Образование

Сердце внутри: 8 мифов об аутизме, в которые мы продолжаем верить

© Shutterstock/VOSTOCK

2 апреля — день распространения информации о проблеме аутизма. Поэтому мы решили рассмотреть самые популярные мифы об этом нарушении развития, которые бытуют не только среди обычных людей, но даже среди педагогов, психологов и других профессионалов, работающих с этим отклонением.

В теме «Летидору» помогали разбираться специалисты «Остео+ Центра комплементарных технологий».

Миф 1. Люди с аутизмом — это люди с нарушенным интеллектом

Неверность этого утверждения в том, что здесь нет прямой и однозначной зависимости. Аутизм достаточно многолик (недаром в 80-х годах в описание этого нарушения была введена более расширенная диагностическая категория — расстройство аутистического спектра (РАС)).

Это различной степени тяжести нарушения коммуникационной и эмоционально-волевой функций (проблемы во взаимодействии с окружающим миром, если определять аутизм совсем уж схематично).

Аутизм может быть отягощен интеллектуальной дисфункцией, но саму по себе умственную отсталость нельзя назвать характеристикой аутизма.

© Shutterstock/VOSTOCK

Миф 2. Аутизм сопутствует гениальности (другими словами, все аутисты — одаренные личности с присущими им странностями характера)

Люди с аутизмом абсолютно разные. Но им в большей степени свойственен дисбаланс в развитии. Во вполне определенных вещах они проседают на общем фоне, но где-то на том же фоне вполне могут проявлять нетривиальные способности.

Например, могут быстрее и эффективнее других решать многоступенчатые задачи, справляться с многозначными числами, быстрее и качественнее обрабатывать информацию, запоминать больший объем или уделять внимание большему числу деталей. Но могут и не обладать подобными способностями. Совсем. Как и в первом мифе, прямой связи между аутизмом и сверхинтеллектуальными способностями нет.

Но в этом утверждении важнее отметить другую ошибку: аутизм — это не какой-то особенный характер, это нарушение развития. Почему это важно?

Люди с эксцентричным характером не нуждаются в обязательной помощи, а людям с аутизмом она необходима.

Миф 3. Аутизм — это психиатрическое заболевание, что-то типа шизофрении

Нарушение развития высших психических функций и психиатрический диагноз «типа шизофрении» — разные вещи. У шизофрении есть свои симптомы, и они не коррелируют с проявлениями аутизма.

Аутизм действительно с момента его официальной клинической констатации в 43-м году профессором психиатрии Лео Каннером в течение довольно долгого времени изучался в психиатрии. Однако впоследствии другие ученые в результате новых исследований причислили аутизм к неврологическим нарушениям.

Лечащий врач ребенка и взрослого человека с аутизмом — невролог.

Но и невролог — не единственных специалист, вовлеченный в процесс медицинской помощи при аутизме. Как и медикаментозная терапия — не панацея в данном случае.

© Shutterstock/VOSTOCK

Миф 4. Аутизм компенсируется исключительно с помощью лекарств

Аутизм действительно в силу его недостаточной изученности в течение долгого времени пытались лечить исключительно с помощью лекарственных препаратов — ноотропов и нейролептиков. Ноотропы улучшают мозговое кровообращение, нейролептики заглушают дискомфорт, связанный с нарушениями работы организма.

Ребенок под действием лекарств становится «удобным» и неспособным к развитию.

Сегодня в медицинском сообществе аутизм квалифицируется как проблема, в большей степени связанная с нарушениями поведения. А значит, на первый план выходит уже не лекарственная терапия, а коррекционная педагогическая работа (нейропсихологов, дефектологов), направленная на развитие коммуникационных навыков, поведенческую адаптацию и социализацию людей, страдающих аутизмом.

Аутизм — это множественный симптомокомплекс, внутри которого варьируется как количество определенных признаков, так и их выраженность. Дети с аутизмом склонны к множественным проблемам со здоровьем. Соответственно и продуктивная помощь должна носить комплексный характер.

