Образование

Подростковые компании и популярность

Подростковые компании и популярность

Американский эксперт в сфере образования и воспитания Розалинд Вайсман в своих книгах объясняет, насколько сильное влияние подростки оказывают друг на друга, и дает советы родителям, как вовремя распознать проблемы своих детей и помочь им самостоятельно найти наилучший выход.

Современный мир подростков устроен по особым законам. В нем много беззаботности, общения, социальных сетей, а также сплетен, неписанных правил и чужого влияния. Издательство «Азбука» выпустило две книги эксперта в сфере образования и воспитания Розалинды Вайсман  «Королева улья, или Как выжить в Мире девочек» и «Вожаки и ведомые. Как выжить в Мире мальчиков», в которых автор описывает типичные проблемы и распределение ролей мальчиков и девочек в компаниях и дает советы, как родители могут помочь им наладить здоровые отношения с друзьями. «Летидор» публикует отрывки из этих книг.

Мир девочек: компании и порядки

Если вы хотите понять девочек, то в первую очередь должны изучить, какое значение имеет для вашей дочери дружба, ее компания и популярность в общем. Потому что каждый день она учится тому, кем должна быть, чтобы ее приняли в компанию. А также тому, какие последствия ее ожидают, если она будет стоять на своем. Хорошо это или плохо, но подобные уроки серьезно повлияют на ее внешкольные увлечения и интересы и отразятся на основополагающих ценностях и умении постоять за себя в нужную минуту.

Общепринятое понятие «компашки» – это группа близких подружек, но для меня это своего рода взвод солдат, объединившихся, чтобы преодолеть подростковый период. Они скооперировались против внешнего мира, хотя при этом у них могут быть конфликты и между собой. Их сплоченность держится на неоспоримой преданности лидерам и образе мышления «мы-против-всего-мира». Внутри компании узы дружбы становятся крепче. И это порой способно разрушить или ослабить связь девочки с семьей. Для вас это, разумеется, окажется болезненно, но это может быть еще и опасно для вашей дочери, потому что компания учит ее при возникновении проблем обращаться за помощью к членам группы и полностью зависеть от них, вместо того чтобы обратиться ко взрослым. Но самое худшее, чему может научить девочек их компания, – это сохранять отношения любой ценой. А ведь очень важно понять, что единственный критерий, по которому нужно решать, оставаться с людьми или нет, – это то, насколько хорошо с тобой обращаются.

По моему опыту подобные проблемы могут возникнуть даже в детском саду. Поэтому важно постоянно внимательно следить за теми детьми и подростками, которые водят компанию с вашей дочерью. Конечно, есть определенные моменты, когда риск возрастает. Например, когда ваша дочь перешла в новую школу, когда в ее класс пришло много новеньких или когда она учится в самом младшем классе средней или старшей школы – в это время и возникает большая часть проблем, потому что происходят изменения в социальной иерархии, когда каждый пытается превзойти остальных.

Я не считаю, что группы или компании плохи сами по себе. Девочки, как правило, заводят себе несколько близких подружек, и зачастую это настоящая, крепкая дружба. Они могут быть собой, делиться секретами, гулять вместе, делать глупости и быть уверенными в том, что их поддержат при любых обстоятельствах. Однако общение девочек в группах также может посеять семена жестокой конкуренции за популярность и социальный статус.

Так происходит потому, что девочки, как и все мы, внутри группы подвержены стадному инстинкту. Не менее популярна борьба за власть между членами одной и той же группы. Я хочу научить девочек вести себя нравственно и сохранять свои моральные устои внутри группы. Я считаю, что девочки учатся нравственности, выстраивая отношения внутри группы и понимая, что можно высказывать свое мнение, научиться озвучивать свои суждения, мыслить критически и верить: наши действия могут что-то изменить. 


Для некоторых девочек популярность – нечто волшебное. Популярность дает чувство неограниченной власти. Часто девочки думают, что если смогут ее достичь, то все проблемы испаряться сами собой. Некоторые становятся одержимы и проверяют уровень своей популярности даже чаще, чем смотрят прогноз погоды. Другие вообще не интересуются этой темой, считая, что это смешно. Некоторые злятся и отрицают, что им есть до этого дело, хотя на самом деле все совсем не так. А некоторые так устают от этой безумной гонки, что сдаются.

Популярные девочки, как и любая другая привилегированная группа, часто не осознают своих привилегий, потому что принимают их как что-то само собой разумеющееся. Они не знают, каково чувствовать себя аутсайдером. Они почти ничего не знают о девочках за пределами своей компании и абсолютно не хотят признавать, что их поведение унижает других. В отличие от них, аутсайдеры знают про популярных девочек практически все. 
Взрослые должны помнить: чтобы узнать всю правду, нужно подходящее окружение и обстановка, чтобы сказать правду. И в том возрасте, когда они переписываются, отсылают электронные письма, сидят в социальных сетях и так далее, очень важно создать пространство, где они могут выразить свое мнение – как личное, так и всей группы. И для этого вполне может подойти классная комната.

