Образование

От А до Я: как вырастить вдумчивого читателя

От А до Я: как вырастить вдумчивого читателя

Современные дети чтению все чаще предпочитают просмотр телевизора или компьютерные игры. Давайте разберемся, почему так важно научить ребенка любить книги и как сделать это правильно.

Читать – это не складывать буквы в слова, читать – значит воспринимать текст, размышлять над ним и задаваться вопросами. Злободневная задача родителя состоит в том, чтобы распахнуть перед ребенком дверь к сокровищам литературы, пробудить интерес к Шекспиру и Толстому, научить видеть в словесной ткани смыслы.

Навык не для всех

Раньше чтение было культурной нормой относительно образованного человека. Сейчас чтение элитарно. Мы плаваем в огромных потоках информации, при этом большинство современных подростков, по результатам тестов на понимание текста психолога Л.Ясюковой, читать не умеют. Нет, ребята в состоянии разобрать вывеску и инструкцию к тостеру, однако Толстой, Диккенс и Августин Блаженный становятся для них китайской грамотой.

Чтению учат дома. Один шанс из тысячи, что в школе ребенка поджидает вдохновленный учитель, способный заразить страстью к литературе. Это задача родителей. И она не такая уж сложная, если разобраться.

Например, стоить помнить о том, что мир ребенка таков, каким мы его создаем. Если в нашем домашнем кругу принято обниматься и целоваться, значит, на всей остальной планете тоже так принято. Если мы считаем лучшим литературным шедевром титры к ролику на YouTube, отпрыск тоже будет в этом убежден. А если в нашей реальности чтение художественных книг – совершенно обычное и нормальное дело, то почему бы и ребенку не взяться за томик?

Методика обучения чтению: слоги, "ребус-метод" и карточки Домана

Как привить ребёнку любовь к чтению

Человек, который не умеет читать, вполне может жить припеваючи. Есть телевизор, радио, в конце концов, даже образовательные ролики ныне делают в форме инфографики. Вместо сложноподчиненных предложений – стрелочки и понятные символы.

Но чтение не сводится только к получению информации. Ниже представлены 8 поводов не отказываться от хороших книг.

Итак, чтение – это:

· ключ ко всему мировому, культурному и научному наследию;

· интеллектуальное развитие;

· эмоциональное развитие, раскрытие способности сопереживать и сочувствовать;

· умение понять другого;

· развитие фантазии;

· развитие языка, универсального маркера уровня человека;

· лучший вид психотерапии;

· воспитание вкуса и внутреннего чутья.

С точки зрения Международной программы по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) умение читать оценивается по двум параметрам: способность понять смысл и суть прочитанного и способность выразить свое отношение к нему. Стоит обратить внимание: количество знаков в минуту никак не берется в расчет.

С ребенком, который читает сам, можно вдумчиво беседовать, попутно выясняя, чем живут Гарри Поттер и Том Сойер.
Если малыш еще не читает, но знает буквы, не нужно насильно усаживать его за увлекательный текст. Вообще, в силу психофизических особенностей раньше 5-6 лет ребенок не может читать, ему под силу освоить сложение букв в слова и даже в предложения, но с пониманием текста возникнут трудности. Если крошка сын до 7-ми лет, не пристрастился к книгам, впадать в панику рано. Лучше всю ту энергию, которую мы вкладываем, пытаясь усадить чадо за буквы, направить в другую сторону, например, в игру.

Хороший показатель развития читательского навыка – это уровень текста, который ребенок воспринимает на слух.

Как пробудить интерес к чтению у дошкольников и младших школьников

Игры со словами: закрепляем навыки чтения

Мы часто беспокоимся, способен ли малыш, понять книгу. Может, не надо читать этого «Хоббита», ведь дитя не постигнет философскую идею – так думают многие родители.

А ребенок ее и не должен понимать. Вполне достаточно, если вашему сыну или дочери нравится следить за сюжетом, вслушиваться в словесный рисунок, радоваться встрече с героями. Если мы будем читать только те книги, в которых нам все понятно, даже к пенсии будет трудно добраться до Кьеркегора, потому что первая половина жизни уйдет на «Теремок».

