Образование

Пишите письма: зачем учиться письму сегодняшним детям?

Пишите письма: зачем учиться письму сегодняшним детям?

Пока из школ никуда не исчезли прописи, диктанты и изложения. Но их постепенно теснят рабочие тетради, в которых большинство текста написано автором, а ученикам остается лишь вставить пропущенные цифры или буквы. Зачем нужен навык письма современным детям?

Герои популярной детской книги «Время всегда хорошее» меняются местами: школьник из 1980 года попадает в год 2018, а его сверстница, девочка из будущего, оказывается в прошлом. И если советские времена многие из нас хорошо помнят, то на будущее, описываемое авторами, взглянуть интересно.

В обыкновенном школьном классе 2018 года дети сидят за ноутбуками и все учебные действия совершают с помощью клавиатуры: читают параграфы учебников, выполняют домашние задания, отвечают на тесты. Телефон тоже не выпускается из рук: в нем и школьный форум, и всесильный Гугл, и шпаргалки, и выложенные в сеть ответы на контрольную по математике. Когда министерство образования, озабоченное тем, как бедна речь компьютеризированных школьников, решает вернуть письменные и устные экзамены, дети впадают в панику: они действительно разучились писать на бумаге и связно говорить. Ситуацию должен спасти ученик из восьмидесятых годов прошлого века: ему-то уж точно не привыкать к устным докладам и сочинениям, ведь про клавиатуру и мобильные телефоны он пока даже не подозревает.

До описанного авторами 2018 года осталось чуть меньше четырех лет. И даже если учесть, что в книге описан фантастический сюжет, тот факт, что современные дети гораздо лучше и быстрее печатают, чем пишут, остается фактом.

Нет, пока из школ никуда не исчезли прописи, диктанты и изложения. Но их постепенно теснят рабочие тетради, в которых большинство текста написано автором, а ученикам остается лишь вставить пропущенные цифры или буквы. Многие школьные задания выполняются в виде компьютерных презентаций и докладов, напечатанных в текстовом редакторе. И у нас и у наших детей становится все меньше ситуаций, когда необходимо пользоваться ручкой.

Технический прогресс игнорировать невозможно и не нужно. Но есть то, что с появлением новшеств не устаревает и не теряет актуальность. Например, письмо. Давно доказана связь между мозговыми центрами человека, отвечающими за письмо и речь. Благодаря активной письменной работе, мы стимулируем данные центры, а развитая мелкая моторика у детей – один из залогов будущей успеваемости.

Впервые написав на бумаге свое имя – «ПЕТR» и ничуть не смущаясь зеркальностью последней буквы, ребенок испытывает восторг: теперь он будет гордо подписывать рисунки и открытки. Детская заинтересованность – отличный момент для того, чтобы письмо стало частью жизни.

• В 5-6-летнем возрасте многие пробуют читать и писать печатными буквами. Чтобы тренировать навык, чаще призывайте детей себе в помощники. Продиктуйте перечень необходимых покупок перед походом в магазин, попросите составить список приглашенных гостей на детский день рождения – пусть запишут, как умеют, не нужно исправлять зеркальные буквы и искать орфографические ошибки. В данном случае важны старания.

• Принуждать детей к письму все равно не получится. Вернее, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому главным мотиватором становится игра. Увлеките детей разной текстурой бумаги, попробуйте вместе писать и рисовать на картоне, альбомных листах, папиросной бумаге и почувствовать разницу. Покажите, как пишут в тетрадях, линованных в клетку и линейку, и предложите сделать задания в прописях для дошкольников: не всем хватает для них усидчивости, но многим все-таки нравится обводить фигуры и буквы по контуру и видеть, что получается красиво.

• Дети любят необычные канцелярские принадлежности. Красивые блокноты, точилки и ластики, цветные ручки, интересные фломастеры, у которых линии окрашиваются в другой цвет, если по ним провести специальным «стирателем», и даже шпионская ручка, которая пишет невидимыми чернилами, а текст проявляется, если на него посветить встроенным фонариком – все это может повысить интерес к письму и рисованию.

