Образование6 мин.

Реализоваться в профессии и заработать миллион: как понять, в какой сфере ребенок будет успешным

Разбор от эксперта

© Depositphotos

В подготовке школьников и студентов педагоги все больше внимания уделяют не только академическим знаниям, но и личностным качествам (например, умению работать в команде и принимать решения, самодисциплине, стрессоустойчивости, восприимчивости к критике и др.). Это связано с тем, что в последние годы гибкие навыки, или soft skills, все больше востребованы на рынке труда.

О каких навыках идет речь и в каких профессиональных сферах они востребованы, в эфире «Родительского университета» издательства «Просвещение» рассказал директор по исследованиям и разработкам компании «Профилум» Виталий Алтухов (@prosv_parents).

Мы послушали лекцию эксперта и делимся самыми интересными тезисами.

Они помогут разобраться, чего ждут работодатели от молодых специалистов, и в зависимости от этой информации выстроить образовательный маршрут ребенка.

Навыки, на которые смотрят работодатели

, Прежде чем рассмотреть соискателя, работодатель тщательно анализирует должность, на которую ищут человека. В результате он формирует список знаний и умений, которыми должен обладать будущий сотрудник, чтобы качественно выполнять работу.

В любой сфере сотруднику потребуются профессиональные знания (hard skills) и гибкие навыки (soft skills) – вопрос, в каких пропорциях они нужны для каждой конкретной специальности и должности.

Первой категорией навыков (hard skills) придется овладевать. Это не характер и не устремления человека, а конкретные знания как результат компетентности и непрерывного обучения. Сюда входят:

  • фундаментальные знания (владение «базой» в различных предметных областях),
  • профессиональные знания (специализация в своей области),
  • владение программами и методиками (необходимые умения и опыт в реализации имеющейся базы),
  • умение работать с необходимым оборудованием (в своей профобласти).

К гибким навыкам (soft skills) относятся личные качества работника. Они затрагивают его мотивацию, внутренние установки и ценности. Речь идет о:

  • коммуникации (умении общаться, задавать вопросы, делиться идеями и мнениями),
  • коллаборации (способности работать в команде, делиться опытом и помогать другим),
  • креативности (изобретательности, умении создавать новое, пробуя различные подходы),
  • критическом мышлении (умении работать с информацией, объективно анализировать данные).

© Depositphotos

Профессионализм vs гибкость

Один из российских разработчиков с 2003 по 2014 годы провел исследование требований к вакансиям на популярных job-сайтах. В результате выяснилось: с течением времени хард скиллз (высшее образование) стали уступать коммуникабельности, ответственности, аккуратности, стрессоустойчивости и внимательности — то есть гибким навыкам.

Данные прошлого года показали такую картину: на первый план выступило владение цифровыми технологиями (хард скиллз), на 19% увеличился спрос на креативность. Понятия командный игрок, адаптивность, клиентоориентированность и критическое мышление уже перестали играть определяющую роль при устройстве на работу. Процентная доля ориентации на результат осталась неизменной — 10% от общего количества.

По материалам исследования развития человеческого капитала в Москве работодатели ждут от кандидатов, прежде всего, профессионализма (51%), следом идет гибкость (45%).

Пока большей части компаний важно, чтобы работники сохраняли баланс между академическими знаниями и проявлениями личностных качеств.

Человека, сочетающего soft skills и hard skills, часто сравнивают с айсбергом. Образование, опыт работы, обучаемость сразу бросаются в глаза, поскольку лежат на поверхности. На основе этих данных работодатель может сделать поспешный вывод о специалисте, забывая разузнать, что же скрыто «под водой» (кстати, под водой скрыта большая часть ледяной глыбы).

В любой профессии нужна гармония. Гибкость и профессионализм постоянно наслаиваются друг на друга (век высоких технологий — что поделать). Но если присмотреться, заметим интересную тенденцию: с движением по карьерной лестнице растет и необходимость в «софтах».

© Freepik

От специалистов-исполнителей ждут в основном предметных знаний и желания набираться опыта. Руководители, напротив, вынуждены включать «доброту и понимание», грамотно делегировать полномочия и структурно мыслить. Конечно, одно не способно существовать без другого, но соотношение может сильно отличаться. Если сравнить технические и социальные профессии, становится очевидным: программистам не так важны личные качества, как социальным работникам, психологам, от которых ждут сострадания и человеколюбия.

