От А до Я: как вырастить вдумчивого читателя
Читать – это не складывать буквы в слова, читать – значит воспринимать текст, размышлять над ним и задаваться вопросами. Злободневная задача родителя состоит в том, чтобы распахнуть перед ребенком дверь к сокровищам литературы, пробудить интерес к Шекспиру и Толстому, научить видеть в словесной ткани смыслы.
Навык не для всех
Раньше чтение было культурной нормой относительно образованного человека. Сейчас чтение элитарно. Мы плаваем в огромных потоках информации, при этом большинство современных подростков, по результатам тестов на понимание текста психолога Л.Ясюковой, читать не умеют. Нет, ребята в состоянии разобрать вывеску и инструкцию к тостеру, однако Толстой, Диккенс и Августин Блаженный становятся для них китайской грамотой.
Чтению учат дома. Один шанс из тысячи, что в школе ребенка поджидает вдохновленный учитель, способный заразить страстью к литературе. Это задача родителей. И она не такая уж сложная, если разобраться.
Например, стоить помнить о том, что мир ребенка таков, каким мы его создаем. Если в нашем домашнем кругу принято обниматься и целоваться, значит, на всей остальной планете тоже так принято. Если мы считаем лучшим литературным шедевром титры к ролику на YouTube, отпрыск тоже будет в этом убежден. А если в нашей реальности чтение художественных книг – совершенно обычное и нормальное дело, то почему бы и ребенку не взяться за томик?
Методика обучения чтению: слоги, "ребус-метод" и карточки Домана
Как привить ребёнку любовь к чтению
Человек, который не умеет читать, вполне может жить припеваючи. Есть телевизор, радио, в конце концов, даже образовательные ролики ныне делают в форме инфографики. Вместо сложноподчиненных предложений – стрелочки и понятные символы.
Но чтение не сводится только к получению информации. Ниже представлены 8 поводов не отказываться от хороших книг.
Итак, чтение – это:
· ключ ко всему мировому, культурному и научному наследию;
· интеллектуальное развитие;
· эмоциональное развитие, раскрытие способности сопереживать и сочувствовать;
· умение понять другого;
· развитие фантазии;
· развитие языка, универсального маркера уровня человека;
· лучший вид психотерапии;
· воспитание вкуса и внутреннего чутья.
С точки зрения Международной программы по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) умение читать оценивается по двум параметрам: способность понять смысл и суть прочитанного и способность выразить свое отношение к нему. Стоит обратить внимание: количество знаков в минуту никак не берется в расчет.
С ребенком, который читает сам, можно вдумчиво беседовать, попутно выясняя, чем живут Гарри Поттер и Том Сойер.
Если малыш еще не читает, но знает буквы, не нужно насильно усаживать его за увлекательный текст. Вообще, в силу психофизических особенностей раньше 5-6 лет ребенок не может читать, ему под силу освоить сложение букв в слова и даже в предложения, но с пониманием текста возникнут трудности. Если крошка сын до 7-ми лет, не пристрастился к книгам, впадать в панику рано. Лучше всю ту энергию, которую мы вкладываем, пытаясь усадить чадо за буквы, направить в другую сторону, например, в игру.
Хороший показатель развития читательского навыка – это уровень текста, который ребенок воспринимает на слух.
Как пробудить интерес к чтению у дошкольников и младших школьников
Игры со словами: закрепляем навыки чтения
Мы часто беспокоимся, способен ли малыш, понять книгу. Может, не надо читать этого «Хоббита», ведь дитя не постигнет философскую идею – так думают многие родители.
А ребенок ее и не должен понимать. Вполне достаточно, если вашему сыну или дочери нравится следить за сюжетом, вслушиваться в словесный рисунок, радоваться встрече с героями. Если мы будем читать только те книги, в которых нам все понятно, даже к пенсии будет трудно добраться до Кьеркегора, потому что первая половина жизни уйдет на «Теремок».