Не нужно остерегаться брать книги на вырост. Корней Чуковский в своем произведении «От двух до пяти» рекомендовал читать дошкольникам «Калевалу» и «Илиаду», сейчас же многие родители боятся уйти дальше «Усатого-полосатого» – а вдруг ребенок не поймет.

Читая вслух, родитель выступает посредником между автором и слушателем, своего рода медиумом. Он интонирует, ставит акценты, объясняет сложные слова, следит за реакцией ребенка. И книги на вырост прекрасно подходят для совместного чтения.

Есть и другая крайность: особенно продвинутые мамы, увлекшись сложной литературой, перегружают эмоциональную сферу ребенка. Все же сопереживание героям – эта та работа, которую маленький слушатель выполняет самостоятельно, и иногда она очень трудна. Поэтому после «Хоббита» хорошо бы вернуться к Маршаку и его потешкам.

До 2-х лет дети лучше всего воспринимают стихи. Поэзия ритмична, в ней легко понять структуру, слышна игра звуков, а это здорово помогает освоению речи. Интуитивно чувствуя это, дети просят поэзию.

Показательно, что человечество, еще не имея полноценной детской литературы, которая появилась лишь в XX веке, создало стихотворные присказки, потешки, поговорки, поэтические сказки.

После стихов про сороку-ворону и серенького волчка, многие родители переходят исключительно на прозу, хотя ничего лучше, чем поэзия, не научит ребенка читать. Возьмем для примера любимого детьми Чуковского: в его сказках множество поэтических форм, стихотворных размеров, звукоподражаний и фонетической игры. Это не только помогает слышать и чувствовать язык, но и подключает к целому пласту культуры: плачь Ярославны легче воспринять тому, кто в младенчестве радовался Федориным сетованиям: «Ой, вы бедные сиротки мои…»

Кроме поэтической литературы с младенчества ребенка полезно окружить хорошими психологичными книжками-картинками с работами, например, таких художников как Юрий Васнецов или Александр Бенуа.

С книгой нужно познакомиться, удивиться ей, обрадоваться, посмотреть картинки, поговорить о ней, быть может, вспомнить из своего детства случай, связанный с повествованием. От наших эмоций во многом зависит, как ребенок воспримет встречу с книгой.

После книжек-картинок и поэтических произведений постепенно к двум годам появляются книги в прозе, сказки, короткие рассказы.

Сейчас очень много книжек – картинок с симпатичными героями, вроде известного Карлхена. Эти издания имеют отношение к литературе, но в первую очередь они служат выполнению определенной задачи: милый зверек отражает переживания повседневной жизни, с его помощью ребенок узнает какие-то бытовые ситуации. Текст, как правило, там примитивный, ситуация не развивается, так что вовсе необязательно скупать эти чудесные яркие книги тележками. Малышу достаточно одной такой книги.

  1. Читать ребенку вслух (до подросткового возраста, как минимум);

  2. Ходить вместе в библиотеки;

  3. Ходить в книжные магазины, позволять выбирать ребенку книги самостоятельно;

  4. Рассказывать о книгах, которые вы читали в детстве. Делиться впечатлениями;

  5. Не бояться обсуждать при ребенке литературу с другими взрослыми;

  6. Читать для собственного удовольствия;

  7. Ходить в театр, играть в домашний театр;

  8. Позаботиться о том, чтобы у ребенка была возможность играть. Чтение - то, что приходит на смену режиссерской и сюжетно-ролевой игре.

А еще можно: рассказывать сказки и стихи наизусть, придумывать истории по картинкам, сочинять сказки про своего ребенка и для него.

Очень весело бывает делать детские книги: записывать за маленьким автором рассказы и песни. Самодельные сборники оформляются поясняющими картинками, и вот перед вами готовый подарок для бабушки или дедушки.

Создавать ситуации письменной речи можно уже с 2-3-х лет, ведь писать дети начинают раньше, чем читать. Первые записки и тайные послания малышу оформляются понятными символами: меч, сердечко, солнышко.

Статья подготовлена по материалам семинара Ирины Беляевой – психолога, историка, арт-директора коворкинга «Дом Гнома».

Дети и книги: как подружить их?

Электронные книги для детей: плюсы и минусы