием этой системы (витализм, мистицизм, христианский социализм и т.д.). Между тем помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучет биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками – все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики…”
Возрождение монтессори-педагогики в России началось с 1991 года, когда состоялась встреча российских и европейских педагогов. Конечно, на первых порах многие новоиспеченные педагоги делали ошибки. Мне повезло побывать на многих стажировках в Голландии и Германии. Я увидела, как это должно быть в идеале, ведь наши зарубежные коллеги практиковали метод больше полувека. Я была поражена, посещая монтессори-школы и детские сады. Они кардинально отличались от российских общеобразовательных школ и садов: дети не бегали по коридорам, не кричали. Я сначала даже не понимала, чем они заняты. Например, мальчики в школьном коридоре собирали длинную цепь из «золотых» бусин, оказалось, это дети так математику изучают. Удивили классы - я рассматривала уютные комнаты, в которых дети свободно двигаются без звонков и расписания, заинтересованно занимаются тем, что им нравится: ставят опыты, ухаживают за хомяками, раскладывают карточки. И даже учатся чистить ботинки.
Сначала я применяла полученные в своей работе в детском саду. Мы вместе с коллегами организовали специальную группу для детей с диагнозом ДЦП. Опыт оказался настолько успешным, что позже в Междуреченске появился целый детский сад, специализирующийся на работе с больными ребятами.
После одной из поездок в Голландию я задумалась о создании частной практики. Но в роли бизнесмена я себя не видела. Помог случай. В разговоре с папой одного из своих учеников я высказала мысль: "Хорошо бы в нашем городе появился монтессори-центр". Идея ему понравилась, и он предложил мне сотрудничество. Условия просты: он предоставляет мне помещение и материалы, а я организую занятия с детьми.
Помещением для первого центра стала квартира в жилом доме, перестроенная в соответствии с требованиями к детскому учреждению: расположение на первом этаже, отдельный вход, санузел, пожарная безопасность. Клуб открылся в 2005 году, в нем занимались около 70 ребятишек в возрасте от трех лет. Сначала я работала одна, но когда учеников стало больше, потребовались помощники, которые получили тоже хорошую курсовую подготовку. Постоянно проводились и внутренние семинары, которые способствовали личностному росту педагогов.
Популярность центра "Я и мама" обеспечивала стабильный доход. Появились деньги на аренду еще одного помещения для занятия с малышами от года до трех лет. Но финансовый кризис 2008 года резко сократил доходы. Инвестор с огромным сожалением был вынужден просить коллектив освободить помещение, и с 2008 года я в самостоятельном плаванье.
Сейчас у нас много групп: "Я и мама", "Монтессори класс", "Мир на ладошке", клуб для детей от 8 месяцев "Погремушки", группа кратковременного пребывания "Монтессоринки". Есть еще и летние проекты, такие как "Индейская деревня в школе Монтессори". Открыли мастер-классы для творческих людей по мыловарению, валянию, скарпбукингу, изготовлению свечей. Проводим обучающие семинары для родителей "Как помочь ребенку построить себя".
Но пока много усилий тратится на выживание. Нам сложно существовать на самообеспечении. На мой взгляд, образовательное учреждение - это не бизнес, это миссия. Например, в зарубежных странах монтессори-практики поддерживает государство.
Меня же поддерживает любовь к работе. "Я к тебе завтра приду!", - говорят часто мне дети. Значит им это надо, а они ведь не развлечениями занимались, они работали, строили самих себя. Для меня значимо, что родители мне доверяют своих детей, ведут в центр второго, а иногда и третьего ребенка. Одна мама как-то сказала, что не из-за сына к нам ходит, а сама отдыхает душой.