Не нужно остерегаться брать книги на вырост. Корней Чуковский в своем произведении «От двух до пяти» рекомендовал читать дошкольникам «Калевалу» и «Илиаду», сейчас же многие родители боятся уйти дальше «Усатого-полосатого» – а вдруг ребенок не поймет.
Читая вслух, родитель выступает посредником между автором и слушателем, своего рода медиумом. Он интонирует, ставит акценты, объясняет сложные слова, следит за реакцией ребенка. И книги на вырост прекрасно подходят для совместного чтения.
Есть и другая крайность: особенно продвинутые мамы, увлекшись сложной литературой, перегружают эмоциональную сферу ребенка. Все же сопереживание героям – эта та работа, которую маленький слушатель выполняет самостоятельно, и иногда она очень трудна. Поэтому после «Хоббита» хорошо бы вернуться к Маршаку и его потешкам.
До 2-х лет дети лучше всего воспринимают стихи. Поэзия ритмична, в ней легко понять структуру, слышна игра звуков, а это здорово помогает освоению речи. Интуитивно чувствуя это, дети просят поэзию.
Показательно, что человечество, еще не имея полноценной детской литературы, которая появилась лишь в XX веке, создало стихотворные присказки, потешки, поговорки, поэтические сказки.
После стихов про сороку-ворону и серенького волчка, многие родители переходят исключительно на прозу, хотя ничего лучше, чем поэзия, не научит ребенка читать. Возьмем для примера любимого детьми Чуковского: в его сказках множество поэтических форм, стихотворных размеров, звукоподражаний и фонетической игры. Это не только помогает слышать и чувствовать язык, но и подключает к целому пласту культуры: плачь Ярославны легче воспринять тому, кто в младенчестве радовался Федориным сетованиям: «Ой, вы бедные сиротки мои…»
Кроме поэтической литературы с младенчества ребенка полезно окружить хорошими психологичными книжками-картинками с работами, например, таких художников как Юрий Васнецов или Александр Бенуа.
С книгой нужно познакомиться, удивиться ей, обрадоваться, посмотреть картинки, поговорить о ней, быть может, вспомнить из своего детства случай, связанный с повествованием. От наших эмоций во многом зависит, как ребенок воспримет встречу с книгой.
После книжек-картинок и поэтических произведений постепенно к двум годам появляются книги в прозе, сказки, короткие рассказы.
Сейчас очень много книжек – картинок с симпатичными героями, вроде известного Карлхена. Эти издания имеют отношение к литературе, но в первую очередь они служат выполнению определенной задачи: милый зверек отражает переживания повседневной жизни, с его помощью ребенок узнает какие-то бытовые ситуации. Текст, как правило, там примитивный, ситуация не развивается, так что вовсе необязательно скупать эти чудесные яркие книги тележками. Малышу достаточно одной такой книги.
-
Читать ребенку вслух (до подросткового возраста, как минимум);
-
Ходить вместе в библиотеки;
-
Ходить в книжные магазины, позволять выбирать ребенку книги самостоятельно;
-
Рассказывать о книгах, которые вы читали в детстве. Делиться впечатлениями;
-
Не бояться обсуждать при ребенке литературу с другими взрослыми;
-
Читать для собственного удовольствия;
-
Ходить в театр, играть в домашний театр;
-
Позаботиться о том, чтобы у ребенка была возможность играть. Чтение - то, что приходит на смену режиссерской и сюжетно-ролевой игре.
А еще можно: рассказывать сказки и стихи наизусть, придумывать истории по картинкам, сочинять сказки про своего ребенка и для него.
Очень весело бывает делать детские книги: записывать за маленьким автором рассказы и песни. Самодельные сборники оформляются поясняющими картинками, и вот перед вами готовый подарок для бабушки или дедушки.
Создавать ситуации письменной речи можно уже с 2-3-х лет, ведь писать дети начинают раньше, чем читать. Первые записки и тайные послания малышу оформляются понятными символами: меч, сердечко, солнышко.
Статья подготовлена по материалам семинара Ирины Беляевой – психолога, историка, арт-директора коворкинга «Дом Гнома».
Дети и книги: как подружить их?
Электронные книги для детей: плюсы и минусы