Обычно моим ученикам интересно обсуждать хорошую популярность не более тридцати секунд. Гораздо важнее для них, почему определение «популярна в хорошем смысле» никак нельзя отнести ко всем девочкам. Очень быстро возникают вопросы: почему популярные такие злые? Почему их все так боятся? Никто не любит самых популярных девочек, но почему у них столько друзей? Они описывают плохую популярность так: она хуже всех ко всем относится, она самая могущественная и может раздавить тебя, она может сделать тебя своим другом, а потом бросить и разрушить твою жизнь.



Стоит признать, что социальная иерархия девочек очень продуманна и сложна. Компашки устроены сложно и многослойно, и каждой девочке отведена отдельная роль. Тем не менее роли эти могут меняться. Девочка может уступить свое положение другой девочке, а сама опустится или поднимется по социальной лестнице. Какие-то девочки застревают в одной роли, и у них нет возможности быть кем-то еще. Давайте рассмотрим несколько ролей, которые могут играть ваша дочь и ее друзья. Отмечу сразу – ваша дочь не обязательно должна быть в «популярной» группе –эти роли существуют в любой компании друзей. Но чем выше в социальной иерархии находится группа, тем более строгие у нее правила.

Девочка-королева
Представьте себе смесь Королевы Червей из «Алисы в Стране чудес» и Барби. Это и есть Девочка-королева, идеальная девочка-тинейджер. Благодаря сочетанию харизмы, силы, денег, внешности, воли и хитрости эта девочка правит всеми остальными девочками, ослабляя их дружбу с другими и привлекая на свою сторону. Она умеет заставить молчать сверстников одним только взглядом, а потом обернуться и быть невообразимо милой. Вы либо за нее, либо против нее.



Ваша дочь – Девочка-королева, если... 
• Ее друзья делают то, что она скажет.
• Она не боится других девочек в классе.

• Она постоянно жалуется, что кто-то ее копирует, не оставляет в покое или слишком чувствительный.
• Когда она встречается с друзьями, она всегда в центре. Если она куда-то пойдет, они следуют за ней.
• Она может переспорить кого угодно: друзей, одноклассников, учителей, родителей.
• Она может сделать так, чтобы другая девочка почувствовала себя «избранной», назначив ее лучшей подругой.

• Она умеет быть любящей напоказ.
• Она не станет (или, по крайней мере, очень неохотно) нести ответственность за то, что задела чьи-то чувства. 

• Если она чувствует, что ее обидели, она обязательно захочет отомстить и сделает это. 


Преимущества ее положения: она имеет власть над окружением, всегда в центре внимания, люди уважают ее.


Недостатки ее положения: ее дружба строится на власти, а не на взаимной поддержке и доверии. Она может быть циничной, отзываясь о своих друзьях. Но она также знает, что ей некому довериться, если у нее будут проблемы.

Я всегда говорю Девочкам-королевам, что они должны использовать власть на благие дела. По словам Рузвельта и Спайдермена, «с большей силой приходит большая ответственность». Большинство только радуется, когда Девочек-королев свергают. Разумеется, мы должны научить их использовать свою власть мудро и справедливо, но также следует быть рядом, чтобы поддержать их в неизбежный момент падения.

Лучшая подруга
Она заместительница и наиболее приближена к Девочке-королеве. Она будет поддерживать ее несмотря ни на что, поэтому ее уверенность в себе зависит от того, насколько сильна власть королевы. Вместе они кажутся другим девочкам нерушимой стеной. Как правило, они запугивают и заставляют их молчать, чтобы реализовать свои личные планы. Разница между ними в том, что если Лучшую подругу отделить от королевы, то, возможно, первая сумеет изменить свое поведение к лучшему, но сама королева скорее найдет себе новую Лучшую подругу. С другой стороны, Лучшая подруга иногда может поднять восстание против Девочки-королевы и сама занять ее место.

Ваша дочь  Лучшая подруга, если...
• Она ревнует, если кто-то еще дружит с Девочкой-королевой.
• Главный авторитет вашей дочери – Девочка-королева, а не вы.
• Ей кажется, что только они двое всем управляют, а остальные просто свита.
• Она думает, что ее лучшая подруга помыкает ею.

Преимущества ее положения: Лучшая подруга может управлять другими девочками от имени Девочки-королевы. У нее есть близкая подруга, которая помогает ей чувствовать себя популярной и нужной.
Недостатки ее положения: если она общается с Девочкой-королевой слишком долго, то может забыть, что у нее вообще когда-то было свое личное мнение.




