Образование4 мин.

Почему раннее чтение – не такая хорошая идея, как кажется

И какие навыки развить вместо умения читать

© Freepik

Раньше родители и педагоги начинали готовить малыша к школе максимум за год-два до первого класса. Теперь детей учат писать, рисовать и читать гораздо раньше. Но у этого выбора есть свои подводные камни.

Своим мнением насчет раннего чтения делится Надежда Болдова, руководительница дошкольного направления онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.

Надежда Болдова, руководительница дошкольного направления онлайн-школы для детей и подростков Skysmart

Если ребенок сам не интересуется словами и буквами в 3–4 года, лучше пока не учить его читать. Для этого есть несколько причин, в основном физиологических.

Причина 1. Каждому навыку — свое время.

Все умения ребенка можно условно разделить на хард-скилы и софт-скилы — как у взрослых. Хард-скилы — это как раз чтение, письмо, счет. А то, что мы будем здесь называть софт-скилами, — устная речь, концентрация, внимательность и другие. И многие из «софтов» важно развивать в определенном возрасте. Например, в 3–5 лет лучше уделить внимание координации движений и ориентированию в пространстве.

Но некоторые родители переключают фокус на чтение — в итоге дошкольник не успевает развить эти навыки, а после 5 лет они даются гораздо сложнее.

© Pexels

Причина 2. В 3 года ребенок плохо понимает смысл прочитанного.

Перед тем как приступить к чтению, дошкольнику важно пройти несколько этапов. Сначала он различает объекты визуально и на ощупь. Затем повторяет за родителями названия этих объектов. И только потом закрепляет эти слова и выстраивает их в связные предложения.

Трехлетний ребенок еще не прошел все этапы. Пока у него плохо получается связывать слово с конкретным объектом. Например, он знает слово «линейка», но плохо представляет, как она выглядит. Поэтому дошкольник читает механически, не понимая смысла. Ребенок знает, что существуют буквы, они складываются в слова, слова — в словосочетания, словосочетания — в предложения, а предложения — в текст. Но он осознает только эту сухую структуру и не понимает, что текст — это инструмент для выражения мыслей и эмоций.

Причина 3. Если ребенка постоянно заставлять, у него сформируется отвращение к чтению.

И в будущем это отношение будет влиять на разные аспекты жизни. Чтение — это один из лучших способов развития мозга, воображения, критического мышления, эрудиции, словарного запаса. Но все это появляется, только если читать осознанно и с интересом. У малыша, которого заставляли читать, это вряд ли получится.

Почему не читать в три года — это нормально

Современные дети начинают развиваться рано, во многом из-за социальных сетей. Мама видит, что трехлетний сын ее подруги уже уверенно читает. И ей кажется, что с ее малышом что-то не так, если он пока не интересуется книгами. А внушительные списки навыков, которыми должен владеть ребенок к первому классу, только добавляют родителям тревоги.

Но если присмотреться к этим спискам, вы найдете в них всего несколько хард-скилов. Это счет до 20, сравнение чисел, знание букв и геометрических фигур, владение ножницами, умение рисовать и чтение по слогам. Остальное — так называемые софт-скилы.

Например, знание информации о себе и об окружающем мире, мелкая моторика, логические связи, словарный запас и разговорная речь.

© Freepik

Другое дело, если ребенок в три-четыре года сам потянулся за книгой. Это тоже нормально, ведь все дети развиваются по-разному. К четырем годам дошкольник примерно понимает, что такое буквы. Он видит их везде: в книгах, в смартфоне, на рекламных вывесках. И если он сам повторяет за родителями, когда они читают ему книжку, то почему бы не начать знакомство? Главное — делать это плавно, не давить и не навязывать. Интерес к чтению может пропадать и появляться снова. И это нормально.

В настольных играх для детей до пяти лет вы тоже вряд ли увидите задания непосредственно на чтение. Скорее это будут задачи на сопоставление, внимание, моторику. Возьмем для примера настолку «Читай-хватай» для детей от четырех лет. На одних игровых фишках изображены предметы, на других написаны слова. Кладем одну фишку в центр поля, а еще одну даем игроку. Самый легкий уровень игры — соотнести одинаковые предметы на этих фишках. Задача потруднее — сопоставить слово и картинку. И самый сложный уровень — сопоставить слова.

Преподаватели нашей школы тоже очень плавно знакомят малышей с чтением. Начинаем с визуальных образов. Ребенок находит знакомые символы, сопоставляет образ буквы и саму букву, находит лишнюю букву. Так он тренирует концентрацию, внимание к деталям и заодно запоминает алфавит. Такой темп может показаться медленным, но это не так. Наоборот, так есть время постепенно знать все самое важное и развить нужные навыки.

Что развивать вместо чтения

Чтение — сложный, комплексный навык. И чтобы развить этот хард-скил, важно сначала уделить внимание связанным софт-скилам. Например, правильной устной речи. Чем лучше человек формулирует свои мысли, тем быстрее он осваивает навык чтения. Покажите ему картинки и попросите их описать.

Или предложите пообщаться с умной колонкой. Она обычно понимает только четкий запрос.

Разговор с голосовым помощником научит хорошо выговаривать слова, ставить их в нужном порядке и выстраивать логические связи.

Конечно, глобально качество жизни ребенка не пострадает, если он научится читать слишком рано. И недостаточно развитые софт-скилы можно подтянуть позже. Например, в 12 лет важно дополнительно развивать пространственное мышление и навык пересказа текста. А с первоклашкой можно сделать упор не на само чтение, а на понимание смысла. Например, попросить задать 5–10 вопросов к тексту.

Но если дошкольник начнет читать вовремя, а не заранее, ему не придется восполнять упущенные навыки.

Фото: Freepik, Pexels