Selfmamapuzzle об образовании ребёнка: после трёх ещё не поздно!
Конференция проекта Selfmama прошла на волне вдохновения и, несмотря на пессимистичную ситуацию в российской системе образования, которую признавали многие спикеры, думаю, не я одна возвращалась с конференции с небывалой верой в собственные силы и в право моего ребёнка иметь собственное мнение, быть свободным, любознательным и счастливым.
В зале лектория собрались будущие и состоявшиеся родители, были и семьи в полном составе. Первые ряды занимали родители с трогательными и порою участвовавшими в горячих дискуссиях грудничками, для которых, к чести организаторов, за пределами лектория была организована специальная игровая зона.
Вектор конференции задало выступление первой участницы – ученицы и коллеги Гордона Ньюфелда, психолога-консультанта, популяризатора теории привязанности Ольги Писарик. В своём докладе Ольга выделила причины снижающейся обучаемости детей и обозначила факторы, способные исправить положение: привязанность к учителю и естественную потребность в знаниях, вызванную процессом взросления.
Все просто и логично: ребёнок лучше учится у тех, к кому привязан, кто вызывает у него уважение и доверие. Ольга отметила важность иерархии в паре «учитель и ученик» и, как и все последующие спикеры, аргументированно доносила информацию об основной деятельности в успешном обучении – игре. Родители нынешних школьников, перегруженных работой над проектами, докладами и презентациями, подгоняемые оценочной системой, грустно и шумно вздохнули. Родители грудничков вдохновенно захлопали.
Выступление ученого-физиолога Марьяны Михайловны Безруких поддержало родителей, не разделяющих принципы раннего развития. Факты из её доклада очень удобно применять как контраргументы для проактивно-настроенных родственников, требующих, чтобы любимый внук или племянник учил английский с двух, а китайский с трёх лет, при этом умел читать партитуру и уж, что и говорить об этом, сам читал себе на ночь вслух. Ведь после трёх, как многие усвоили за последние годы, уже поздно. Но выходит на сцену авторитетнейший учёный-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО и мастерски препарирует спекулятивные мифы о раннем развитии, предъявляя результаты последних популяционных исследований и не вырванные из контекста цитаты великого педагога Льва Семёновича Выготского. Зал скрипит ручками по бумаге, запоминая навсегда, что «окно развития» мозга с возрастом только расширяется, что каждый ребёнок имеет свой биологический темп развития, что ребёнок, знающий буквы, не обязан в этот же период уметь читать и что обучаться иностранному языку никогда не поздно, а лучше начинать с 9 лет, тогда, когда к этому готов мозг. В части доклада о современной школе Марьяна Михайловна приводит поразительные факты: главной эмоцией 60 000 детей в возрасте 6-7 лет является страх, и школа, несомненно, прилагает все усилия, чтобы усугубить это состояние. Что же делать родителям? Не торопить своих детей, принимать их такими, какие они есть, чаще разговаривать со своим ребёнком по-дружески, глаза в глаза. Вместе с тем Марьяна Михайловна считает школу важной ступенью в развитии личности и советует родителям не бояться её.
На вопрос из зала о том, какие проблемы могут возникнуть у ребёнка, находящегося на семейном образовании до школы, Марьяна Михайловна ответила: «Главной проблемой может стать социализация, но решается она моментально, когда ребёнок-дошкольник попадает в коллектив, например, в детский сад в последний год или даже несколько месяцев перед школой, при условии, что ребёнок не имеет трудностей с речью». «Читайте Выготского, а не вырванные из контекста фразы, добирайтесь до сути», – призывает педагогов и нас, родителей, Марьяна Михайловна Безруких.
Второе отделение конференции проходило в трёх секциях: «От 0 до 3», «От 3 до 7» и «От 7 до 11». Родители c грудничками убежали в библиотеку. Как мать четырехлетки я осталась в лектории. Все выступления блока продолжали и поддерживали идею первого доклада Ольги Писарик: успешное обучение в дошкольном и школьном возрасте возможно только через свободную игру. На этом делала основной акцент и нейропсихолог Ольга Семёнова, и добрый «Карлсон»-альтруист Егор Бахотский, руководитель проекта «Площадка игры и общения». Егор привёл интересные примеры, как через игру участники его игровых площадок борются со страхами, как родители высвобождают своего внутреннего ребёнка и как учатся играть со своим ребёнком. «Полностью включитесь в игру хотя бы на 20 минут, и вы увидите, что скоро ребёнок научится играть сам, и будет отпускать вас сперва на 5, потом на 10, 15 минут и так далее», – настраивал на положительный лад отлынивающих от игры со своими детьми родителей Егор.
