Образование

Пособия для школьников: на что стоит обратить внимание

Пособия для школьников: на что стоит обратить внимание

Несколько главных секретов того, как правильно заниматься с ребенком самостоятельно, и почему не стоит планировать слишком долгие уроки с маленькими детьми.

Ольга Узорова – автор более 600 пособий для детей 5-10 лет. Более 20 лет назад работу по подготовке первых книг нужно было совмещать c обязанностями учительницы начальных классов. «Летидор» узнал у Ольги, как выбрать пособия для подготовки к школе и как по ним заниматься самостоятельно.

Пособия для школьников

– Ольга, 600 пособий – это много или мало?

– Когда были написаны первые 30 книг, думала, наверное, очень много. Но все время приходят новые идеи и очень меняются дети. Они, вообще, очень разные и требуют каждый индивидуального подхода. В школе всегда собираются разные классы. У меня было 3 выпуска начальной школы, и с каждым классом я брала разные пособия, как свои, так и других авторов. Мой соавтор – Елена Нефедова работает в школе и сегодня. И мы всегда пробуем наши разработке на ее классах, на классах ее коллег. Когда мы работаем над новым пособием, стараемся дать как можно больше материала, чтобы был задействован каждый ребенок, чтобы достучаться до каждого.

– Ваши пособия рассчитаны на занятия в школе или на занятия для самообразования с родителями?

– Есть и те, и другие. Учителя на уроках пользуются моими пособиями, родители дома по ним занимаются с детьми. У нас очень удачно получилось такое «хитрое» пособие «Суперзнатоки». Потому что детей за книгу усадить сложно, особенно, если книга учебная. Пусть она очень красочная, но как только на столе появляется книга, дети пытаются куда-то «слинять». А эти пособия сделаны в форме веера, и они похожи просто на занимательные карточки. Но в этих карточках дается вся база начальной школы. Просто сами даже базовые вопросы мы старались формулировать таким образом, чтобы они не пугали ребенка. К тому же кроме базовых вопросов там много фокусов, шарад, заданий «поставь родителей в тупик». На самом деле в тупик родителя можно поставит базовым вопросом даже из 1 класса.

Дети охотно играют в эти веера, даже одиннадцатиклассники берут веер за третий класс и вспоминают программу. А дело в том, что математика отличается в средней школе от математики в начальной, а вот русский язык идет цепочкой от 1 класса до 11-го. И то, что проходят в 1 классе, будут спрашивать на ЕГЭ в 11-ом и на ГИА в 9-ом, поэтому учить надо сразу хорошо.

Эта серия прекрасно подойдет для путешествий с ребенком, когда его надо занять в пути. Но моя рекомендация – покупать веер во втором классе за 1 класс, а в 3-ем за 2-ой, потому что там суммирована программа, которую дети пройдут в данном классе и необходимо учитывать уровень знаний вашего ребенка. Конечно, в конце 2-го класса можно купить «Суперзнатоков» за 2–ой класс. Эти карточки можно использовать как лото. Там сразу же даны ответы, и вопросы не вызывают никаких затруднений. Ребенок и учится, и развлекается, и радуется общению с близкими. Они создают для всей семьи позитивное настроение, и при этом приносят большую пользу для ребенка. Потому что закрепляется вся программа начальной школы. А мы, как учителя практики, знаем все требования, все ГОСы, и все это в пособия вкладываем.

Дело в том, что есть разные программы, по которым учатся дети в 1 классе, т.е. общая сумма знаний, которую они получают одинаковая, но учитель сам выбирает, как подать материал, когда, в какое время в учебном году и т.д. Но таблица умножения будет нужна при любой программе, и сейчас обычно дети ее учат при переходе во 2-ой класс.

– Как выбрать родителям пособие для самостоятельных занятий?

– Я советую родителям, если понравилась какая-то книжка, ее можно купить. Но если вы серьезно решили заниматься, обязательно обратитесь к учителю вашего ребенка, к воспитателю, методисту и спросите их совета. Считаю, что учителя для своего первоклассника нужно искать за 2 года до его поступления в школу. Сначала найти педагога, который бы нравился вам и ребенку, познакомить их. Потом привести к этому педагогу на занятия в подготовительное к школе отделение, а потом идти в 1 класс. Тогда проблем не будет, это идеальная схема. Если педагог не ведет подготовительное отделение, обязательно посоветуйтесь с ней, к кому вам пойти для подготовки. И спросите рекомендации по пособиям, потому что есть книги, которые написали именитые люди, но они не правильно подают материал для дошкольников.

– А как именно нужно подавать материал?

