Образование

Почему перед школой надо сходить к логопеду: отвечает специалист

Даже детей без явных нарушений речи перед школой необходимо показать специалисту. И вот почему.

«Летидор» узнал у нейролингвиста и логопеда-дефектолога «Детской академии речи» Наталии Шмагиной, на какие речевые нарушения необходимо обратить внимание родителям дошкольника и когда стоит идти к специалисту.

Если до школы остается полгода, целесообразно отвести ребенка на комплексную диагностику к логопеду и психологу (или нейропсихологу). И лучше сделать это не в детском саду, куда ходит ребенок, а найти сторонних специалистов. Это позволит беспристрастно оценить психическую, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе.

При обследовании логопед должен обратить внимание не только на звукопроизношение, но и на структуру речи, понять, присутствуют ли элементы общего недоразвития речи или незрелость фонематического слуха.

Психолог или нейропсихолог помогут определить функциональную зрелость ребенка и выявить возможные трудности в обучении или адаптации будущего первоклассника.

Грамотный диагност оценит объем затруднений, испытываемых ребенком, и сориентирует родителей — есть ли у них время на исправление каких-то незначительных проблем или объем затруднений таков, что родителям стоит задуматься, отдавать ли ребенка в школу сейчас или пропустить год.

Специалисты также могут сориентировать родителей в выборе школьных программ.

Помочь остановить выбор на стандартной программе или на усиленной. Особенно это актуально, если взрослые планируют отдавать ребенка в профильную школу (языковую, физико-математическую или другую).

На что стоит обратить внимание родителям дошкольника

Есть повод обратиться к специалисту, если ребенок:

  • плохо запоминает буквы и цифры;
  • затрудняется при словоизменении и/или употреблении падежных окончаний;
  • в устной речи ребенка встречаются аграмматизмы (например, «деревий» или «деревов»);
  • затрудняется при определении первого или последнего звука в слове;
  • путает парные звуки, заменяя «ж» на «ш», «д» на «т» и так далее;
  • испытывает затруднения при пересказе событий вчерашнего дня или короткого мультфильма; плохо запоминает стихи;
  • имеет трудности с пространственной и временной ориентацией (вчера/сегодня, лево/право) и ориентацией во временных категориях (месяцы, дни недели, сезоны, их очередность и признаки);
  • с трудом удерживает внимание на выполняемых заданиях.

В этих случаях совсем не обязательно, что речь идет о детях с явными задержками речевого или психо-речевого развития. Небольшие пока проблемы могут проявляться в виде незначительных ошибок в речи, несколько повышенной «живости» в поведении ребенка: чуть-чуть избалован, чуть-чуть вспыльчив, чуть-чуть ошибается в произнесении некоторых слов...

Такие «чуть-чуть» могут, к сожалению, оказаться предвестниками затруднений в будущем, и на них стоит заранее обратить внимание.

В этом случае подготовка к школе должна осуществляться профильными специалистами, а не педагогами начальных классов (репетиторами). Ведь обычные педагоги будут готовить ребенка к школе, осваивая вместе с ним необходимый для поступления материал (учить, как могут, чтению, счёту), а причины затруднений, функциональные проблемы никуда не исчезнут.

Принципиально иной подход применяют логопеды, психологи (или нейропсихологи), которые посвящают занятия не заучиванию методического материала, а именно формированию и развитию навыков, необходимых для усвоения школьной программы.

При помощи специальных игр и упражнений, подобранных индивидуально, специалисты формируют и корректируют эти навыки, устраняя возможный комплекс причин, приводящих к снижению успеваемости в будущем.

К чему приводят неисправленные нарушения

Дисбаланс требований, предъявляемых к ребенку в школе, и его объективных возможностей позднее приводит к трудностям в обучении, потере интереса у школьника. Что, конечно, снова сказывается на успехах в школе. Получается замкнутый круг. Ребенок оказывается в ситуации неуспеха.

Необходимо учитывать еще один важный момент: у детей в семилетнем возрасте начинает формироваться адекватная самооценка и самокритика.

А вместе с ними может появиться страх быть непринятым в коллективе. Это связано с тем, что в начальной школе высокая успеваемость является основным оценочным критерием сверстников.

Школьная неуспеваемость, невозможность себя проявить, отсутствие похвалы со стороны учителя и, наоборот, постоянная критика начинают резко снижать самооценку ребенка. Он чувствует себя неудачником, становится тревожным, замыкается в себе и отказывается учиться.

Заблаговременная качественная диагностика поможет избежать таких трудностей. Учиться ребенок будет легко и с удовольствием, да и времени на занятия спортом и эстетическое развитие будет у него предостаточно. Не говоря уже о так необходимых ребенку прогулках и общении со сверстниками.