Образование

Школа без отметок: как это устроено

Школа без отметок: как это устроено

«Двойки» и «пятерки» представляются одним из типичных атрибутов школьной жизни. Можно ли обойтись без них и что из этого получится? Школы с безотметочным обучением существуют, хотя их и не так много. Одна из них – московская школа самоопределения (центр образования №734).

С отметками в школе №734 стали «бороться» с тех пор, как ее возглавил в далеком 1985 году Александр Наумович Тубельский. Он сразу заявил, что отметки не нужны. Эти циферки, эти символы, «звездочки», «солнышки» просто неэффективны, всей полноты работы ребенка не отражают, а часто ломают мотивацию ребенка, его желание что-то делать. В эти пять баллов просто невозможно уложить все тонкости работы школьника, отношения его самого к этой работе. У меня пятерка, у тебя четверка, а больше ничего непонятно про эту работу.

Первое, от чего пытались избавиться с этой новой системой оценивания – от сравнения друг с другом. Очень хотелось, чтобы сравнивали себя относительно себя. Правда, все равно эта соревновательность в природе человека живет, все мы любим сравнивать себя с другими, и от этого множество переживаний и непродуктивных эмоций. Поэтому, конечно, избавить детей в корне от этого нельзя. Но можно направить стремление смотреть не на Васю и Петю, а на вчерашнюю работу, работу ребенка в начале года и в конце. Просто посмотреть тетради в начале года и сейчас, есть ли движение или нет.

Что взамен

Отсутствие цифр в дневнике вовсе не означает, что ребенка не оценивают. Скорее наоборот, система оценки в таком случае становится более сложной, форматов за эти годы придумано довольно много. Надо сказать, что все они непростые и трудоемкие.

Описательная оценка. Учитель анализирует работу ученика, чаще всего письменно. То есть не просто говорить о том, хорошо или плохо сделана работа, а объясняет, что сделано правильно и не очень, в чем есть рост, а где нужно поработать. В текущей работе это могут быть «записки в тетради», по итогам года многие учителя пишут подробные (на 2-3 страницы) тексты по каждому ученику.

•    Оценка по критериям. Самая популярная форма в школе. Учитель вместе с детьми придумывает, на что именно в работе будет обращено внимание. Буквально с первого класса педагог говорит: давайте смотреть на красоту букв, давайте считать количество ошибок, кто сколько напишет по объему и так далее. Дети предлагают эти критерии сами, конечно, при помощи взрослого.

•    Наглядные методы. Когда в классе идет большая тренинговая работа (например, изучение таблицы умножения), очень часто на стенах возникают таблицы оценивания. Ученики и учитель в них фиксируют, что надо сделать, что узнать, выучить, решить, и что из этого уже сделано.

•    «Плюс-минус». Некоторые педагоги ставят за домашние работы в тетрадях своим ученикам знаки «+», «-» или «+-». Казалось бы, та же балльная оценка, но на деле не совсем она. Этот значок дает ребенку конкретную информацию о выполнении определенных условий задания, оговоренных заранее. То есть сначала в классе все договариваются о том, что считать идеальным выполнением этого задания, а потом уже учитель (или сам ребенок, или его одноклассник) «сличает идеал и реальность». Ставя «-» или «+-», учитель также письменно напоминает о критериях.

•    Портфолио. У каждого ученика есть специальная папка, куда весь учебный год собираются его «достижения». Это могут быть и творческие работы, и грамоты за участие в конкурсах.

«Я детям всегда говорю – когда ты умеешь адекватно оценивать свою работу, ты свободен от других, ты не зависишь от чужого мнения. И, например, уже в первом классе я наблюдаю такую картину: ребенок пишет свой текст, сдает и говорит, что сегодня у него получилось не очень хорошо выполнить задание, какой-то обычный текст получился. И я понимаю, о чем он говорит – полета фантазии не получилось. Но для меня важно, что я еще даже не читала текст, поэтому ни глазом, ни мимикой не подала никаких знаков, а он [ребенок] уже прикинул и говорит», – рассказывает о своем опыте Елена Владимировна Тубельская, учитель 1 класса.

Самооценке уделяется много внимания. К примеру, «итоговая ведомость» за полугодие в третьем классе выглядела вот так.

Школа без оценок.jpg

С ранних лет ребенок слышит «Пойдешь в школу – будешь пятерки носить». И вот он попадает в школу, где никаких «пятерок» нет. В первое время некоторые дети немного растеряны, отмечают учителя. Прибегают, просят оценку в дневник. Но перестраиваются довольно быстро и естественно.
Однако, социум, конечно, давит и на родителей, и на учителей. Хотя школе законом разрешено безотметочное обучение, при переходе ребенка в другую школу оценки все же приходится выставлять. ЕГЭ и тестирования, которые проводятся все раньше и раньше, вынуждают педагогов уже в 6-7 классе начинать ставить отметки в традиционной пятибалльной системе.

Безотметочное обучение требует регулярных контактов родителя и учителя. Нужно, чтобы мамы и папы часто приходили, заглядывали в класс хотя бы на пять минут. Учитель старается рассказать об успехе детей. Иногда, бывает, просит помочь, поддержать, поработать дома, если что-то не получается. Если есть доверие родителей, возникает спокойствие. Но доверие, конечно, не рождается так просто.

Учителю тоже приходится справляться с собой, с внутренним желанием ставить оценки. Для учителей такая система сложнее привычной, более затратна по времени.

«Итоговая оценка проводится в конце 4 класса, – рассказывает Тубельская, – и у меня [во время оценивания] было ощущение, что я нейрохирургическую операцию провожу. Потому что в этот момент нельзя врать, лукавить. Это такой серьезный разговор с ребенком. Если ты начнешь фальшивить, привирать, притягивать чего нет, это сразу видно... Ты должен быть оголенным, все в голове держать, потому что по кругу в течение часа каждый из участников  – родители, учителя, друзья – должен сказать «А еще в тебе приросло то-то и то-то, доказываю вот таким эпизодом». Это должно быть честно, искренне, аргументированно».