Образование

От чего зависит интеллект

От чего зависит интеллект

Будет ли ребенок таким же умным как я? Этот вопрос задают себе многие родители. О том, как на формирование интеллекта влияют биологические, социальные и многие другие факторы - рассказывает генетик Наталья Матийцив.

Количественная оценка интеллекта – одно из величайших достижений психологи, но и одно из наиболее противоречивых. Проверка интеллекта впервые была проведена во Франции в 1897г психологом А. Бинетом для выявления детей, которым нужно специальное обучение. Впоследствии, особенно после первой мировой войны, подобные тестирования очень распространились, их использовали для разных категорий людей и, конечно же, самих вариантов тестов было создано достаточно много с разными акцентами. Это первый камень преткновения, раз нет единого, универсального теста, то не понятно – что же оцениваем. Не говоря уже о самих дебатах, что же считать интеллектуальными способностями как таковыми. Но, справедливости ради, результаты разных тестов одного и то же человека хоть и могли отличаться конечной цифрой, но, тем не менее, хорошо коррелировали. В 1927 году Ч. Спирман предложил оценивать т.н. «общий фактор» (general factor), называемый g (Spearman’s g). Именно его используют большинство исследователей, изучающих вклад биологических, наследственных и социальных факторов в уровень интеллекта. И хотя продолжаются дебаты об объективности g, большинство психометрических исследователей соглашаются, что этот показатель чувствителен к индивидуальным различиям в способностях к обучению и способности находить решения проблемных вопросов, прогнозирует успеваемость, занятость, доход на протяжении жизни.

Активно изучается роли наследственности, биологических и социальных факторов в развитии интеллектуальных способностей. Что первично, а что вторично – вокруг результатов исследований идут не шуточные дебаты. Прежде всего, из-за того, что окончательного ответа еще нет.

Даже то, что геном человека секвенирован, не позволяет дать ответ на вопрос о генетическом контроле всех признаков человека. Особенно это касается сложных, полигенных признаков, к которым относятся и поведение в целом, и интеллект в частности. Можно выделить две группы проблем: 1. стратегия секвенирования не совершенна и не позволяет быстро получать результативные данные; 2. функционирование многих генов модифицируется функцией других генов и факторами среды – даже их определение по отдельности не даст полной картины. Возможно, количество вовлеченных генов очень велико. Пока очевидно, что современные технологии не способны полностью решить вопрос наследования сложных признаков человека.

Тем не менее, определенные данные есть и начали их собирать еще до проекта геном человека. Успешно используются такие методические подходы – 1. изучение монозиготных близнецов (МБ) воспитанных в одинаковых условиях, сравнение с сибсами (родными братьями и сестрами) и дизиготными близнецами (ДБ); 2. данные о МБ воспитанных в разных условиях; 3. сравнение показателей усыновленных детей и родителей, как приемных, так и биологических.

Подсчитали, что сильнее всего корреляция уровня IQ монозиготных близнецов – 0,72, родных братьев и сестер – 0,29, родителей и детей – 0,22. Показатели IQ усыновленных детей с их биологическими сибсами тоже коррелирует – 0,34, а с родителями усыновителями – 0,19. То есть, получается только 20-35% наблюдаемой разницы в IQ обусловлены внешними факторами.

Однако, наследственность не означает неизбежность, потому что среда может определить влияние на генетическую изменчивость. Например, в исследовании 320 пар близнецов, которые родились в 1960-е годы, обнаружили, что факторы окружающей среды сделали гораздо больший вклад в определение IQ детей из бедных семей по сравнению с семьями более высокого социально-экономического статуса. Наследуемость IQ среди беднейших была всего 0,10 и 0,72 – для семей с высоким статусом. Так же есть данные, что у усыновленных детей IQ выше, чем у их сибсов, оставшихся с родными родителями. А, как известно, усыновляют обычно семьи с более высоким социально-экономическим положением. Получается, наследственности не так уж важна?

Нет, конечно, наследственность играет важную роль в определении IQ. Но не надо ошибочно интерпретировать ее, подразумевая как что-то врожденное и неизменяемое. Словно не стоит пытаться обдумывать тактику воспитания детей, давать им образование или повышать уровень своего и т.п. Даже если не касаться социально-психологических аспектов, а остановиться только на биологических – можно обозначить несколько статистически значимых для уровня IQ факторов, на которые возможно влиять, а значит, использовать.

Значение питания нельзя переоценить в контексте очень многих вопросов. Оказывается и в контексте IQ. Дети вскормленные грудным молоком демонстрируют IQ на 6 пунктов выше, и этот эффект сохраняется всю жизнь. Не компенсированный железо дефицит на протяжении первого года жизни негативно влияет на формирование интеллекта – на 8 пунктов ниже, чем у детей с нормальным уровнем железа крови. И очень значимым является йод, поступающий с пищей беременной, кормящей матери и на протяжении всей жизни. Следует использовать только йодированную соль. Особенно плохо, если у беременной развился гипотиреоз, но не был обнаружен, а значит, не было терапии. К сожалению, анализ для определения уровня гормона ТТГ, не относится к обязательным, врач может не упомянуть о его необходимости. Сделать его лучше всего на 7-8 неделе беременности (ну, или как можно раньше) и если значение больше 2,5 (а в бланках могут быть нормы для не беременных) – идти к эндокринологу на консультацию. Ну, и конечно же, препарат фолиевой кислоты должна принимать каждая женщина, планирующая беременности и после ее наступления. Кстати, другие витамины не так важны, их можно получать благодаря разнообразному питанию. Фолиевая кислота обеспечивает правильное формирование нервной системы и мозга.

Ну, а уж связь между строением мозга и интеллектом, наверное, наиболее очевидна. Но насколько полно понимание такой связи? Важно понимать, что причинные взаимосвязи между интеллектом и характеристиками мозга работают в обоих направлениях. С одной стороны врожденные свойства какой-то части мозга могут определять способности человека. Однако, с другой стороны, деятельность человека, формирование навыков – увеличивает размер конкретной области мозга. Два примера. У лондонских таксистов гиппокамп (ответственный за ориентацию в пространстве) увеличен пропорционально времени, которое они работают таксистами. После 3 месяцев регулярного жонглирования увеличивается объем серого вещества в теменной области, но после долгого перерыва – уменьшается.

Люди объективно отличаются уровнем интеллекта. И, скорее всего, так будет всегда, поскольку Природа не терпит одинаковости. Но интеллект не определяется исключительно генами. Можно говорить о значении взаимодействия генов и среды обитания. А можно предположить, что обогащенная среда (прежде всего, нашими знаниями) поможет каждому максимально развить свой заложенный потенциал.