Немецкие школьные учебники
Хочешь узнать страну, народ, понять людей – изучай историю. Я бы добавила к этой очевидной мысли еще кое-что: изучай историю и загляни в школьный учебник. В нем – истинный портрет народа, его характер, привычки, комплексы, гордость. «Покажи мне свой школьный учебник – и я скажу, кто ты». Сегодня я загляну в школьную литературу для немецкой начальной школы, а заодно совершим и экскурс в историю Германии, это лишним не бывает. А как связаны между собой история и наш школьный учебник, думаю, вы сами догадаетесь.
В финале текста я дам рекомендацию: какие книжки на немецком (неадаптированные) можно выбрать для ребенка, желающего изучать живой немецкий язык.
Итак. Жили-были за Рейном племена, из которых в будущем сформируется немецкий народ. Имя этим племенам дал Юлий Цезарь, назвав их германцами - «соседями» (кельтское Gair - "сосед").
Подпись под фото: иллюстрация из школьного учебника 4 класса: Лимес или укрепление, дорога – рубеж Римской империи, проходивший в том числе по территории Германии и, в частности, нашей земле Баден-Вюртемберг (у нас есть музей Лимеса и даже сохранившиеся с тех времен булыжные тропы и сторожевые башни, такие, как на картинке. Все это нужно увидеть своими глазами, настолько впечатляет!)
Подпись под фото: германцы во времена расцвета Римской империи, иллюстрация из немецкого школьного учебника 4 класса.
Нейминг оказался удачным. Позитивная смысловая начинка слова «сосед” работает на имидж и экономическое процветание Германии до сих пор. Германцы, они же – «соседи» других европейских держав и опора экономической стабильности Евросоюза, научились быть хорошими соседями и для себя самих, внутри страны, развили чувство локтя и навыки кооперации – все это очень помогает в условиях дефицита земли и природных ресурсов. Если земли мало - можно при застройке буквально склеить частные домики с торца, без зазора. Если случится наводнение – все пойдут помогать, и никто не будет клясть бездарное правительство. Если же кто-то бедствует, нужно везде на улицах установить контейнеры для приема ненужных вещей и обуви. А для инвалида создать условия буквально везде - включая лифт со «слепым» шрифтом Брайля на пульте и бассейн, где для колясочников оборудованы специальные кабины для переодевания. Потому что привыкли беречь. Ведь немцев не так уж много, да и земли немецкой тоже. Беречь принято и соседские отношения. Этим “соседским” отношением к людям, духом кооперации пропитан и немецкий школьный учебник для начальной школы.
Божий дар и яичница
Игра давно стала концептуальным базисом для европейской педагогики в младших классах. Но Россия по-прежнему в стороне от этого праздника жизни. Совковый учебник - гремучая смесь статей из советской энциклопедии и дурацких новомодных тестов - цветет буйным цветом, как сорняк, на развалинах советской системы образования. В свое время, когда дочь училась в России, я буквально теряла сон и покой от чтения этих идиотских книг с большим количеством фактических ошибок. Будущее ребенка, которому так сильно промыли мозги этой мутной ерундой, рисовалось мне в самых черных красках. И было именно физически больно за поколение наших детей, для которых еще не написана нормальная школьная литература. Никогда не забуду, как мы с дочкой в ночи разыскивали в интернете все растения российского водоема, а именно: роголистник, рдест, уруть колоститую, жерушник, омежник, пузырчатку, телорез и прочую, простите, дрянь. Вы слышали когда-либо о таких растениях? Выговорить с первого раза сможете? А теперь вопрос на засыпку: КОМУ нужна вся эта информация? Зачем она ребенку в начальной школе? Но российские авторы не задаются такими ничтожными вопросами, они просто переписывают советскую макулатуру на новый лад. И спят, в отличие от нас, родителей, очень спокойно. Немецкие учебники в начальной школе - другие и о другом.
В Германии 16 федеральных земель, и все они обладают значительными правами, вплоть до создания своих школьных пособий.
В нашей земле Баден-Вюртемберг целый ряд школьных книг объединен в серию Pusteblume - «одуванчик».
Вместо уже известной нам колосистой урути и рдеста с омежником - всего-навсего скромный одуванчик, ненавязчивый такой и простой, как и сами книги. Из этой серии я выделю одну книжку - на мой взгляд, самую главную: Человек, Природа, Культура (Mensch, Natur, Kultur). В начальной школе есть одноименный предмет, на котором обсуждается буквально все, что дети встречают в реальной жизни. Именно поэтому опыт, спрятанный в этой яркой книжке, мне кажется ужасно важным для ребенка, начинающего постигать мир.
Открывается книга, предназначенная ребенку 9-10 лет, разворотом, посвященным возрастам любви, различным типам взаимоотношений. Есть любовь мамы и сына, братская любовь, между одноклассниками, девушкой и юношей, парой пенсионного возраста... То есть, любовь очень важна и есть везде. Как же этой мысли недостает в тех книжках, где подробно рассказывается о растениях водоемов!