– Учитывая те требования, которые предъявляет школа. Другими словами, нужно заниматься не общими философскими рассуждениями о добре и зле, а приобретать те знания, что входят в школьную программу по различным предметам. Так же обязательно нужно не занижать уровень знаний ребёнка. А иногда в пособиях даются задания для 3-4 лет,  а адресуется книга для 5-6 лет. И очень часто в пособиях бывает просто безграмотная, с точки зрения методики обучения, подача счета, чтения и прочее.

– Если ребенку к началу школу нужно научиться читать, то какая существенная разница в том, на основе какого пособия учиться?

– Очень важно, на основе какого пособия учить читать. Есть пособия, которые учат читать или не по слогам, что очень вредит грамотности в школе в будущем, или по неправильном делениям слов на слоги (игра-ть). Много пособий с делениями по слогам, но очень сложных слов и текстов. У ребёнка в итоге отбивается всякое желание читать.

– Скажите, а как быть с теми детьми, которые не ходили на подготовительное отделение? Что делать, если их родители увидели, что ребенок не дотягивает до сверстников уже в первые недели школы?

– Лучше всего подойти к учительнице, и спросить: по каким пособиям нам позаниматься дополнительно. Например, когда я работала в школе и ко мне с таким вопросом подходили родители, я выясняла у них, как именно они планируют заниматься (каждый день или в выходные, сколько времени планируют на занятия отводить), и тогда уже рекомендовала пособие. К сожаление, сейчас многие учителя говорят, что не надо дополнительно заниматься, в школе всему научатся. Но тогда можно взять пособия с олимпиадными заданиями от Кенгуру или Медвежонка (олимпиады для школьников по математике и русскому языку). Может быть, не надо идти вперед программы, но можно использовать лингвистические задачи, задачи на сообразительность.

– Вы сказали, что перед тем, как подсказать родителям книгу для обучения, уточняете, как именно они планируют заниматься: каждый день или в выходные, сколько времени планируют на занятия отводить – в чем разница таких книг? Можно ли меньше по времени заниматься и быть результативными?

– Есть экспресс-подготовка к школе. Тогда можно заниматься только по выходным, и то не всем. Есть книги более развёрнутые, чтобы брать их 2-3 раза в неделю. Обычно в предисловии пишется как именно нужно заниматься с ребенком по книге. Если не написано, лучше уточнить у профессионала, чтобы не мучить ребёнка многочасовыми занятиями, пугая этим и себя, и малыша.

– Сегодня многие родители распечатывают задания для детей из интернета, плохо ли это или хорошо?

– Книга все-таки лучше дисциплинирует ребенка и приучает к порядку. Потому что вы напечатаете кучу листочков, которые куда-то разлетятся, все растеряется. А у ребенка должна обязательно быть своя книжная полка, а лучше 2-3 полки, чтобы там стояли его книги. Нужно обязательно ребенка приучать к культуре книги. Тем более, что есть родители, которые пытаются учить ребенка читать с экрана компьютера. А этого делать категорически нельзя. Во-первых, самый совершенный экран все равно бликует, во-вторых, дети учатся читать водя пальцем по строчкам и это правильная методика, а водить пальцем по экрану не удобно. Сейчас очень много развивающих игр, но американские ученые провели исследования и доказали, что самой лучшей тренировкой для мозга является чтение, а не решение задач. Причем художественной литературы, а не энциклопедий. Не скажу, что энциклопедий читать не нужно, это тоже полезно. Но ребенок должен читать художественные произведения, где есть прошлое, настоящие и будущее – цепь логических событий.

– Существует точка зрения, что раннее обучение тормозит школьную успеваемость.

– Я так не считаю. Хотя я пробовала вести развивающие занятия с четырехлетними детьми и заметила, что их внимания хватает на 5-7 минут, дальше КПД занятий стремительно падает. Поэтому стоит заниматься с детьми и математикой, и чтением, но по 10-15 минут, не более. Если вы не знаете, как это делать, найдите хорошего педагога, но рассчитывайте на тоже время, а не на 30-45 минут, как это бывает в различных центрах. Хотя в 5-6 лет они могут заниматься и по полчаса. Если грамотно заниматься, это не может затормозить развитие, а если не грамотно, то можно отбить всякое желание учиться.

– А как не отбить у ребенка это желание?

– Хвалить ребенка, а не ругать. Находить для него интересные книги. Кроме того, любое знание нужно давать в форме игры, как открытие интереснейшей тайны. Так же очень важно вовремя забрать у ребёнка учебную книгу, вовремя оборвать занятие на самом интересном – чтобы было желание как можно скорее вернуться. Еще раз повторю – много хвалить за каждый микрошаг вперед, умея это отметить, не ругать малыша никогда и суметь отобрать планшет так, чтобы самому иметь силу воли давать это устройство ребёнку не дольше, чем на 15 минут в день.