Образование

С ребенком о религии

С ребенком о религии

К нам в редакцию поступил неожиданный вопрос от родителя, который не нашелся, что ответить ребенку. Вопрос, казалось бы, простой: "А куда делся змей, когда Адама и Еву изгнали из рая?". "Летидор" встретился с настоятелем храма Св. Николая, протоиереем Алексием Гостевым и расспросил, куда же все-таки делся змей, а заодно и выяснил, как вообще рассказывать про религию детям.

К нам в редакцию поступил неожиданный вопрос от родителя, который не нашелся, что ответить ребенку. Вопрос, казалось бы, простой: "А куда делся змей, когда Адама и Еву изгнали из рая?".

"Летидор" встретился с настоятелем храма Св. Николая, протоиереем Алексием Гостевым и расспросил, куда же все-таки делся змей, а заодно и выяснил, как вообще рассказывать про религию детям.

- С какого возраста можно начинать рассказывать про религию детям?

  • Про религию можно рассказывать с самого раннего возраста. Существуют прекрасные изложения Ветхого и Нового заветов для всех возрастов. Главное понимать, что религия это не сумма знаний и стандартов поведения, которым можно научить, подобно грамоте или любому другому умению, но духовная жизнь, охватывающая все стороны жизни человека.

В конечном счете, религию невозможно преподать, ее можно лишь передать, как мы передаем детям родной язык. Ребенок растет в атмосфере языка, конечно с ним стараются говорить проще, но это тот же язык, на котором родители говорят между собой, на котором они читают, пишут и т.д. Если родители осознанно веруют, читают Евангелие и стараются руководствоваться им в жизни, участвуют в таинствах и вообще принадлежат Церкви, то процесс передачи религиозных ценностей будет происходить органично и совершенно естественно на всех возрастных этапах.

Так что, начинать родителям нужно с себя, самим приобщаться Христу и Его Церкви. Только тогда, все то, что дети услышат от них, прочитают или узнают в воскресной школе, окажется подкрепленным их личным примером и станет основой личного духовного опыта, который возрастает по мере как физического, так и духовного роста.

- В каком ключе лучше всего это делать, с чего начинать?

  • Очень важно с самого раннего возраста объяснять детям, что Бог не является грозным судьей, который строго следит за нами и всегда готов к тому, чтобы нас наказать за различные нарушения, но Любящий Отец, которому мы можем все о себе рассказать, который всегда приходит на помощь, который принимает нас такими, какие мы есть и, в то же время, открывает возможность безграничного совершенствования, т.е святости, которой мы не можем обладать, но к которой можем и должны стремиться.

Начиная религиозное воспитание, можно перед сном после совместной краткой молитвы читать и обсуждать с детьми Священное Писание Ветхого и Нового Завета. На сегодняшний день существует множество изложений Библии для детей разного возраста. И если Ветхий Завет сложен для восприятия, и его хорошо читать именно в пересказе, то Евангельскую историю я бы советовал как можно раньше начинать читать в оригинале.

- Адам и Ева были изгнаны из эдемского сада, а что змей - куда он делся?

  • Надо постараться объяснить ребенку, что язык Библии символичен. Образ змея используется для изображения сатаны – ангела, которого Бог создал добрым, но который, воспылав гордостью и захотев стать выше Бога, оказался низринутым с небес. Небо – это не наше небо над головой и не космос, а тоже символ – образ духовного мира. В змея сатана вселился, чтобы проникнуть в рай и искусить Адама и Еву.

Важно обратить внимание ребенка на то, что непослушание Богу глубоко повлияло на людей, сделало их духовно больными и не способными больше находиться в раю. Вместо того чтобы раскаяться и чистосердечно признаться в своем грехе, они стали обвинять змея и друг друга, а в конце концов Самого Бога – «жена, которою Ты, Господи, дал мне, она дала мне от древа…».

Изгнание из рая было не наказанием, но результатом поступка Адама и Евы. И как следствие этого, они стали смертными (хотя Бог их создал для бессмертия). Что касается змея, то ему было сказано Богом: «за то, что ты сделал это, проклят ты», что само собой означает изгнание из рая. Бог, конечно же, не проклинает змей и других пресмыкающихся, но проклинает сатану и бесов, которые завидуют не только Ему, но и людям и пытаются их погубить, искушая совершать злые дела, т.е грехи – ложь, зависть, воровство, жестокость и т.д.

- Изменилось ли что-то в сознании родителей относительно религии за последние 20 лет?

  • За последние 20 лет в нашем обществе отношение к религии изменилось в значительной степени. Многие люди обратились к вере и к Церкви и стали осознавать важность религиозного воспитания своих детей. Это единственная защита от агрессивного влияния пропаганды разврата, наркотиков, массовой псевдокультуры. Однако, уровень религиозного просвещения остается до сих пор весьма невысоким.

Часто мы приходим в православные храмы, чтобы попросить за деньги совершить непонятные обряды и выпросить у Бога здоровье, материальный успех, решение земных проблем. Забывая, что Церковь - это не «комбинат ритуальных услуг», и что главное, к чему нас призывает Бог, это покаяние, очищение сердца, изменение всей нашей жизни в соответствии с Евангелием. Подобным образом обстоят дела и в религиозном воспитании детей. Многим кажется, что это воспитание можно получить в воскресной школе без участия родителей, или каким-либо иным столь же формальным и не требующем нашего участия и ответственности способом.

Хочется еще раз подчеркнуть, что только христианская атмосфера в семье является основой религиозного воспитания, которое не может быть передачей суммы знаний о фольклорных обычаях и церковных обрядах, но является формированием целостного мировосприятия.