Банкир
Информация о других людях – главная валюта в Мире девочек. Та, кто знает больше про других, имеет больше власти. Банкир сеет хаос, распространяя информацию о других девочках в тот момент, когда ей это удобно, как бы невзначай упоминает об этом в разговоре с кем-нибудь, потому что она знает, что это спровоцирует конфликт и укрепит ее статус: та, которая все про всех знает. Она умеет заставить девочек себе довериться, потому что, когда она рассказывает им что-то, это не выглядит как сплетня. Наоборот, она делает это столь невинно: «Я-просто-хочу-помочь».

Ваша дочь  Банкир, если...
• Она очень скрытная.

• У нее сложный, стратегический образ мышления. 

• Кажется, что она дружит со всеми.

• С ней редко кто-то ссорится.

• Ее очень редко выгоняют из компании.

Преимущества ее положения: она способна устроить скандал, ее все боятся. 


Недостатки ее положения: как только другие понимают, что она собой представляет, ей сразу же перестают доверять. И тогда она уже не может использовать их как источник информации.

Посол
Посол также распространяет информацию и сплетни о других. Ее отличие от Банкира в том, что ее мотивация – это урегулирование конфликтов. Делая это, она надеется завоевать социальное признание и влияние. Родители могут неверно истолковать побуждения своей дочери-Посла, потому что им кажется, что она выступает в роли миротворца совершенно бескорыстно.

Ваша дочь  Посол, если...
• Она живет ради скандалов и вся погружена в них.
• Ей нравится «помогать» людям, когда они в ссоре.
• Когда между двумя девочками возникает конфликт, он поглощает ее целиком.
• Она чувствует подъем адреналина от того, что находится в центре скандала (но ничего не подозревающим взрослым кажется, что она слишком заботлива, хочет всем помочь и установить мир).
• Она получает удовольствие, когда другие девочки приходят и просят у нее помощи.

Преимущества ее положения: она чувствует себя значимой, потому что люди ссорятся и мирятся благодаря ей. Недостатки ее положения: ее положение очень шатко. Другие могут пойти против нее, особенно если она передаст неверную информацию (что неизбежно, учитывая, сколько всего ей нужно помнить). Ее запросто могут использовать, ею могут манипулировать, а потом оставить, как только она перестанет быть полезной.

Льстец/Свита
Эта девочка готова сделать практически все, лишь бы остаться в группе и заслужить благосклонность Девочки-королевы или Лучшей подруги. Она часто копирует их поведение, одежду и интересы, но все равно не может до конца почувствовать себя членом группы. Ей постоянно приходится чем-то подтверждать свою верность более могущественным девочкам. В результате она может отказаться от всего, что было важно и интересно лично ей.

Ваша дочь  Льстец/Свита, если...
• Желания и мнения других девочек для нее важнее собственных.
• Ее предпочтения касательно одежды, стиля, друзей и знаменитостей постоянно меняются в зависимости от того, что скажет Девочка-королева.
• Она с трудом устанавливает межличностные взаимоотношения и общается с другими людьми.
• Она не видит разницы между тем, что хочет лично она и чего хочет ее группа.
• Она отчаянно пытается выглядеть «правильно».
• Она перестала заниматься тем, что любит, потому что ее компания этого не одобрила. 

• Она старается избегать конфликтов. Ее обычный ответ, когда спрашивают ее мнение: «Как пожелаешь, мне все равно».

Преимущества ее положения: она думает, что она часть компании.
Недостатки ее положения: у большинства Льстецов очень низкая самооценка, потому что они отказываются от собственных потребностей и суждений. Льстецам зачастую кажется, что чем милее и угодливее они будут, тем больше их станут любить и признавать. Но, как ни странно, чем сильнее они прогибаются, тем хуже к ним относятся.

Наблюдатель
Она не хочет идти против более могущественных членов группы и в конце концов решает не бросать им вызов. Она хотела бы помочь Жертве, но она не знает как или думает, что лучше все равно не станет. Она может придумать рациональную причину своего молчания или оправдание поведения других.

Ваша дочь  Наблюдатель, если...
• Она часто находится в ситуации, когда ей нужно выбирать одного из двух друзей.
• Она пытается дружить со всеми.
• У нее плохо получается отказывать друзьям.
• Она хочет, чтобы никто не ругался.
• Она и представить себе не может, что будет с кем-то скандалить. Она пытается со всеми ужиться. 



Преимущества ее положения: своим молчанием она покупает себе право находиться в группе. В компаниях с высоким социальным статусом ее популярность растет и у нее больше различных привилегий. 

Недостатки ее положения: из страха перед Девочкой-королевой и другими влиятельными девочками она может никогда не научиться постоять за себя. Хотя она достаточно умна для того, чтобы понять, что делается что-то нехорошее, ей кажется, что она никак не сможет изменить сложившуюся ситуацию.