• С теми, кто научился писать, можно разгадывать кроссворды и играть в игры на бумаге: виселицу, змейку, подбор слова к заданному окончанию, составление маленьких слов из одного большого, в рассказ (здесь необходимо, отвечая на вопросы «кто?», «с кем?», «когда?», «куда отправились?» и так далее, загибать часть листа с написанными ответами и меняться листками со вторым игроком, а затем прочитывать получившуюся историю).

• Может быть, у вас есть друзья с детьми, живущие в других городах или странах, и вы захотите обмениваться бумажными посланиями друг другу, а дети будут вкладывать в них подписанную открытку и ждать ответного привета в почтовом ящике. Чтобы писать было еще интереснее, присмотрите красивые конверты и марки, можно даже заказать именную печать: детям нравится ставить красивую подпись под письмом. Традиция писать письма может стать и началом для коллекционирования марок и открыток.

• А вот писать письма бабушкам и дедушкам здорово, даже если они живут на соседней улице. Старшее поколение особенно ценит рукописные послания, и обычно бабушки бережно хранят милые сердцу каракули и открытки, подаренные в честь праздника или без повода. Не забывайте их радовать вместе с детьми.

• Хорошо, если дети видят, как пишете вы сами. Может быть, в доме есть доска, на которой вы пишете себе напоминания или ведете календарь важных событий. Или у вас есть традиция – оставлять друг другу записки на столе или холодильнике, причем, это не только домашние задания «протереть пыль и помыть посуду», но и простые приветы друг другу, которые на бумаге выглядят душевнее, чем электронные смс.

• Поддерживайте идею вести дневник. Поделитесь с детьми таким способом, как письменное решение проблемы: описав на бумаге то, что его волнует, человек обычно яснее видит ситуацию и пути ее разрешения. Если вашему ребенку не свойственно описывать переживания, предложите вести (на первых порах можно делать это вместе) читательский дневник или дневник просмотренных фильмов, в которых ребенок сможет ставить оценки книгам и фильмам, писать короткие рецензии и выписывать понравившиеся цитаты.

• Девочкам может быть интересно вести рукописную книгу рецептов, которые они узнают от мамы, встречают в детских журналах или телевизионных передачах. Если они увлечены музыкой определенных исполнителей, особенно иноязычных, подскажите, что лучший способ запомнить текст песни – найти его в Интернете и переписать от руки (точно так же можно легко учить школьные стихотворения).

• Склонным к творчеству детям можно предложить смастерить самодельную книгу с рисунками и текстом. А если вы отправляетесь в путешествие, предложите ребенку вести путевые заметки, которые потом можно будет вставить в фотокнигу по мотивам поездки.

• Расскажите детям об искусстве каллиграфии. И если они заинтересуются, возможно, вы даже найдете поблизости курсы по каллиграфии. Есть те, кому процесс письма доставляет большое эстетическое удовольствие. Таким детям может быть интересно освоить итальянский курсив или русскую вязь, придумать собственную монограмму, а затем использовать полученные навыки, к примеру, в рисовании афиш или афоризмов для школьных мероприятий. К тому же для детей всегда важно обладать особенным талантом и навыком, которым можно удивить других.

Сложность в овладении письменными навыками заключается в том, что письмо требует большей сосредоточенности: нужно думать о том, что пишешь, и стараться делать это понятным почерком, автоматически помнить о правилах орфографии и пунктуации. Компьютер в этом плане проще, ведь орфографию можно проверить нажатием кнопки в текстовом редакторе, так же как в телефоне нужное слово подскажет автокоррект. Неудивительно, что дети выбирают более легкий путь печатания, постепенно утрачивая навык письма. И поскольку мы не в силах оградить их от смартфонных экранов, в управлении которыми задействован лишь один большой палец, выход в том, чтобы создавать больше возможностей для письменных упражнений, ввести письмо в повседневность и чаще его практиковать. В общем, завести негласное правило: если что-то можно не печатать, попробуйте это написать.