Любовь естественна, поэтому на следующей странице рассказывается о сексе, с реальными подробностями процесса. Так, чтобы у детей не возникало далее вопросов. И это в 4 классе. А почему нет? Или лучше будет, если дети продолжат (а ведь они уже начали) трепать эти «запретные» темы на перемене, прячась от взрослых и развивая в себе комплексы и страхи?
Еще одна характерная тема для учебника в демократическом государстве – тема прав и свобод ребенка. На первом же плакате в руках мальчика в синем свитере (слева) оговорено право ребенка на собственное мнение.
На плакатах говорится и о праве ребенка на одежду, кров и пищу. Но немецкие дети с детства знают о неравенстве, о том, что весь комплекс всех жизненных благ есть далеко не у всех детей. Об этом – многочисленные истории бедных семей, например, такая: мальчик Сантош живет на улице в индийском городе Мумбаи.
Подобные истории эмоционально тяжелы даже для взрослого. Но дети не живут в вакууме, они вышли в мир и познают его с открытым сердцем. Готовность помогать, сопереживать еще не раз пригодится маленьким читателям этой книги, когда в школе объявят очередную акцию по сбору старых вещей, игрушек, книг – всего на свете, чем можно поделиться с Сантошем или его друзьями.
Далее книга, как щедрый одуванчик, разбрасывает перед ребенком массу жизненных знаний, на первый взгляд, абсолютно по ветру, то есть, непоследовательно, но в таком «отсутствии логики» есть свое логическое зерно. Детям рассказывают о реальности, практически исключая из учебника скучные теорию. Ребенку хотят дать практические знания – вот цель.
Как изготовить самому БУМАГУ? Вопрос не праздный, поэтому – подробная инструкция.
Немцы очень любят подобные мастер-классы: как самому сделать базовые вещи для жизни. Когда мы, жители города Аален, оказались на празднике в соседнем крохотном городке, центральным событием народной ярмарки стали не ларьки с роскошными кожами, прелестной керамикой и немецкими блинами, но мастер-класс по изготовлению бумаги из вторичного сырья и сухих растений.
Еще одна страсть немцев – футбол.
Конечно, и тут не обойдется без истории «сделай сам». В данном случае нам рассказывают о фабричной технологии изготовления мяча.
Изучаем тему окаменелостей? Значит, можно попробовать смастерить окаменелость самому! Для этого понадобятся только ракушка, кисточка и гипс.
Затронули тему театра? Мастерим кукол!
И так – с завидным постоянством и немецкой основательностью: буквально любое жизненное явление подкреплено практическим знанием, наглядной демонстрацией, рецептом изготовления. А как же наши растения водоемов? Неужели детей не знакомят с дикой природой? Ну, конечно, знакомят. Но только без этих, как их там... пузырчатки и рологистника. На этом развороте показаны, например, различные фазы жизни человека, при этом сравнивается продолжительность жизни различных существ, включая нас с вами. Наглядно, понятно, запоминается!
Любая теория, не подкрепленная практикой, размышлениями, наглядными примерами, останется для ребенка лишь теорией, скучной, далекой от его реальной жизни. Поэтому наш «одуванчик» продолжает разбрасывать лепестки - захватывая все жизненное пространство ребенка, разбирая реальные ситуации, например, связанные со здоровьем и питанием. "Михаэль неспокоен и невнимателен в школе, мама дает ему перед школой таблетку, без нее мальчик уже не чувствует себя хорошо. Правильно ли это?"
Еще одна фишка этой необычной книги – резкие и глобальные смены темы. В итоге каждый урок начинается фактически с нового предмета, вот сейчас, например, - музыкальный.
Или урок истории.
В немецкой начальной школе дети изучают древнюю и новейшую историю кроме первой половины 20 века, эта тема стартует с 5 класса и преподается подробно. Считаю, что это делает немцам честь, правдивая история современной России и бывшего СССР пока не написана. Расскажут в начальной школе и об истории земли, в которой живут дети. Например, здесь мы знакомимся с ключевыми научными открытиями и учеными Баден-Вюртемберга, в том числе – знаменитым далеко за пределами этой земли Carl Benz из Карлсруэ.
И, конечно, в любом учебнике немцев будут упражнения и диалоги на коммуникацию.
Базовая ценность коммуникаций в Германии - толерантность: к другой национальности, языку, культуре, типу семьи, цвету кожи, мнению, то есть, любой инаковости.
Баланс различных мнений и интересов как демократическая ценность присутствует и в политической жизни страны. Здесь приветствуется диалог и борьба любых партий и с опаской воспринимается перевес любых политических сил (немцы хорошо усвоили исторические уроки). Толерантность как центральная тема межкультурной коммуникации начала прорабатываться в немецкой школе давно, с 50-х годов прошлого века, когда послевоенная Европа испытывала дефицит доступной рабочей силы. Именно в эти годы начался массовый приток в страну турецких рабочих. Поэтому на страницах о различных культурах турецкая тема присутствует обязательно.