Жертва
Та девочка, которую другие выбрали в качестве объекта для насмешек, унижения и/или игнорирования. Вне группы девочки становятся Жертвами, если они учатся слишком хорошо или у них какой-то необычный стиль одежды, поведение или увлечения. Девочки внутри группы становятся Жертвами, если они бросили вызов кому-то из вышестоящих (Девочке-королеве, Лучшей подруге или Банкиру) и их нужно поставить на место.

Ваша дочь  Жертва, если...
• Она не знает, как справиться с поведением девочек.
• Ей кажется, что у нее нет союзников. Никто ее не поддержит.
• Она одинока.
• Она может скрывать боль от того, что ее бросили, заявляя, что ей самой никто не нужен. 


Преимущества ее положения: ничто не научит вашу дочь лучше понимать людей и сочувствовать тем, над кем издеваются или кого дискриминируют. Побывав в роли Жертвы, также можно научиться объективно смотреть на вещи. Можно быть честной с собой и/или найти хороших друзей, которые примут тебя такой, какая ты есть.
Недостатки ее положения: она чувствует себя беспомощной из-за жестокости других девочек. Ей стыдно из-за того, что ее не принимают такой, какая она есть. У нее есть сильный соблазн измениться, лишь бы соответствовать посторонним требованиям.

Победитель
Эту девочку трудно не заметить, и она не ассоциируется только с одной компанией. У нее много друзей в разных группах, и она может свободно перемещаться из одной в другую (но помните, что так же может поступать и Банкир). Скорее всего, у нее высокая самооценка, потому что она не основывается на том, как ее принимают в какой-то группе. 

Главная цель моей книги – помочь вашей дочери быть победителем. Если таких победных моментов будет достаточно много (в этом должны помочь родители и взрослые), то они смогут полностью изменить характер и жизнь не только самой девочки, но и ее окружающих. Победительница готова выслушать и принять критику, не заставляет людей выбирать друзей и не злится, если кто-то оказался лучше ее.

Ваша дочь — Победитель, если...
• Она не относится к людям высокомерно; вам не приходится выслушивать от нее, что она проводит время с лузерами.
• Ее друзьям комфортно с ней и они ее не боятся; ее слово не обязательно должно быть последним.
• Она ко всем друзьям относится одинаково.

• Она легко может привести нового человека в свою компанию.

Преимущества ее положения: ее любят сверстники за то, какая она есть. Ей не нужно тратить время на то, чтобы подтверждать/улучшать свой социальный статус.
Недостатки ее положения: если Победитель вступится за кого-то, в ответ этот человек может влюбиться в нее. К тому же поступать правильно чаще всего страшно и делать это приходится в одиночку.


Я очень часто встречала родителей, считавших, что их дети являются теми, кем они на самом деле не были. Мы все хотим верить в лучшее о тех, кого мы любим, но иногда любовь делает нас слепыми. И, поверьте мне, даже если ваша дочь не Победитель, это не значит, что из нее не вырастет прекрасная молодая девушка или что вы плохо ее воспитывали. Но если вы будете продолжать считать ее той, кем она не является, вы не сможете стать тем родителем, который ей нужен.

Представьте, что вы с дочерью отправились в круиз на большом судне. Задача руководителя круиза – сделать все, чтобы вашей дочери было интересно и весело. На судне запланированы определенные мероприятия, и на каждом присутствует кто-то, следящий, чтобы ваша дочь не поранилась и не ушиблась. Она знает большинство людей на корабле, все ей знакомо. Но внезапно девочки начинают заявлять, что занятия на корабле глупые и скучные и что пора найти что-то поинтереснее. И пока вы наблюдаете за происходящим, не зная, что предпринять, она прощается со всем знакомым и безопасным, садится в спасательную шлюпку с людьми, с которыми у нее нет ничего общего, кроме возраста, и уплывает прочь.

Уже в шлюпке она может спросить себя, как решилась на такое и зачем покинула удобное и безопасное место, но, оглянувшись назад, она обнаружит, что корабль уплыл уже далеко, волны слишком высокие, а в шлюпке и у нее очень мало припасов. Она быстро понимает, что выживание зависит от того, сможет ли она скооперироваться с другими девочками, находящимися на этом судне. Но ваша дочь совсем не глупа и очень быстро понимает, что она в ловушке.

Я понимаю, что это слишком драматичная метафора для описания страха девочек, но она довольно точно передает, насколько безвыходным кажется девочкам их положение. Им приходится вести себя определенным образом, чтобы сверстники их приняли. Перед ними стоит выбор: либо как-то выживать в этой спасательной шлюпке, либо броситься в воду. Для девочек жизнь на шлюпке вместе со своей компанией может практически ощущаться как выбор между жизнью и смертью. Они готовы вытерпеть что угодно, и они все боятся, что их сбросят в воду.

