Образование4 мин.

Развиваем внимание и память: 7 простых упражнений для ребенка

© Depositphotos

При регулярных занятиях результат не заставит себя ждать!

Каждый малыш с рождения реагирует на разные раздражители — яркий свет, музыку, прикосновение и др. Эти реакции называют непроизвольным вниманием. Они возникают сами по себе, и ребенок не может их контролировать.

По мере взросления малыш учится управлять своим телом и его возможностями. Приблизительно к 7 годам у него развиваются способности к сознательно направленному вниманию. Оно в отличие от непроизвольного не может возникать само по себе и формируется благодаря волевым усилиям. От того, насколько хорошо у ребенка развит этот тип внимания, зависят его успехи в школе: сможет ли он слушать учительницу, будет ли отвлекаться на соседа по парте, найдет ли ошибки, проверяя контрольную…

Поэтому этот тип внимания можно и нужно развивать, чтобы учеба оказались для ребенка посильной задачей.

О том, как это делать и какие упражнения помогут «прокачать» навык концентрации, «Летидору» рассказала педагог, старший тренер проекта «МОЗГОШКОЛА» Татьяна Барзаковская.

Я поделюсь несколькими простыми играми на развитие визуального, аудиального внимания, переключения внимания, которые можно понемногу включать в ежедневную рутину дошкольника. В них можно играть с одним ребенком или с группой ребят.

Упражнение на развитие визуального внимания и памяти

Родитель расставляет на столе от 5 до 9 небольших фигурок (животные, геометрические формы, фломастеры, камушки и т.д.). Дети вместе с мамой вслух называют эти предметы. Потом ребята смотрят на фигурки в течение 10-20 секунд, закрывают глаза, а родитель убирает один предмет. Ребята открывают глаза и должны угадать, что пропало.

Для усложнения можно убрать несколько фигурок, а дети угадывают, что исчезло и где было расположено.

Есть мнение, что у пишущих грамотно людей хорошо развиты именно эти навыки. Неправильно написанные слова выглядят для них некрасиво.

Упражнение на развитие аудиального внимания и памяти

Можно использовать разные предметы: музыкальные инструменты, пакеты (полиэтиленовый, бумажный); фольгу, крышки от кастрюль.

Сначала ребенок пробует, какие звуки издают все эти предметы. Потом отворачивается, а ведущий звучит каким-либо предметом. Ребенок угадывает, откуда исходит звук.

© Depositphotos

Чтобы усложнить задачу, можно звучать похожими предметами: разными колокольчиками, разными пакетиками. И просить малыша улавливать оттенки звуков.

Эти навыки помогают в освоении языков и грамотной речи.

Упражнение на развитие переключаемости внимания

Лучший способ тренировать переключаемость внимания, показывать ребенку картинки «двойного виденья» — когда в одном изображении прячется два образа.

Например, лицо и ваза, старуха и девушка, заяц и утка и так далее.

© Архив проекта «МОЗГОШКОЛА»

Упражнение на развитие направления внимания

Здесь также подойдут иллюстрации. Например, такие, где на одной картинке нарисовано много одинаковых предметов и среди них надо найти один непохожий.

Упражнение на концентрацию внимания

В этом деле помогут игры-лабиринты, иллюстративные задачки, где надо взглядом следить за извилистой линией, соединяющей объекты.

Упражнение на развитие способности переключаться от внешнего внимания к внутреннему (и наоборот)

Внешнее, или сенсорное, внимание связано со способностью направлять восприятие органов чувств на объект окружающего мира, а также собственные действия с объектами.

Внутреннее внимание направлено на анализ состояния организма, способность концентрироваться на внутренней психической деятельности.

Чтобы ребенок мог переключаться от внешнего внимания в внутреннему, надо каждые полчаса просить его отвлекаться от деятельности и смотреть вдаль или на небо, обращать внимание на удаленные объекты, затем прислушаться к ощущениям в теле, пробежаться вниманием от мысков ног до макушки. По возможности скорректировать дискомфорт, если он обнаружен.

© Depositphotos

Для детей 3–6 лет желательно менять деятельность на занятии каждые 10-15 минут.

Упражнения на перевод внимания от внутреннего к внешнему обычно подбираются индивидуально по ситуации. Для этого можно обратиться к психологу или придумать самостоятельно с учетом того, что внутри себя ребенок концентрирует внимание.

Если ребенок чувствует усталость и/или рассеянность, быстро взбодриться, восстановить внимание и сосредоточиться ему поможет следующее упражнение (кстати, оно отлично подходит и взрослым!):

  • Сядьте или встаньте ровно.
  • Подвигайте бровями вверх-вниз 3-5 раз, широко раскрывая глаза всякий раз, когда брови идут вверх.
  • Направьте взгляд влево-вверх, вперед, вправо-вверх 3-5 раз.
  • Наморщите нос и поводите губами интенсивно вправо-влево, несколько раз.
  • Улыбнитесь широко так, будто произносите долгий звук «ИИИ», хорошо, если вы почувствуете, что при этом оживились мышцы шеи. Переведите губы в позицию «трубочкой», будто произносите длинное «УУУУ», повторите 3-5 раз.
  • Поднимите плечи вверх, отведите назад, разведите в стороны, опустите. Вернитесь в обычное положение. Повторите 3-5 раз.

Скорость выполнения упражнений может быть любой, лишь бы каждое движение достигало своего максимума.

Что мешает нормальной концентрации внимания

Внимание биологически направлено в первую очередь на обнаружение опасности, то есть если текущая ситуация трактуется психикой как небезопасная, ребенку трудно направлять внимание на новую информацию, не связанную с этой опасностью.

Иногда от перегрузки включается психологическая защита, и тогда мозг, игнорируя опасность, включает познавательную активность.

Всем известен способ отвлечься от тревоги через переключение внимания. Но то, что хорошо для взрослого, сформированного мозга, вредно для растущего и развивающегося мозга ребенка.

Фото: Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!