Толерантность важна и в семье. Дети учатся жить под одной крышей с родственниками и соседями разных возрастов, интересов. В данном случае мы оказываемся не в частном (там попроще), но в многоквартирном доме.
Совместное проживание, учеба – любой тип соседства - держится на терпении, внимательном отношении к другим, компромиссах. Поэтому герои книги учатся искать решения, которые устроят всех, например, в совместном обсуждении планов на будущий отпуск.
Еще один полезный коммуникативный навык: умение говорить «нет» всеми способами (словом и жестами). Важно при этом оставаться вежливым, что также оговорено в тематической иллюстрации.
Навык и автоматизм реакции приобретается упражнением: учимся отказывать в конкретной ситуации: вам предложили сигарету.
Германия – индустриальная страна, очень успешно экспортирующая свои товары. Неудивительно, что немцы получают претензии от других государств, не способных похвалиться стабильно высоким качеством продукции. И закономерно, что в нашей книге для детей о производстве рассказывается очень много. Ведь школьники вскоре сами станут клиентами или сотрудниками маленьких семейных фирм и концернов с мировым именем.
Как производят джинсы, машины, яблочный сок, очищают питьевую воду? Этим темам посвящен не один разворот учебника.
Для ознакомления с процессом производства сока дети не только читают книжки, но и чистят яблоки в специальной машине – прямо на уроке. Германии есть чем гордиться, агропромышленный комплекс полностью обеспечивает немцев высококачественными продуктами питания. Принципиально, что в схеме также даны способы утилизации пакетов и бутылок из-под сока.
Системе фильтрации мусора (стекло, пластик, в повторную переработку, био – и другие виды мусора) 15 лет, она внедрена абсолютно везде, раздельные урны есть на улицах, в магазинах, на вокзалах, поэтому (без шуток) эта информация относится к категории знаний первой необходимости.
Обязательный элемент обучения у немцев – это и ПДД для велосипедистов.
Немцы и тут делают знания максимально наглядными, посвящая ПДД несколько разворотов учебника. При этом здесь разбирают не только правила сами по себе, но и различные ситуации на дороге.
Инфраструктура в Германии давно и идеально «заточена» под это транспортное средство, и дети уже в финале начальной школы должны сдать экзамен на вождение и знание правил. Велосипеду в общей сложности в нашем учебнике посвящено страниц 10-15, среди них – экскурсия в историю этого транспортного средства, которое, кстати, именно тут и изобрели (первый двухколесный самокат Дреза был создан в Карлсруэ в 1817 году и назван «дрезиной»).
Все, что окружает детей, нарисовано, объяснено. Кажется, не забыто абсолютно ничего. А теперь вопрос. Какой ребенок сформируется при помощи такого учебника, каким он будет «соседом», гражданином, человеком? Я ответила на этот вопрос так: ребенок, освоив такой учебник, станет толерантнее, вряд ли будет закомплексованным, нелюбознательным, негибким, несвободным внутренне. А еще этот ребенок будет отлично ориентироваться в окружающем мире, не пропадет, если останется один или, наоборот, окажется в обществе. Думаю также, что у этого счастливого ребенка уже в начальной школе может появиться интерес к будущей профессии, профессиональной ориентации. Конечно, очень многое зависит от других факторов - учителей, родителей, друзей... Но семена, брошенные в юные души в этой книге, обязательно прорастут. И станут красивыми деревьями.
А теперь - про веселые детские книжки на немецком. Первая книжка, которую рекомендую, - собственно, наш «одуванчик» или любая другая вариация этой книги по предмету Mensch, Natur, Kultur. Если окажетесь в крупном книжном магазине - не поленитесь, поищите или спросите о таком. Повторюсь, что в каждой земле – свой учебник, но подход этому предмету (Mensch, Natur, Kultur) у всех земель один, и ребенок будет в восторге. Дочь читает ее сама, с удовольствием, в свободное время.
Вторая книжка – уже не школьный учебник, но дополнительное учебное пособие. Перед выездом нашей семьи в Германию на ПМЖ моя дочь учила живой немецкий не только по российским учебникам, но также по этой книге издательства Klett (рекомендую ознакомиться с их детскими книгами, они чудесные).
Полное название учебника: Mein drachenstarkes Grundschulbuch. Deutsch, Mathematik, Englisch. Klasse 3+4. Мы выбрали именно «строенный» учебник, по трем предметам, это удобно. Главные герои книги - семейство дракончиков Lerndrache (lernen – учиться, der Drache – дракон).
Все члены семьи Lerndrache, включая самых маленьких, помогают детям осваивать новый материал, при этом у каждого дракончика – своя роль. Например, Baby Lerndrache постоянно проказничает, тем самым, создает во время учебы атмосферу веселья и радости. На самом деле, этих книг - целая серия, по всем школьным предметам и для всех школьных возрастов. При этом имеет смысл покупать подобные книги в путешествии (могут быть отличные скидки, в нашем случае как раз была) или заказывать книги на западных сайтах, в России подобных книг мало, да и стоят они дороже в три раза.