Есть ли такие девочки, которым вполне комфортно плыть? Есть ли такие девочки, которые предпочтут утонуть, лишь бы не плыть на лодке? Разумеется, и порой эти девочки из-за выпавших на их долю неприятностей даже становятся сильнее. Но в большинстве случаев каждой девочке приходится иметь дело со спасательной шлюпкой, потому что социальная иерархия в обществе основывается именно на этой метафоре. Даже если ей все равно, ее сверстникам – нет, и они судят ее соответственно. Поэтому не важно, какое положение занимает ваша дочь: сидит в безопасности, балансирует на бортике, качается на воде в спасательном круге, плывет сама, удерживается на одном месте или тонет. Важно понять и принять причины, по которым она так тесно связана со своими друзьями. Потому как страх зачастую не позволяет ей попросить о помощи.

Примите следующее:

–  Чаще всего вы получаете информацию из вторых рук . Вас не будет рядом, когда дочь попадет в беду. Ваше влияние ограничивается вашими действиями до и после. Единственные люди, которые будут с ней в тот момент, это ее сверстники. Подростки могут находить контакт с друг с другом так, как не могут взрослые. Это значит, что ваша дочь должна уметь постоять за себя с вашей поддержкой, но без вашего физического присутствия.
–  Это нельзя отрицать . Ваша дочь может совершать плохие поступки, вести себя жестоко и аморально или страдать от тех, кто ведет себя так. Если вы хотите, чтобы ваша дочь пережила подростковый период и превратилась в ответственную и нравственную женщину, вы должны смириться с тем, что вас ждут препятствия, и некоторые – просто гигантского размера.
–  Помните о спасательной шлюпке . Когда у нее проблемы с друзьями и она боится идти в школу, поссорившись с другой девочкой, помните, как страшно плавать в океане среди хищников и безо всякой поддержки и помощи.

Но родителям следует говорить с дочерьми о компаниях. Возможно, это будет действительно сложно. Советую вам не начинать беседу с расспросов о ее личном опыте, если она сама не проявит инициативу. Вместо этого спросите ее мнение. Завяжите разговор, когда проводите время вместе: например, смотрите по телевизору ток-шоу или фильм. Попросите дочь рассказать о других девочках. Затем вы можете спросить, какую роль, по ее мнению, играет она. Описав вам друзей, она с большей вероятностью перейдет к рассказу о себе.


Если ваша дочь находится на позиции силы, ей будет сложно признать, что она была не права, и проявить сочувствие к другим. Постарайтесь сделать так, чтобы она несла ответственность за свои действия, а не перекладывала вину на кого-то еще. Не дайте себя обмануть. Она достаточно умна, чтобы понять: если вас успокоить, вы быстрее от нее отстанете. Помните: вне зависимости от того, насколько вы с ней близки, вы все равно не сможете обеспечить ей то социальное признание, которое она имеет благодаря своим друзьям, или убедить ее, что они ей вообще не нужны. Самое важное в этой беседе для вас – убедить вашу дочь, что, идя на поводу у девочек в группе, она перестает контролировать свою жизнь.

Если вы пришли к выводу, что ваша дочь – Жертва или когда-то была Жертвой, не подгоняйте ее, пусть сама расскажет то, что захочет. Произошедшее может быть очень унизительным, поэтому дайте ей время, но убедите в том, что вы готовы поговорить с ней в любой момент. Если она сказала вам, что она Жертва, не паникуйте и не грозитесь позвонить в школу или родителям девочек, если она не просила вас о помощи. Если она действительно не хочет разговаривать, уважайте ее решение.

Не важно, какое положение в компании она занимает, в любом случае попытайтесь поддержать ее. Скажите, что понимаете: бывают очень сложные ситуации. У большинства взрослых те же проблемы. Если с вами в подростковом возрасте случалось нечто подобное – расскажите. Но не указывайте ей, что делать.

Девочки часто спрашивают: «Почему популярные девочки популярны? Они ведь даже никому не нравятся». От мальчиков я такого вопроса ни разу не слышала. Не то чтобы они не обращали внимания на популярность и социальный статус – просто суть обоих понятий для них кристально ясна: быть популярным не значит нравиться людям. Тебя просто все знают и стараются с тобой не пересекаться. У девочек борьба за социальное превосходство довольно напряженная, чего не скажешь о мальчиках – у них межгрупповые процессы протекают куда спокойнее, потому как мальчики им покорны. Только не обманывайтесь – сила социального статуса никуда не делась. Социальные структуры у мальчиков столь же значимы, особенно когда возникает конфликт на почве злоупотребления силой. Попробуем разобраться, как популярность и статус влияют на общие социальные иерархии Мира мальчиков, а также – как мальчики ведут себя в отдельных группах.