После кофе-брейка главный лекторий заполнился под завязку. На выступление семейного психолога, специалиста по семейному устройству детей-сирот, создателя ИРСУ (Институт развития семейного устройства) Людмилы Петрановской собравшиеся в зале возлагали особые надежды. Все мечтали получить наконец чёткий рецепт хорошего образования. Людмила начала с грустной ноты и отметила, что ничего хорошего в сфере образования в нашей стране в ближайшие годы ждать не стоит, но, кивнув на грудничков, понадеялась, что к тому моменту, как они подрастут, может, что-то и начнёт меняться. В остальном было обращение к родителям быть на стороне своих детей, не шантажировать, не пугать, не кричать, не перегружать и быть максимально честными. «Для вас, родителей, будет положительным знаком, если учительница рассказывает вам о том, что ваша задача – жалеть, утешать, радовать, подбадривать и расслаблять, не лезть в учёбу, обеспечить ему полноценное питание, прогулки и хорошую полноценную атмосферу в доме. Педагог, перекладывающий ответственность за учёбу на родителей, это человек, не справляющийся со своими обязанностями».
Как и Марьяна Михайловна Безруких, и Ольга Писарик, Людмила Петрановская акцентировала внимание на болезненной тенденции последних лет развить ребёнка как можно раньше: «Ребёнок на всё пойдёт ради родителей, он же любит вас. Если родителю важен академический успех и 500 английских слов в месяц, то ребёнок в лепешку расшибётся, только чтобы порадовать своих родителей. Но в итоге одни дети в 10 лет, другие в 16 уходят с дистанции и говорят, что не хотят больше ничего. Ребёнок чувствует себя опустошенным, потому что у него не было времени ни для свободной игры, ни для того, чтобы полениться, ни для того, чтобы скучать и в состоянии скуки придумать себе занятие. Он только всё время выполнял какие-то задания, изучал какие-то карточки, куда-то совал какие-то штучки. Это очень грустная история на уровне социальной моды, которая имеет свои последствия». И в продолжение монолога о роли школы в мире современных технологий и доступа любой информации Людмила Петрановская сказала: «Мне кажется, что будущее школы зависит от того, сможет ли она обратно открыть то, что забыла. Что школа – это отношения между учеником и наставником. И этого не заменит никто, никакой Google. Ребёнок должен знать, что человек ему рад, что человек за него переживает и заинтересован в его успехах и будет гордиться, если у него всё получится. Это и есть то, что сможет создать в новой реальности новую школу, в которой не придётся ничего заучивать, потому что информация доступна. Школу, в которой, может быть, не будет уделяться такое внимание чистописанию. Зачем нужно чистописание, если все набирают на клавишах? Но будут ли в этой школе отношения? Через отношения можно научить думать, творить, ошибаться, преодолевать ошибки. А без отношения нельзя научить ничему».
На извечный русский вопрос «Что делать», ответ был честным и пронзительным: «Родителям следует понимать, в какой ситуации находимся мы, в какой ситуации находятся дети и как минимум не добавлять проблем. Не играть со школой в молот и наковальню, где ребёнок в центре процесса. Как минимум с сочувствием относиться к тому, что ребёнок имеет право не ходить в такую школу. И, конечно, если у вас есть возможность найти для него школу получше и учителя получше, то это надо сделать. Если вам повезло, то бороться за такого учителя и такую школу всеми способами».
Под конец конференции на сцене появился энергичный и оптимистичный Дима Зицер – руководитель школы неформального образования «Апельсин« (г. Санкт-Петербург), директор Института неформального образования INO. Несмотря на то, что в теме выступления значились тренды в образовании, Дима начал с того, что повернул лук со стрелами в сторону зала и настойчиво пытался узнать у родителей, для чего их детям нужно учиться и ходить в школу. «Чтобы зарабатывать больше денег. Чтобы поступить в университет. Чтобы знать таблицу умножения», – отвечали родители, и получали новый вопрос: «Зачем вам знать таблицу умножения? Вы что, не умеете пользоваться калькулятором?», «А вдруг я окажусь в лесу без телефона…», – невыигрышный ответ. Кстати, тренды тоже были: и безоценочная система, и наставничество, но все они не про нас, не про большинство российских школ. Мимоходом Дима зачитал свой пост, опубликованный во время конференции в Фейсбук: «С тоской слушаю очередной доклад о критериях готовности ребенка к школе. Хоть бы скорей начать разговаривать о критериях готовности школы к ребенку...» В конце выступления эксцентричный педагог всё-таки раскрыл карты: «По-моему, единственная причина, чтобы учиться – это исследование себя и мира вокруг себя». И в ответ на повисший в зале лектория с самого утра вопрос «а что же нам делать?» предложил стать, наконец, смелей и открыть свою школу.