Программы по обмену: год в другой стране
С началом учебного года 2012-2013 в российские школы отправились десятки иностранцев, и десятки российских школьников отправились на учебу за границей. Речь в данном случае не о детях дипломатов или мигрантов, а об участниках международных школьных обменов. Что представляет собой старейшая обменная программа AFS, в какие страны она оправляет детей, чем отличаются коммерческие программы обмена от некоммерческих - об этом рассказали "Летидору" российские представители AFS.
Впервые в мире школьный обмен провела организация AFS (American field service), которой почти 100 лет. Создали ее несколько молодых американцев в 1914 году, когда по всей Европе началась первая мировая война. Сегодня их назвали бы идеалистами – 15 человек без влияния и власти посреди военного хаоса, которые решили, что нужно действовать самим для скорейшего наступления мира. Ребята приобрели несколько автофургонов, переделали их в санитарные машины и отправились на фронт с твердым условием: не брать в руки оружие, не вмешиваться в ход военных действий и оказывать помощь каждому раненому, независимо от того, на чьей стороне тот сражается.
Удивительно, но идея оказалась не такой уж наивной – и в военное и в мирное время в AFS приходили все новые добровольцы, и к середине 40-х их было уже около 2000 человек, причем не в одной только Европе – ведь во второй мировой участвовали и США, и азиатские государства…
В 1947 году возникла на первый взгляд безумная мысль: вот недавние враги, но пусть их дети подружатся. И у энтузиастов опять получилось. 50 детей из разоренной Европы отправились на целый год в Штаты, чтобы поселиться в американских семьях и учиться в школах.
Исторический факт – первый школьный обмен состоялся 65 лет тому назад. Сегодня в программе 56 стран-участниц, и 20 лет, как в их число входит Россия.
Что же это такое для школьников и их родителей? Программа рассчитана в первую очередь на подростков 15-18 лет. Дети отправляются в другую страну, живут в семье на правах (и с обязанностями!) сына или дочери, посещают местную школу. Точно так же иностранные школьники живут в российских семьях и учатся в школах. Причем это не обмен «семья на семью» или «школа на школу», многие семьи только направляют или только принимают участника.
Собрать для своего чада чемодан и отправить его куда-то на целый год не только психологически сложно, но и страшновато. Как и впустить в свой дом чужого ребенка со своими привычками и заморочками. Да и зачем!? Не для того, чтобы выучить иностранный язык или присмотреть ВУЗ для дальнейшей учебы. AFS- программу иногда сравнивают с жестким, но действенным методом научить плавать, скинув с лодки. Волей-неволей школьник (зачастую вчерашний маменькин сынок) учится самостоятельно принимать решения и противостоять трудностям, а трудностей, конечно, много – и возвращается домой самодостаточной сформировавшейся личностью.
Но самое главное, что все знают на словах, но почти никто на практике – понимание того, что все люди разные, и это нормально. Что не бывает однозначного «хорошо» или «плохо» и что полутонов гораздо больше, чем кажется. В прикладном плане все эти «межкультурные» навыки значительно облегчают молодым людям коммуникацию, карьеру и вообще дальнейшую взрослую жизнь. Статистика за многие годы накопилась внушительная – бывшие участники программы, уже давно большие мальчики и девочки, ныне занимают руководящие должности, ведут свой бизнес, работают в правительствах и администрациях, а один даже стал президентом государства.
Разумеется, год в чужой стране – не бесконтрольное одиночное плавание, принимающая сторона обеспечивают постоянную поддержку.
Кстати, «волонтерский» принцип работы AFS за 100 лет не поменялся – большая часть сотрудников AFS добровольцы и денег не получают. Мир во всем мире – идея, безусловно, прекрасная, но довольно абстрактная – в основном добровольные помощники приходят в AFS ради общения, возможности «на людей посмотреть и себя показать». Принимающие семьи тоже не получают материального вознаграждения за участие в программе, однако желающих всегда достаточно.
У тех, кто задумывается «а вдруг это интересно?» или «может ли это каким-то боком быть полезно мне /моим детям?», возникает множество вопросов. На некоторые из них ответила в интервью "Летидору" Нонна Яковлевна Коврижных, исполнительный директор фонда «Интеркультура» (российского отделения AFS).
- Какие на сегодняшний день существуют варианты обменных программ?
- Вариант, собственно, один. Участники отправляются в другую страну, живут в принимающей семье и ходят в школу. Продолжительность программы зависит в первую очередь от особенностей образовательной системы принимающей страны – это может быть учебный год (примерно 10,5 месяцев), семестр (5,5 месяцев) или триместр (до 90 дней).