Почти все опрошенные мною ребята считают, что существует некая элита, составляющая 10% от общего числа мальчиков. За ней хвостом следуют 75% сверстников (так называемые середнячки), затем 10% тех, кто держится ближе ко дну и при этом составляет крепкую группу, – и 5% составляющих внешний периметр (ребята, которые умудряются вращаться вокруг и тех, и других, и третьих). Каждая группа мальчиков общается с соответствующей группой девочек, иногда смешиваясь друг с другом, однако большую часть времени группы мальчиков взаимодействуют весьма ограниченно.

Элита
Итак, те самые 10% ребят. Они выглядят (но не являются) успешными в каком-либо «правильном» виде спорта: футболе, баскетболе или хоккее. Прическа, манера одеваться, держаться на людях, походка и чванливая речь – у всех них одинаковые. Этот имидж становится социальной униформой.

Большинство
Если ребята из числа десятипроцентников стесняются общаться с ребятами не из элиты, то ребята из большинства свободно общаются с представителями соседних групп. Большинство как раз и состоит из набора различных групп, по 5-10 человек в каждой. Невзирая на социальный статус, эти мальчики также подвержены давлению общественных норм и стандартов, определяющих мужественность, так что они тоже могут стесняться общения с другими, но не переживают из-за необходимость соответствовать мужским стандартам, как десятипроцентники. Парень из большинства действительно начинает заботиться о соответствии нормам, лишь когда собирается пробиться в элиту. 



Низшая ступень
Взрослые зачастую полагают, что ребята с низшей ступени – жалкие, одинокие, подавленные личности, объект вечных преследований. Это не так. Суть травли у мальчиков – добиться власти внутри одной группы или наказать мальчика из внешнего периметра. Ребята с низшей ступени знают о своем низком социальном статусе, о том, что в глазах других они странные, но им плевать на это, если у них есть хотя бы один верный друг. Многие считают, что верных друзей им обеспечивает отсутствие амбиций и стремления повысить социальный статус. Предположение, конечно, спорное, зато внутри группы эти ребята больше привязаны друг к другу, между ними нет постоянного соперничества.

Между тем их родители открыто негодуют, вмешиваются, пытаясь исправить социальное положение сына. Когда такое происходит с отдельно взятым мальчиком, он либо (даже понимая благие намерения родителей) обижается, мол, папа с мамой считают его неудачником, либо начинает слепо ценить социальный статус, забывая, что и кто ему на самом деле нравится. Однако запомните, что вмешательство родителей – последнее, чего хочет мальчик.

Внешний периметр
Внешний периметр состоит из ребят, которые в глазах сверстников вообще не принадлежат к социальной системе: анархисты, шутники, политики, успешные фанаты какого-либо одного предмета или вида спорта и те, у кого вообще нет навыков социального общения. К ВП я причисляю многих людей, которые наделены совершенно разными характеристиками и могут стоять на разных ступенях социальной лестницы.

Мальчик может выйти в ВП, потому что не видит смысла в социальной иерархии и имеет верных друзей за пределами школы. Такой паренек исключительно хорошо сливается с фоном: остальные ребята просто не знают, что с ним делать, и потому как бы не замечают его. Есть в ВП и мальчики негибкие, с весьма ограниченной способностью заводить и поддерживать отношения. Им и впрямь невдомек, как знакомиться с другими людьми и понимать знаки, которые для прочих членов социума просты и понятны. Таких ребят игнорируют или третируют как чудиков.

Внутри отдельно взятой группы почти у каждого мальчика есть лучший друг, от трех до пяти близких знакомых, с остальными же он просто взаимодействует как с членами «стаи», но не общается один на один. Мальчики заверили меня, что внутри всякой группы – несмотря на статус – можно выделить одни и те же роли. В средних классах соответствие центровым мужским стандартам буквально вынуждает мальчика взять на себя одну из ролей: она проявляется и закрепляется за ним, когда он начинает взаимодействовать со сверстниками. В старших классах ребята попадают в ловушку своей роли, правда, большинству старшеклассников играть ее постоянно не приходится. Вот, посмотрите: всякому, даже юноше с самым высоким социальным статусом, иногда приходится унижаться, чтобы угодить кому-то, кто стоит еще выше. Однако по-настоящему стоит обратить внимание на то, что у ребят постарше (и у мужчин) роль проявляется, если в группе возникает конфликт. В такие моменты она является «во всей красе».  Вот они, эти роли:

Мозг
Харизматичен и от природы чувствует человеческие слабости. Это позволяет ему эффективно унижать людей на глазах у окружающих. В группе он определяет, что смешно, что глупо и прочее, и у него есть право отвергать противоположное мнение (это относится ко всему, начиная от цвета кроссовок и заканчивая реальными политическими вопросами). Он не слишком разговорчив с девочками, но умеет заполучить и удерживать их внимание. Его любят взрослые. Несмотря на название роли, Мозг отнюдь не походит на расчетливого и сверхумного главаря; важна лишь его способность влиять на окружающих. 

