Образование

Школьная служба примирения: что это такое

Школьная служба примирения: что это такое

Под руководством социальных педагогов ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. Помогает ли такой способ решить школьные проблемы? Рассказывает одна из мам, активных участниц программы "Круги примирения".

«Не учить, не лечить, не судить»
(один из постулатов медиатора)

С прошлого года, с легкой руки Людмилы Швецовой, бывшего зам.мэра Москвы по социальной политике,  Департамент образования Москвы реализует проект по созданию в московских школах служб примирения. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов. Направляют их действия социальные педагоги (если в школе такого специалиста нет, находят учителя, который готов взять роль куратора школьной службы).

Ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. Иными словами, в школе начинается медиация (примирение, посредничество). Что важно отметить, так это то, что конфликты между взрослыми: родителями и учителями, администрацией и педагогами и т.п. подростки разрешать не уполномочены, да и, как показывает практика, сами дети за подобные дела не берутся.  

Стоит сказать, что проект по внедрению школьных служб примирения существует в нашей стране с начала 90-х годов. Ведут его сотрудники и эксперты Центра судебно-правовой реформы.

Суть проекта

Школьная служба примирения – это волонтерское движение. Для того, чтобы организовать службу в одной школе, нужно десять (иногда чуть больше) детей, прошедших тренинг по разрешению конфликтов в подростковой среде по методике восстановительной медиации. Руководит группой, пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними – куратор службы, назначенный директором. Куратор тоже в обязательном порядке проходит тренинг по восстановительной медиации.

Школьная служба примирения – это еще один путь решения конфликтов в школьной среде. Основополагающими для службы являются следующие моменты:

  • решение о том, как будет выглядеть «мир», принимают сами конфликтующие стороны,
  • ответственность за предотвращение и поведение в конфликтной ситуации в будущем опять же берут на себя сами конфликтующие стороны;
  • ребята учатся сами и показывают другим, какие стили и способы поведения в конфликтной ситуации помогают общаться лучше, легче (компетентнее и эффективнее как сказали бы взрослые);
  • путь, благодаря которому педагоги и родители осваивают способы и модели конструктивного и взаимоприемлемого взаимодействия, поскольку если разобраться, то цель и у тех и у других одна – что бы дети хорошо учились, с интересом относились к школе и учебе в целом, радовались сами и радовали своих учителей и родителей.  

Так что получается, что служба примирения – это хороший путь, хотя и незнакомый. Это путь, который учит уважать себя и других и брать ответственность за свои поступки и за их последствия. Путь, который не все взрослые (которые в сущности те же дети) готовы пройти без сомнений и колебаний.

Медиация: выбор нужной стратегии

Стоит ли воспринимать службу примирения серьезно? В школе у моей дочери группа активных родителей запросто поменяла не устраивающего их детей учителя иностранного языка, проведя одну беседу с заучем. Беседа, правда, больше походила на жесткие переговоры с хорошо продуманной тактикой и системой аргументации, но и цели были достигнуты. Цели помириться не было. Медиация здесь не подошла бы.

С моей подачи класс дочери попал в так называемую программу «Кругов примирения» - являющуюся одним из способов и инструментов альтернативного разрешения конфликтных ситуаций, наравне с медиативной беседой и семейной конференцией. Мы не идеальны, у нас в классе есть свои ситуации, которые можно попробовать разрешить с помощью программы кругов. Мы и пробуем.

Современные родители не только в состоянии корректировать педагогический состав своих детей, им под силу внедрение в образовательный процесс новых и интересных проектов. Я ощутила на себе, что родители могут быть по-настоящему влиятельной силой, и их роль не будет сводиться только к тому, чтобы быть дополнительным источником финансирования школы. Родители одноклассников моей дочери входят в различные школьные сообщества. Мы осознали, что к нашему мнению обязаны прислушиваться, и к нему прислушиваются.

