Образование

«С детьми нам работать некогда»: 6 воспитателей детских садов рассказывают о наболевшем

«Летидор» узнал, на что жалуются работники дошкольного образования.

Сегодня в России свой профессиональный праздник отмечают дошкольные работники — воспитатели, нянечки и все, кто причастен к самому нежному периоду взросления детей.

Поэтому именно сегодня мы считаем важным поделиться проблемами, которые беспокоят воспитателей уже на протяжении многих лет.

Пять дошкольных работников на условиях анонимности согласились рассказать, от чего они устали больше всего.

Людмила, воспитатель в государственном детском саду, Ленинградская область:

Я люблю свою работу, но очень устала от огромного количества никому не нужной документации. Мы все время пишем и печатаем: ежедневное планирование, индивидуальные маршруты на каждого ребенка, рабочая программа и так далее. Зачем?!

Для всех программ уже есть куча методической литературы, педагог и сам знает, что подходит каждой конкретной группе. Мало того что ежедневно от комитета образования приходит новая «важная бумажка», нам еще нужно срочно сдавать отчеты по разным темам.

Так мы и печатаем отписки и тратим свое время на ненужные дела. А дети страдают... Ведь педагог занят не тем.

Елена, воспитатель в государственном детском саду, Москва:

После «оптимизации» рабочего процесса (объединения ДОУ и СОШ) были сняты ограничения предельной численности детей в группе. Получилось, что на одного воспитателя приходится по 28–35 детей.

Дети зачастую находятся с семи утра до семи вечера друг с другом и устают, соответственно, некомфортно себя чувствуют в садике, чаще болеют.

Какими физическими и моральными ресурсами должен обладать человек, чтобы справляться с такими нагрузками?! Переполненность групп сказывается на качестве образовательно-воспитательной работы. Вот что больше всего огорчает меня как воспитателя.

Ольга, воспитатель в государственном детском саду, Москва:

Я очень люблю свою работу! Но в последнее время мне тяжело из-за нового графика (три воспитателя на две группы). Стоит одному заболеть, как две группы нуждаются в заменах. На детях это тоже сказывается: они с трудом усваивают требования воспитателей, так как постоянно приходится подстраиваться под требования разных людей.

А воспитатели работают на износ.

Это сейчас самое сложное и изматывающее. Надеюсь, руководство что-то предпримет и откроет новую ставку.

Светлана, воспитатель в государственном детском саду, Тульская область:

Я работаю в саду круглосуточного пребывания и люблю свою работу. Но на данный момент меня не устраивает график: это три дня в неделю по 12 часов.

На мне 30 человек, из которых есть один ненормотипичный ребенок. Это непросто.

Я очень люблю детей, поэтому они не раздражают абсолютно. К каждому можно при желании найти подход. Сложности возникают не с детьми, а с их родителями. Мы просим не одевать детей на прогулку в новую и красивую одежду, потому что им хочется бегать, прыгать; они падают, пачкаются. А родители нас игнорируют и потом в конце дня спрашивают, почему у детей одежда такая грязная.

Любопытно, что чаще всего качают права родители, которые сами не сильно следят за своими детьми. У них дети могут быть покусаны блохами, а в детский сад они приходят за ними в состоянии алкогольного опьянения…

Что еще меня не устраивает? Конечно, зарплата. Государство говорит, что у нас все нормально, но на практике это не так.

При стаже работы 7 лет я получаю со всеми премиями 20 тысяч до вычета налогов.

Список требований к нам сильно завышен. Все время надо заполнять планы, какие-то «бумажки». Честно сказать, с детьми работать некогда. Но мы все равно работаем, а бумажную работу берем на дом. Если заниматься ей в детском саду, дети будут брошенными.

Ирина, нянечка в государственном детском саду, Московская область:

Я работаю нянечкой в младшей группе детского сада. Стаж работы 14 лет.

Я люблю свою работу, но есть несколько моментов, которые напрягают.

Первый — маленькие дети часто просятся на руки. Но мы не можем постоянно носить их на себе, здоровье не позволяет. Поэтому всегда просим родителей говорить своим деткам, что в детском саду их на руки брать не будут.

Второй — в последнее время я замечаю, что родители как-то халатно относятся к детям.

В чем это выражается? В деталях: колготки дырявые, сапоги непросушенные.

Но главное — они не знают, на какие продукты у детей аллергия. Спрашиваешь: «Есть аллергия?» А тебе отвечают: «Нет». Или: «Наверное, нет». А потом у ребенка высыпает крапивница или еще хуже — кашель начинается. Как будто сложно к доктору сходить и сдать анализ на аллергены…

Третий — это, конечно, больные дети. Родители не хотят или не могут пропускать работу, а у ребенка температура. Что они делают вместо того, чтобы взять больничный и посидеть дома? Закидывают в ребенка таблетку, и в детский сад… Как это называется?..

Четвертый — это зарплата. Думаю, здесь без лишних объяснений все понятно.

Много чего не нравится, но детей я любила и люблю, поэтому и терплю все это.

Анна, воспитатель в частном детском саду, Москва:

В частный детский сад я ушла из государственного два года назад. Должность воспитателя здесь я совмещаю с позицией методиста.

В целом все хорошо. Я занимаюсь с одной группой детей (12 человек), у меня есть два помощника. Зарплата выше средней по рынку.

Но минусы все же есть. Самый главный — неспособность некоторых родителей прислушаться к нашим рекомендациям.

Многие вкладываются в своих детей как в проект. Они считают, что если у них есть деньги, то ребенок должен посещать 1000 и 1 кружок.

В нашем центре мы предоставляем возможность дополнительных занятий (по английскому, рисованию и др.), но рассчитаны они больше на малышей, которые не посещают детский сад. Но что мы видим? Половина детей из наших групп после полноценного дня в саду идут на эти занятия.

Я много раз говорила родителям этих детей, что это очень сильная нагрузка, но, к сожалению, они не слушают и отвечают: «Если вам что-то не нравится, мы найдем другой центр, где нам будут рады». Что тут еще скажешь?

Имена работников дошкольных учреждений изменены по их просьбе.

Фото: visualrian.ru