Необходимо уточнить, что обмениваются не семьи или школы, обмениваются страны – совершенно не обязательно, чтобы семья участника принимала иностранного школьника у себя. Прием и направление в AFS непосредственно не связаны.
- За 20 лет в нашей стране многое изменилось. А поменялись ли за этот период предпочтения родителей участников программы?
- Перемен много. Раньше, к примеру, большинство родителей стремились отправить детей в США. Интерес к Штатам сохранился, но сейчас в приоритете страны Европы, все более популярны страны латинской Америки и Азии, особенно Китай и Япония. Еще 5 лет назад направление в Индонезию или Индию представлялось экзотикой, а сейчас становится нормой. В следующем году российские дети поедут в Малайзию и на Филиппины. Всего фонд сегодня работает с 31 государством.
Особенно для нас приятно и важно, что изменились мотивации детей и родителей (особенно – родителей, так как именно они принимают окончательное решение). В самом начале AFS в России все, сто процентов участников видели смысл только в изучении иностранного языка. Но язык – это средство, а не цель программы. Родители все больше рассчитывают на то, что ребенок скорее повзрослеет, расширит кругозор, приучится к самостоятельности. Многие говорят о конкурентоспособности во взрослой жизни, о том, чтобы «дите не сидело на шее», о новых возможностях для ребенка по окончании программы.
- А что за возможности?
- В первую очередь – жизненный опыт. Понимание предназначения, если угодно. Подростки в состоянии самостоятельно выбрать жизненный путь, с поддержкой родителей, но не слепо «буду врачом, как мама» или «пойду на дипломата, это престижно», а осознанно, учитывая свои склонности и слабости.
Но есть и вполне прикладные моменты. Иностранный язык за год осваивается в совершенстве, а если это редкий или мало востребованный язык, - то он может стать профессией. Ни у кого из участников после программы не было проблем с окончанием российской школы, все, кто хотел, поступили в российские вузы. Некоторые решают продолжить образование за границей и становятся там студентами - как правило, в Чехии, Скандинавии, Германии. Но это, конечно, зависит только от желания и активности самого участника.
- Организаций, которые занимаются школьными обменами, много, какова специфика именно AFS? Можно ли говорить о преимуществах вашей программы?
- Специфика есть, причем снова как в эмоциональной, так и в бытовой сфере. 99% организаций, проводящих школьные обмены, - коммерческие. Это значит, что семьи и школы принимают участников на платной основе. В отличии от AFS-программы, где ребенок становится не источником дохода, а настоящим членом семьи. Так же, как и родные дети, моет посуду, или гуляет с собакой, - как принято в доме. Родители будут запрещать и разрешать ему то же, что и своим сыну или дочери.
Ребенок не чувствует себя постояльцем в гостинице, а родители - обслуживающим персоналом. В семье «за деньги» такие ощущения неизбежны, даже если отношения сложились самые теплые.
AFS - не туристическое агентство, и модный термин «образовательный туризм» к нам не применим. Что касается более приземленных вопросов – благодаря возрасту организации сложилась годами отработанная схема поддержки участников во время программы: существуют международные стандарты подготовки к программ, у каждого школьника есть свой «советник» из AFS принимающей страны.
- А для тех, кто едет за границу, программа платная?
- У программы, разумеется, есть «себестоимость», которая зависит от страны направления, - авиабилеты, визы, страховка, - все стоит денег. Программа оплачивается благотворительным взносом, как от принимающих стран или компаний-спонсоров, так и от частных лиц – в том числе, родителей.
«Интеркультура» постоянно проводит конкурсы, победители которых получают стипендии и гранты. В этом году – 37 участников из 93.
В любом случае все участники проходят достаточно строгий отбор, тестирование и собеседование, просто «заплатить и поехать» невозможно.
- Возможно ли участие в программе для школьников младше 15 лет?
- Направление в другую страну возможно только для старшеклассников старше 15 лет. Минимальный возраст зависит от принимающей страны – скажем, в Японии «старшая» школа начинается в 15, а в Швейцарии в 16. А на территории России, - пожалуйста. Дети из российских принимающих семей и школ, где учатся иностранцы, участвуют во многих наших мероприятиях.
Например, сейчас мы совместно с посольством Швейцарии проводим конкурс для школьников, начиная с 13-летнего возраста. Победителей ждет поездка в Москву и торжественный обед с послом.