Он обретает – власть и контроль.
Он теряет – прочность связей. Он удерживает при себе друзей исключительно страхом и властью. Хотя сам Мозг никогда никому этого не скажет, он ощущает давление – ведь ему надо удерживать позиции. Он не станет рисковать имиджем, ни за что не признается, если чего-то не понимает. 
 

Правая рука
На первый взгляд, Мозг и Правая рука похожи, однако последний гораздо коммуникабельнее и всем нравится. Он интересуется делами окружающих и тем, какую из этого выгоду могут они с Мозгом извлечь. Правая рука может говорить Мозгу правду в глаза и не бояться получить за это. Именно с ним Мозг общается чаще всего.

Он обретает  – покровительство Мозга.
Он теряет – индивидуальность, так как неотделим от Мозга.

Вышибала
Как и настоящий вышибала в клубе, он крупный, высокий, имеет угрожающий вид и готов пожертвовать собой, исполняя обязанности. Такой мальчик не умеет отстаивать свою позицию в спорах и не способен понимать мотивацию чужих поступков. Мозг и Правая рука всегда могут уговорить его взять на себя вину за них, ведь он рад доказать свою преданность. Девочки в этой социальной группе не любят Вышибалу, а он не понимает почему. Вообще, в ситуациях с девочками он всегда лишний или же его сводят с кем-нибудь столь же социально уязвимым.

Он обретает – социальный статус и власть, которые без Мозга и Правой руки ни за что бы не получил.
Он теряет – уважение окружающих и возможность вести здоровую общественную жизнь. Слепая преданность не позволяет ему видеть, как им манипулируют. Прочие ребята не любят Вышибалу, не любят находиться рядом с ним.

Все трое имеют следующие общие характеристики:

– Они ведут себя вызывающе, так что об их прибытии или присутствии тотчас становится всем известно.
– Обожают делать окружающим замечания расистского, сексистского, гомофобного характера и смеются, когда им велят прекратить.
– Любят по мелочи нарушать школьные правила, как будто власть взрослых на них не распространяется.
– Обожают демонстративно входить в кабинет директора школы, чтобы потом прилюдно посмеяться над «глупыми жалобами» других ребят, их родителей или учителей. В крайнем случае могут даже попытаться отомстить изначальной жертве оскорблений.
– Мало уважают (или не уважают вовсе) женщин на руководящих постах или мужчин, не соответствующих их мужским стандартам.

Заводила
Если в группе возникает напряженная ситуация, он всегда снижает градус накала. Рад отвлечь на себя внимание, подурачиться. Любит спорить, но не воспринимает дебаты серьезно или глубоко лично. На хвастовство или агрессию со стороны других членов группы отвечает хвастовством отчетливо абсурдного и нереального характера. С ним окружающие чувствуют себя спокойно. Юмором он располагает к себе людей.

Он обретает – чувство принадлежности к группе и защищенности в ее пределах. Он член «стаи», и за место в ней ему не надо отчаянно бороться или совершать дурацкие поступки.
Он теряет – ему приходится поддерживать определенный имидж, чтобы не быть исключенным из группы. Его редко воспринимают всерьез.

Совесть
Боится попасться, ему страшны последствия проделок. Настойчиво призывая к ответственности, он начинает бесить других ребят. Если же он в группе давно, с его присутствием мирятся. Из-за стремления всегда и во всем следовать правилам Совесть ответственно подходит к школьным заданиям и порядку, его могут заставить помогать с уроками / выполнять их вместо друзей. Порой он устает от образа безотказного друга и совершает нечто, лишь бы доказать, что никакой он не белый и не пушистый. Ему всецело доверяют и используют как дымовую завесу для взрослых.

Он обретает – учителя, администраторы и родители считают его хорошим мальчиком, оказывая ему больше доверия, нежели остальным.
Он теряет – ребята не станут посвящать его в некоторые планы: он постоянно нудит, если они затевают нечто глупое, подлое или опасное.

Боксерская груша
Почти в каждой группе есть мальчик, которого все любят и при этом нещадно унижают. Старший брат может сказать: «Моего братишку бью только я». Если кто-то чужой обидит Грушу, ребята вступятся за него горой. С кем бы он ни отправился на свидание, ребята его изведут. Несмотря на все это, Боксерская груша терпеть не может конфликты и хочет со всеми ладить.

Он обретает – у него есть друзья, но цену за эту дружбу он платит высокую.
Он теряет – он не видит иного выхода, кроме как принять такое отношение.

Муха
Вьется у границ группы – либо большой социальной, либо отдельной мальчиковой «стаи». Он отказывается признавать, как сильно всех раздражает; если его родители состоятельны, он пытается купить друзей или завоевать признание хвастовством. Какое-то время ребята терпят Муху, однако постепенно накапливается раздражение, которое, в конце концов, вырывается наружу. Исключая Муху из «стаи», ребята не ощущают за собой вины – по их мнению, он виноват сам.