Известный футболист как-то сказал:

«Один матч может выиграть талантливый спортсмен-одиночка, но вот в турнире побеждает только команда».

Даже если вы или ваш ребенок предпочитаете удаленку, вам все равно придется контактировать с коллегами, партнерами, начальниками. Чтобы не потерять место (конкуренция-то растет), надо развивать гибкие навыки: общительность, умение слушать и слышать, адаптироваться к меняющимся условиям и т.д.

Способности vs подходящие сферы развития

Каждому родителю хочется быстрее понять, какими качествами силен его ребенок. Для этого потребуются наблюдательность и терпение. Смотрите на своего ребенка, обращайте внимание на то, как он действует в разных ситуациях, и постарайтесь не вмешиваться. И в скором времени вы заметите, какие черты проявляются в нем ярче всего. На основании этого вы сможете подсказать, где ему будут особенно рады.

Организатор

Умеет не только общаться с людьми и добиваться от них желаемого, но и брать на себя ответственность. Там, где нужно управлять, договариваться, решать проблемы и не отступать перед трудностями, ему нет равных.

Такие самородки пригодятся в сферах, где важно уметь принимать решения, понимать психологию собеседника и влиять на других людей.

Цифровик

Готов к размышлениям и конкретным выводам. Умеет выстраивать логические цепочки, работать с большими объемами информации, самостоятельно развивать математические наклонности. Терпелив, наблюдателен, его умения ценятся в каждой сфере, где есть цифры: в банкинге, коммерческих организациях, программировании.

Креативщик

Любит создавать. Обладает силой воображения, бурной фантазией и способен видеть необычное даже в бытовых вещах. Благодаря креативности и развитому вкусу из-под пера творцов выходят не только шедевры живописи, музыки, литературы, кино, но и запоминающаяся реклама, красивые интерьеры и даже собственные изобретения.

Исследователь

Понимает природу окружающих вещей и явлений, видит связь между временем, пространством и событиями. Для него характерны наблюдательность, любознательность, отличная память, любовь к экспериментам, желание разобраться в том, как работают устройства и приборы.

Эти качества помогают добиваться успеха в естественных науках: биологии, химии и физике.

© Freepik

Силач

Его отличают сила, выносливость, скорость, гибкость, ловкость и золотые руки. Таким ребятам по-настоящему повезло: сегодня ЗОЖ очень востребован, все больше людей занимаются укреплением своего тела, участвуют в марафонах и турслетах.

Есть нюанс: каждый способен потягаться в спортивных состязаниях, но не каждый сможет подняться на пьедестал, выиграть танцевальный конкурс или превратиться в востребованного фитнес-тренера. А еще этот талант (скорее природный дар) часто ведет к самодельничеству: дети с охотой и легкостью делают скворечники, чинят домашнюю утварь, выручают родителей во время строительства и ремонта.

Филантроп

Способен понимать и выражать себя, а к другим людям относится с участием. Часто выступает в роли инициатора бесед по душам. Ребенок искренне стремится помогать, обучать, работать с огромными архивами.

Социальный талант присущ тем, кто хорош в гуманитарных и социальных науках: истории, юриспруденции, политологии, педагогике, культурологии.

Человек-конструктор

Склонен возиться с механизмами, на лету схватывает принципы их работы, читает чертежи и конструирует. Внимателен к деталям, быстро обучается, любопытен к внутреннему устройству вещей. Эти качества позволяют добиться успеха в технической сфере, разработке и обслуживании устройств.

Разглядеть самородков могут не только родители, но и педагоги, которые постоянно видят, как ребенок проявляет себя в разных дисциплинах.

Также, чтобы понять свои наклонности и желания, ребенку потребуется практика. В конце концов, мы все учимся на своих ошибках. Несколько раз попробовал собрать LEGO — не получилось и не понравилось, ничего страшного, зато с удовольствием выучил стихи и даже разыграл смешную сценку со своими игрушками.

Главное – постоянно пробовать что-то новое и искать себя. Постарайтесь транслировать детям эту идею и поддерживайте их в самых разных начинаниях!

Фото: Freepik, Depositphotos