Образование

С любовью к знанию и труду: как в Ярославской области возрождают классическую гимназию

В Ярославской области появилась школа, которая придерживается канонов классической российской гимназии.

В ста километрах от Москвы, недалеко от Переславля-Залесского есть необычный образовательный комплекс, в который входит гимназия, кадетский корпус, школа искусств и более 20 музеев. Комплекс возник в результате возрождения Свято-Алексиевской Пустыни.

В последнее время комплекс приобрёл известность благодаря возрождению дореволюционных традиций классической гимназии и высоких показателей уровня образования, которых сотрудники школы добиваются методиками, проверенными десятилетиями. Стоит учитывать, что в школе часто работают с трудными детьми.

«Летидор» решил выяснить, как именно устроена современная классическая гимназия и поговорил с настоятелем Пустыни, иеромонахом Петром.

О методиках преподавания в классической гимназии

Обучение письму происходит по традиционной системе, принятой в дореволюционной России и до 80-х годов советской эпохи. Это письмо в тетрадях с косыми линейками, горизонтальными линиями, регулирующими высоту для выработки нужного наклона.

В обычной школе это практикуется только в первом классе. У нас дети пишут так всю начальную школу.

При том, пишут ученики перьевыми ручками.

Что это дает? Во-первых, аккуратное письмо систематизирует процесс мышления. Во-вторых, перьевая ручка позволяет регулировать нажим, заставляет писать аккуратнее. А это упражнение из области мелкой моторики, которая положительно влияет на развитие левого полушария мозга и интеллекта в целом.

У нас увеличено количество уроков словесности и истории по сравнению с современными нормами. Оно возвращено к тому объему, который был до реформ последних десятилетий.

В обучении мы используем традиционные математические методики. Прежде всего, речь идет о трудах великого педагога, математика Андрея Петровича Киселева. Его система отличается сжатостью, стройной и понятной архитектурой программы, которую дети средней и старшей школы усваивают без труда.

Так же, как в классической русской школе, мы учим детей любить физический труд.

Его необходимость никогда не подвергалась сомнению ни в академических кругах, ни у практикующих педагогов. Эту часть нужно возрождать.

Кроме физического труда в качестве педагогического метода мы используем «образование искусством». Стараемся возить детей в музеи, театры, устраиваем уроки рисования и пения. К сожалению, в современной школе это все делается чаще всего формально.

Мы уделяем серьезное внимание экологическому воспитанию. Внушаем воспитанникам, что вокруг нельзя сеять мусор, грязь. Не следует вредить естественной среде обитания. К этому всегда приучали русских детей, особенно крестьянских.

О методах воспитания школьников

Так получается, что сложных детей, чье поведение отклоняется по социальным показателям, учится у нас значительно больше. У каждого из таких деток своя предыстория, набор социальных факторов: больные родители или бедная семья, или семья, проживающая в месте, где нет школы.

Причин неблагополучия очень много, и мы считаемся с ними, когда принимаем детей. Нам регулярно приходится принимать детей, которых не взяли школы, не учитывавшие этот социальный багаж.

Конечно, крайние степени девиации или безнравственности ребенка мы не терпим. Мы стараемся привить всем интерес к учебе. Кроме того, мы обеспечиваем и другое условие: постоянный контроль, дисциплину.

Дети учатся плохо, не потому что они не способны учиться лучше. Причина в том, что их всерьез никто не понуждает к усердию и к приложению усилий.

Невозможно воспитание без принуждения. Поэтому оно должно присутствовать. Другое дело, какие методы используются. Если родители не контролируют, делает ли ребенок домашнее задание, то в большинстве случаев он его делать не будет. Детей, сознательных до такой степени, чтобы они без мамы и без папы делали свою работу, очень мало. В основном дети идут путем меньшего сопротивления.

И педагог нужен, чтобы он взял ребенка за руку и вел его. Он так и называется: педагог, то есть «детоводитель». Что это значит? Если ребёнок хочет выдернуть ручку и броситься гулять, не доходя до перехода через дорогу, педагог не имеет право ее выпустить.

В педагогике тоже есть свои шоссейные трассы, тропинки, заветные площади.

Педагог должен быть водителем, а не посторонним наблюдателем, и обеспечивать организованность детского времени.