Он обретает – ничего.

Он теряет – многое.

**
Заступник**
На такого мальчика не распространяются правила мужских стандартов, хотя при этом он обладает положительными центровыми качествами. Пользуется уважением. Он спокойно воспринимает критику; не заставляет окружающих бросать ради него своих друзей и сам не бросает никого в пользу более выгодной компании. Он вмешивается, если кого-то унижают, спокойно общается и с теми, кто соответствует мужским стандартам, и с остальными. Оставаясь при своем мнении, он все же прислушивается к чужим советам.

Он обретает – искреннюю любовь и уважение окружающих.

Он теряет – он рискует остаться в гордом одиночестве и навлечь на себя гнев окружающих за то, что поступает по совести или не соответствует установленным стандартам. Бывает, что он чувствует себя старше сверстников, он чужой среди своих.

Социальные роли – не пожизненные. Мозги, бывает, осознают истинную цену заносчивости, Груши учатся держать удар, Мухи понимают, что люди полюбят их, если не навязывать себя. А Заступникам, как ни странно, надоедает роль морального оплота: постоянно строить из себя поборника справедливости – утомительно. В то же время я признаю: у вашего мальчика в жизни могут быть свои, совершенно уникальные обстоятельства и друзья. Он может ходить в школу, где все ребята равны и не отличаются по уровню достатка родителей; в школу, где в коридорах звучит речь на двадцати пяти языках; в крохотную школу, где он всем и каждому знаком с пяти лет; или в огромную школу, где большинство знает его лишь по документам. От проявлений власти никуда не деться, они есть везде. Всегда будут те, кто посередине. Отщепенцам порой придется противостоять власть имущим, тем, у кого больше влияния. У всех на глазах кого-то будут преследовать за несоответствие стандартам. Ваш сын должен знать, что делать в такие моменты.

Проанализировав стандарты, популярность и групповые динамики в любом конкретном случае, легко увидеть, что они «наследственные»: мальчик как бы повторяет судьбу кого-либо из окружающих его мужчин. Впрочем, нынешнее молодое поколение относится к социальной структуре Мира мальчиков уникальным образом. Хотя сегодня по инерции популярным стереотипом успешного парня продолжает оставаться качок, по сути, он уже утратил монополию на популярность. Высокий социальный статус обретают музыканты, скейтеры, хипстеры. Тут юношу подстерегает опасность: неважно, что он делает или что от него требуется, дабы получить высокий статус – сам статус может запросто опьянить его. Сами по себе популярность и общественное влияние – это не зло. Зло – когда юноша зазнается и ставит себя над другими. Будучи гордым родителем успешного и соответствующего стандартам сына, вы легко можете забыть, как трудно ему в будущем вырасти в достойного, обладающего моральными принципами мужчину, каким бы вы хотели его видеть.

Примите как данность следующее:

–  Не отмахивайтесь от его проблем. Ваш сын будет вести себя как злой или трусливый человек, пожиная плоды собственных неверных решений. Если хотите, чтобы он выжил в подростковый период, необходимо признать: его ждут сложные ситуации этического характера, и вы скорее всего будете удивляться тому, как он из них выходит.
Он всегда найдет оправдание своим поступкам. Хорошими его решения вам, может, и не покажутся, но на момент выбора вашему сыну они казались идеальными.
С друзьями он себя ведет иначе, чем с вами. При вас он не обязательно станет подхалимом; просто будет следить за речью, почаще говорить «спасибо» и не пересказывать услышанные по дороге из школы грязные анекдоты. Просто признайте: ваш сын в кругу друзей может быть тем еще пошляком.
Для вас и для друзей у него различные личины. Вы и друзья вашего сына знаете его с разных сторон. Не с лучших или худших. Просто с разных.
Придется опираться на информацию со вторых рук. Либо на то, что скажут другие родители, учителя, тренеры, либо на то, что вы подслушали из разговоров ребят. Ваше влияние на сына ограничивается тем, что вы можете сделать до и после. Свидетелями того или иного происшествия будут лишь его сверстники. Даже проверяя каждый вечер его эсэмэски и посты в социальных сетях, вы не получите полной картины. Ваш сын должен сам уметь постоять за себя опираясь на вашу моральную поддержку, а не на физическое присутствие.

Вам необходимо пересмотреть ваше общение с сыновьями и свои, казалось бы, знания о них, дабы мальчики слушали вас, уважали и обращались за помощью. Самое большое препятствие на этом пути – это убедить сына, что приоткрытый вами занавес над Миром мальчиков вовсе не усложнит его жизнь. Если вы хотите продуктивных и позитивных отношений с сыном, внимания с его стороны, вам придется серьезно пересмотреть собственное отношение ко многим явлениям.

Автор:Ася Цой