В плане расширения немедикаментозной терапии аутизма очень хорошо работает остеопатия, воздействие которой направлено не напрямую на психику, а на физиологию. Во-первых, остеопатическая диагностика помогает узнать многое о состоянии здоровья ребенка без вербального комментирования им самим своего самочувствия (что очень ценно, ведь многие дети с аутизмом не говорят). Остеопат может выявить многие проблемы внутреннего состояния организма, которые напрямую с аутизмом не связаны, но беспокоят ребенка, а значит, влияют на его поведение (попробуй веди себя прилично, если у тебя что-то постоянно болит, а сообщить ты об этом не можешь).

Во-вторых, в связи с тем, что у аутистов нарушена общая управляющая функция нервной системы, у них проявляются различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, которые прекрасно корректируются с помощью остеопатического воздействия.

В-третьих, остеопатия способна продуктивно работать в спектре исключительно аутистических болевых точек. Влияя на кровоток, внутрикостные напряжения в черепе в районе височных долей, она способна, например, добиваться значительных результатов в плане развития речи, концентрации внимания и т.д.

Миф 5. Современный мир в одном шаге от эпидемии аутизма

Утверждение сильно преувеличено. Действительно, в последние годы в разных странах статистика фиксирует увеличение количества зарегистрированных диагнозов — по разным данным, это один ребенок на 100 или 1000 детей. Но связано это главным образом с тем, что диагноз аутизм был расширен до более расплывчатого в плане описания симптомов РАС и под него стало попадать больше детей.

Чем больше изучается заболевание, тем больше обращают внимание на тех детей, поведение которых раньше просто бы квалифицировалось как «странное» и «не от мира сего».

Сейчас большинство этих детей получает диагноз РАС и, соответственно, помощь.

© Shutterstock/VOSTOCK

Миф 6. Аутизм может возникнуть из-за прививки

С точки зрения доказательной медицины, это утверждение научно не обосновано и связь вакцинации и аутизма достоверно никем не доказана. В медицине есть такое понятие «дебют заболевания» — момент, когда болезнь из скрытой формы преобразуется в явную. Это очень характерно для психического развития, ведь психика развивается постепенно, и, пока не наступит время какого-либо этапа ее развития, мы не можем сказать, все ли с ней нормально. Например, мы не можем сказать, все ли нормально с речью ребенка, пока он не заговорит.

Прививка может совпасть по времени с таким дебютом заболевания.

То есть с периодом, когда ребенок дорос до определенного момента и болезнь начала клинически проявляться.

Миф 7. Аутисты — это не больные, а недолюбленные дети

Можно ошибаться в описании симптоматики аутизма, его причин, можно ошибочно его кому-то приписывать, но утверждать, что аутизм является всего лишь следствием родительской холодности или невнимательности, значит, проявлять неуважение к людям, воспитывающим детей с аутизмом.

Аутизм — это именно болезнь, имеющая определенный шифр в Международной классификации болезней (МКБ-10), а не особенность характера, не следствие воспитания, особых обстоятельств или чего-то еще.

Детям с этим расстройством требуется определенная медицинская, психологическая помощь, помощь в социализации, педагогическая коррекция.

© Shutterstock/VOSTOCK

Миф 8. Дети с аутизмом сами лишены эмпатии и ни в чьей любви не нуждаются

Самый опасный миф! Аутизмом нельзя заразиться, отворачиваться от этих людей — все равно что проявить крайнюю степень непросвещенности, дикости, социальной деградации. Если ребенок с аутизмом не может выстроить отношения с социумом, если проявлением его состояния является нелюдимость, замкнутость, это не значит, что он не нуждается в поддержке, признании и любви.

Не может — не значит, не хочет. Не пробует — не значит, не заслуживает. Не говорит — не значит, не чувствует.

Фото: Shutterstock/VOSTOCK

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!