Образование

Пока не поздно: как предотвратить проблемы с почерком у дошкольника

Нейропсихолог — о том, как понять, что у малыша намечаются трудности с письмом.

Как разглядеть проблему с почерком, когда ребёнок только учится писать, и как её устранить, рассказывает нейропсихолог, руководитель нейропсихологического центра «Фэмели» Ирина Праведникова.

Значительная часть детей, которая приходит в школу, не подготовлена к письму. У дошкольников мал опыт в рисовании, работе с бумагой, лепке — отсюда несовершенна координация руки и дифференциация движений пальцев (не развита мелкая моторика).

Раньше в школе первые полгода только прописывали палочки и крючочки, теперь первоклашки во втором полугодии уже пишут простые диктанты. Учебная программа требует, чтобы ребёнок, который приходит в 1-й класс, уже умел хотя бы немного управляться с ручкой.

Письмо для дошкольника и младшего школьника — дело довольно энергозатратное, поэтому родители и педагоги должны подходить к обучению с умом.

На что нужно обратить внимание, обучая ребенка писать

Для становления руки необходимо, чтобы у малыша была развита мелкая моторика. В «группе риска» находятся дети, которые не любят вырезать, лепить, работать с бумагой, плохо манипулируют с мелкими деталями.

Для развития координации руки необходимо включать как можно больше упражнений, где малыш взаимодействует с предметами разной величины, плотности, делать аппликации, нанизывать бусины.

Как понять, что у ребёнка намечаются проблемы с почерком

О проблемах, которые могут возникнуть у ребёнка при формировании почерка, могут говорить несколько «знаков»:

1. Гипертонус или гипотонус в руке

Малыш слишком давит на карандаш или ручку при рисовании и письме или, наоборот, делает это слишком слабо. На рисунках таких детей есть «дрожащая» линия и отчётливо виден тремор руки; видно, где ребёнок давил изо всех сил, а где устал и нажим был слабым.

2. Макро- и микрография

Когда ребёнок утомляется, он начинает писать некоторые элементы очень большими или совсем маленькими. Макро- и микрография обычно говорит о том, что у малыша слабо развиты пространственные функции мозга.

Если ребёнок ещё не пишет, то понять, насколько у него сформированы эти функции и зрительное восприятие, можно по рисункам.

Если в дошкольном возрасте (где-то до 5 лет) ребёнок сильно не соблюдает пространственные координаты (например, рисует человека и дом одинакового размера), то у него есть проблемы.

3. Неумение держать строчку и отзеркаливание букв

Еще один сигнал к беспокойству родителей — ребёнок, который не умеет держать строку и зеркалит буквы. Для малыша каждая буква — это целый космос из нескольких элементов, которые по-разному располагаются в пространстве.

Тем не менее отзеркаливание и неумение держать строку допустимо у дошкольников и у детей до второго полугодия первого класса. Но лучше не ждать, когда это станет систематической ошибкой.

В противном случае на почерке это скажется следующим образом: ребенок будет соскальзывать со строки, писать неравномерно (то широко, то узко) с неправильным наклоном, не сможет чувствовать строку (когда до конца строки 1 см, а туда втискивают слово «каракатица»).

4. Неправильно держит ручку

Постановка руки очень важна. Если ребёнок держит ручку неправильно, на 80% почерк испортится. В 1 классе, когда нужно за весь урок написать 1-2 слова, он справится. Но в 3-м и 4-м классах, когда вырастет объем письменных работ, темп письма должен быть увеличен — при неправильной постановке рука будет быстро уставать и почерк испортится.

Исправить постановку руки, когда ребёнку 10-11 лет, очень сложно. А научить дошкольника делать «клювик» намного легче.

Что со всем этим делать

1. Если ребёнок не видит строку, нужно сделать её границы осязаемыми и обвести строку красной ручкой.

2. При коррекции пространственного фактора учите малыша ориентироваться сначала на листе бумаги, потом на строке, в клеточке. Для этого лучше подойдут тетради в крупную клетку, с широкой строкой или специальные тетради для постановки и коррекции почерка.

3. Подбирайте правильные средства для письма.

Не подходит: карандаш, фломастер, гелевая ручка.

Выбирайте шариковую ручку нормальной толщины (чтобы ребёнку было удобно обхватить её пальчиками) с резиновым наконечником.

Лучше не использовать специальные насадки для постановки письма, так как и с ними дети умудряются сделать захват неправильно.

4. Учите писать правильно, а не как удобно ребёнку. Начинайте с печатных букв. Писать правильно: сверху вниз, слева направо.

5. Предлагайте малышу штриховки, раскраски, вырезалки, дорисовать элементы в строке с закрытыми глазами так, чтобы он не вылез за границы строки.

6. Делайте массаж рук, укрепляйте мышцы рук с помощью гимнастики и эспандера.

Важное замечание: не надо заставлять ребёнка делать что-то насильно.

Если видите, что он быстро утомляется, — закрываете тетрадку, обращаетесь к другой деятельности. Всё должно происходить плавно, постепенно, главное — не висеть над малышом коршуном.

Подготовлено по материалам лекции «Профилактика плохого почерка у дошкольников нейропсихологическими методами» на Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов.

Фото: Shutterstock.com