О мотивации

Она может осуществляться десятками способов. Сейчас все наши реформаторы готовы и университет превратить в детскую песочницу, где все играют в бирюльки. Учиться, играя… Учиться так можно в 1-3 классах, а в 4-м уже поздновато.

Невозможно в песочнице делать пирожки из сырого песка и таким образом изучать геометрию.

Есть сотни других способов сделать обучение увлекательным: это посещение музеев, путешествия, научные экспедиции, лекции приглашенных ученых, художников, писателей, путешественников и так далее. Они могут настолько занимательно рассказать о своем опыте, настолько увлечь ребенка, что потом он будет интересоваться этим самостоятельно и изучать сам.

Очень вдохновляет участие детей в секциях, кружках, во всевозможных олимпиадах. Кстати даже участие в школьной олимпиаде, особенно если оно массовое, дает ребенку большой толчок в его дальнейшей мотивации к учебе.

Если ребёнок преуспел в одной области, он сразу же делает рывок во всех остальных.

Был яркий пример. К нам поступила девочка с педагогической запущенностью, которая воспринималась едва ли не с признаками олигофрении. И неожиданно она увлеклась геологией. И до этого недалекий, ограниченный ребёнок открыл в себе яркий потенциал. Она поняла, что ей нужна для геологии еще и химия. С помощью педагога она стала изучать самостоятельно этот предмет на два года раньше своего класса. Затем произошёл немыслимый рывок во всех дисциплинах, она стала успевать по всем. В итоге в течение года эта девочка получила диплом на геологической олимпиаде московского университета.

О преподавателях

Наши педагоги — люди, которых мы долгие годы тщательно отбирали. Когда-то мы стремились к тому, чтобы у нас работало как можно больше вузовских преподавателей. Но такая практика себя не оправдала. Она подходит школам для одаренных детей.

В обычных школах это не приносит пользы, потому что методики подачи материала абсолютно различны. И вузовские преподаватели, если у них нет опыта работы в школе, считают, что школа — это тот же вуз, только учатся там маленькие студентики, и нужно давать материал попроще, но теми же методами. А это не так.

О распорядке дня

От подъема до отбоя дети непрерывно заняты. Самое опасное время для школьника — это время, когда он ничем не занят.

Константин Ушинский сказал, что наиболее всего надо избегать такого времени, когда у учащегося не остается никакого дела в руках, никакой мысли в голове, потому что именно в этот момент портится и ум, и сердце, и совесть.

Поэтому неконтролируемого досуга, а тем более досуга, не занятого какой-либо идеей, быть не должно в принципе. Любое свободное время должно быть чему-то посвящено. Если это игра, тогда какая? Занятие, тогда какое? Такого, чтобы дети были предоставлены сами себе, не должно быть ни в коем случае.

Ребенок может и веселиться, и резвиться, и побегать, и попрыгать, но лишь тогда, когда ему разрешат родители.

Многие наши мальчики стремятся в кадетский корпус. Это 5 класс. Надо сказать, что дети начальной школы никак не могут дождаться, когда они дорастут до кадетского корпуса. Когда они смогут начать носить военную форму, ходить строем. Нам даже пришлось устроить для них своеобразную имитацию. Назвали мы это прокадетским корпусом. И вот несколько старших кадетов занимаются с малышами. Сейчас мы всерьез думаем об организации такой прокадетской структуры.

У всех детей обязательно есть занятие искусством. Каждый день у них пение, художественные направления, очень много спорта. Поскольку в Пустыни больше 20 музеев, то очень много занятий проходит там.

И, конечно, труд. С 1 по 7 класс это трудовая школа, по два часа в день.

С 7 класса занятия в техникуме. Ежедневный труд: порядка двух часов зимой (расчистка дорожек и работы в живом уголке), летом — школьный огород, участие в содержании садов, ягодников, уход за зверятами на ферме.

Такой подход к обучению действительно помогает нам добиться значительных результатов. Наши дети самостоятельно поступают в вузы, включая зарубежные университеты.

Однако сейчас все сложнее и сложнее обеспечивать многие чисто материальные вещи. К примеру, у нас очень остро стоит вопрос о бурении артезианской скважины. Потому что старая выработала свой ресурс, и в любой момент мы можем остаться без воды. Сейчас мы стараемся привлечьлюбую материальную поддержку для решения этой проблемы.