На мой взгляд, идея внедрения в школе технологий конструктивного разрешения конфликтов вполне может представлять для родителей определенный интерес. Конфликтов в школе много, иногда кажется, что очень много. И это закономерно, и в какой-то мере справедливо, поскольку любой рост, изменения, все новое сопровождается конфликтом чего-то старого с чем-то новым. Банально, очевидно, но, правда.

На наших тренингах мы учим ребят видеть в конфликте не что-то страшное и пугающее, а источник роста, новые возможности. Конфликт – как источник развития. Звучит красиво, но ведь главное, что все зависит от того как с ним обойтись (и в какой стадии развития  находится конфликт). Лучше решать проблемы сразу, не откладывая их в слишком долгий ящик. По своему опыту я вижу, что дети настроены на мир, они находят выход даже из сложных ситуаций гораздо быстрее и проще, чем взрослые. Они гораздо легче прощают, им вполне хватает нескольких дней для знакомства с методом медиативного общения. Взрослых же согласно утвержденным Правительством РФ нормам следует учить 120 часов (и это минимум). Думаю это связано с тем, что взрослым порой сложно согласиться, что их точка зрения не истина в последней инстанции. Сложно принять противоположную, отличную от нашей точку зрения. У детей этих проблем, как правило, нет. Они легче верят и принимают все новое. Лично мне нравится, что постепенно  появляется поколение, для которого диалог и обсуждение становится нормой общения.  

Выбор подростков

Какие дети принимают участие в программах школьных служб примирения? Мы отбираем тех, кто пользуется доверием в своем классе и тех, кто сам бы хотел принять участие в такой программе и пройти обучение. Дети на тренинге часто говорят, что были искренне удивлены, когда узнали, что они попали на тренинг, потому что им доверяют в классе. Говорят с удивлением и с гордостью.

В нашей системе образования практические любые общественные или волонтерские программы, тренинги и семинары для детей требуют обязательного получения согласия от родителей или законных представителей ребенка. Поэтому вскоре о том, что ребенок будет принимать участие в тренинге по созданию школьной службы примирения, узнают и родители. Именно взрослые должны поддержать детей, для которых важно ощутить ту ответственность, которую несет новая обязанность.

Ограничения медиации

Если у родителей появляются вопросы или сомнения в квалификации специалиста, который будет проводить тренинг с детьми, можно созвониться или встретиться с куратором программы. Обычно в информационном письме-разрешении указаны контакты отвечающего за проект в данной школе специалиста. Также я выделила основные положения, которые стоит знать. Школьная медиация:

  • имеет свои довольно четкие границы применения. Не все конфликты можно разрешить, используя этот метод. На практике часто школьные медиаторы сталкиваются либо с отсутствием настоящего конфликта, либо им предлагают разрешить проблемы, которые не входят в их компетенцию (например,когда речь идет о конфликте, который моет разрешить только департамент образования).

  • требует активной, заинтересованной и ответственной позиции взрослого, который будет поддерживать ребят, будет направлять их к тем, кто поссорился;

  • часто наталкивается на недопонимание со стороны педагогов, которым страшно доверить детям решение конфликтов.

  • теряет свой авторитет, так как внедряется по «указке сверху». Именно по этой причине медиацию мало поддерживает школьная администрация и педагоги.

Тем не менее, у школьной службы примирения находятся сторонники, педагоги, директора школ и представители школьной системы, которые либо по велению сердца, либо столкнувшись на практике и, увидев собственными глазами, что система работает, поддерживают, внедряют и развивают ее.  Когда после одного из наших тренингов в одной из московских школ ребята решили проблему с прогулами одного из учеников, администрация школы даже не могла скрыть изумления. Что скажешь – практика критерий истины!  

_Материал подготовлен Юлией Юркевич,
Медиатором, психологом, сотрудником «ЦМПСС «Бутово»

Контактный телефон +7910-4293931, почта: jjj21@yandex.ru_