Образование4 мин.

«Перестаньте выполнять домашнюю работу вместе с детьми»

Мама 17 детей – о том, почему надо перестать контролировать выполнение ребенком домашней работы

© Freepik

Летние каникулы – время, когда дети наконец-то могут расслабиться и отдохнуть от учебы, а родители переосмыслить свой подход к образовательному маршруту ребенка, а также к помощи детям с уроками. Мама 17 детей, специалист по женскому тайм-менеджменту Валентина Красникова считает, что практика помощи ребенку с выполнением домашней работы отрицательно сказывается, как на школьниках, так и на родителях. Свою позицию эксперт объясняет в колонке для «Летидора».

Каждый вечер родители часами просиживают за уроками. Точно знают расписание, домашние задания, готовят презентации и мастерят поделки, когда ребенок уже спит. В погоне за оценками, рейтингом класса, желанием быть лучшими и одобрением учителей мы забываем о самом главном. Выполнение уроков за ребенка (или вместе с ним) не только не научит его ответственности, но и навредит.

Без сомнений каждый родитель желает своему ребенку только успешного будущего. А залог этому -- сильный характер. Но если не начать над ним работать с самого детства, с каждым годом будет все сложнее.

Мы думаем, что посидим за уроками второй, третий, четвертый класс и проблемы уйдут как-то сами, все как-то решится. Наступит прекрасный день, когда ребенок поймет: «Ну все, я могу сам, я уже повзрослел, я сам буду делать уроки, я самостоятельный, я теперь взрослый»!

Не хочу никого расстраивать, но такого не будет! Это системная большая последовательная, работа родителя совместно с ребенком. Идеальных условий для начала новой жизни не будет никогда.

На самом деле за способностью самостоятельно делать уроки стоит очень многое:

  • умение себя организовать;
  • навык планирования времени;
  • понимание, что требуется сделать сейчас, чтобы выполнить большую задачу;
  • умение преодолевать рутину.

Уроки для детей — это та же рутина, с которой сталкивается каждый взрослый в своей работе. И если ребенок с детства не приучен ее преодолевать, то во взрослой жизни ему придется столкнуться с множеством проблем.

© Freepik

У родителей всегда найдется с десяток причин, чтобы делать уроки вместе с ребенком:

  • Он такой ранимый
  • Он такой рассеянный
  • Он часто отвлекается, я лишь помогаю ему сосредоточиться
  • Им столько задают, что он сам не справится
  • Всем одноклассникам родители помогают, а мой чем хуже?

и т.д. и т.п.

Но есть еще пять причин (достаточно вески), чтобы отказаться от совместного выполнения домашнего задания.

Причина № 1: школа — это не вся жизнь, она не стоит стольких переживаний

Сколько слез пролито на тетради, сколько криков раздается по вечерам. Но стоит ли это того? Хочется ли вам, чтобы дети в будущем вспоминали, как родители до ночи просиживали с ними за уроками и заставляли, манипулировали, угрожали, уговаривали?

Школа — это всего лишь один из этапов в жизни. Она не должна становиться между родителями и детьми. Если из года в год стоять над ребенком, то можно только отбить желание учиться и разрушить отношения.

Причина № 2: выполняя уроки с ребенком, вы оказываете ему медвежью услугу

Первые два-три года родители полны энтузиазма. Уроки вместе, поделки по ночам, проверка рюкзака, расписание наизусть и полный контроль. Но, как правило, к пятому классу силы и энтузиазм родителей покидают. В один момент они решают, что ребенок уже достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свою учебу и отстраняются. Ребенок лишается костылей, на которые опирался все эти годы. Никто больше его не подталкивает, не помогает, не заставляет. Отсюда и резкое нежелание учиться, снижение оценок, бунт, лень и безразличие к учебе.

© Freepik

Причина № 3: школа — зона ответственности ребенка

Вы давно окончили школу, настала очередь детей. Примите это. В каком бы классе не учился ребенок, важно дать ему возможность самостоятельно выполнять свои обязанности. Это касается уроков, сбора рюкзака, проектов, олимпиад и т.п.

Вполне вероятно, что будут двойки, замечания, неудачи. Дайте ребенку возможность анализировать свои поступки и приобретать свой собственный опыт. Предлагайте помощь, но не берите в свои руки все. Он обязательно поймет, что учится он сам, а не мама или папа.

Причина № 4: вы не хотите вырастить безответственного исполнителя

Тотальный контроль за домашними заданиями приведет к тому, что из ребенка вырастет личность, которой легко манипулировать и раздавать указания. Такой ребенок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность.

Это не значит, что нужно полностью отстраниться. Можно и нужно проверить выполненное задание, при необходимости помочь разобраться в сложном вопросе, подбодрить и т.д.

© Freepik

Причина № 5: ребенок с детства учится управлять временем сам

У современных детей есть одна большая проблема — они не чувствуют время. Расписание жизни (школа, секции) составляют взрослые, они же постоянно контролируют, чтобы все выполнялось вовремя.

В итоге ребенок не учится правильно распределять время. Для этого нужны не «надзиратели» и «контролеры» в лице родителей, а стол, стул и будильник. Лучший способ научить ребенка чувствовать и ощущать время — пользоваться часами и таймерами. Предложите делать уроки по таймеру: 15 минут учеба — 15 перерыв и так, пока домашнее задание не будет сделано полностью.

Наберитесь терпения. Сначала выполнение уроков может затягиваться на несколько часов. Но через некоторое время ребенок поймет, что лучше справляться без перерывов и начнет делать домашнюю работу быстрее.

Фото: Freepik