Наглядные помощники: прививаем навыки самоорганизации
Не секрет, что дети лучше усваивают информацию, если не только слышат ее, но и видят. Поэтому важную роль в обучении играют наглядные материалы. Одно дело – упомянуть, что существует четыре времени года. Другое дело – показать малышам сюжетные иллюстрации к каждому сезону, чтобы было видно, что надевают в то или иное время, как выглядит природа, какие виды спорта популярны летом, а какие зимой.
Принцип наглядности хорошо действует и в процессе приучения детей к порядку и организации. Главные помощники в этом деле – красочные плакаты, схемы и таблицы. Благодаря таким помощникам ребенок не только накапливает знания об окружающем мире, но и учится организовывать себя.
Какие же помощники могут пригодиться детям:
Часы-календарь
Передвигая стрелку по кругу такого календаря и рассказывая ребенку, что вместе со сменой сезонов меняются и занятия львенка, можно ввести понятие месяцев и времен года. А чтобы лучше запомнить цифры, обозначающие время суток, на обратной стороне календаря изображен режим дня львенка.
Развивая тему календарей, можно составить список праздников и дней рождения членов семьи, родственников и друзей. Дети, умеющие писать, могут сами вносить праздники в такой календарь, и, когда наступит день икс, они не забудут поздравить с днем рождения одноклассника или двоюродную сестру. А малышам можно помочь – наклеить рядом с нужным числом в календаре фотографию именинника. Будет хороший стимул и напоминание заранее приготовить какой-нибудь сюрприз.
Несмотря на то, что в наши дни важные номера заносятся не в традиционные записные книжки, а в адресную книгу мобильных телефонов, нелишним будет иметь в зоне видимости и бумажный список с номерами для экстренных случаев. Он должен включать в себя телефон службы спасения, скорой помощи, полиции, пожарной и газовой служб. Также рабочие и мобильные телефоны обоих родителей. Можно размножить такой список и один всегда хранить дома на видном месте, а второй положить ребенку в школьный рюкзак.
Когда в семье несколько детей, нередко встает вопрос о разделении между ними домашних обязанностей. Пару недель назад я увидела в магазине вот такую доску, на которой с помощью магнитных табличек родители могут распределять дела, а дети – самостоятельно отмечать выполнение заданий разноцветными кружками.
Принцип оформления доски совсем не сложный, и при желании не составит труда изготовить ее самостоятельно из любого удобного материала, а вместо магнитов можно использовать наклейки. И даже если ребенок в семье один, игра в обязанности все равно будет вызывать интерес.
Бывает, что врач назначает сразу несколько лекарств, тогда и родителям, и детям будет удобно расчертить таблицу, записать в графах названия препаратов и порядок их приема, а после того, как ребенок выпьет сироп или таблетку, он сможет поставить в графе отметку (это удобно делать фломастером со штампом на конце). Так прием лекарств не будет выглядеть слишком уж неприятным делом.
Пока ребенок маленький, дневник могут вести его родители. Так наглядно будет видно количество и названия прочитанных вместе книг. А когда ребенок получит в школе свой первый список литературы на лето, можно передать ему инициативу ведения читательского дневника.
Дети часто просят завести животное, но не всегда готовы нести ответственность за питомца. С помощью простой схемы можно заранее ознакомить ребенка с тем, какие теперь у него будут обязанности – кормить, выгуливать, чистить аквариум или клетку питомца. На первых порах такая схема будет напоминать малышу о том, что требуется новому члену семьи.
Обычно родители заранее начинают приучать к режиму ребенка, которому скоро предстоит идти в детский сад. Чтобы малышу было проще переключаться на новый распорядок дня, можно составить схему утренних рутин, которые придется выполнять ежедневно: подняться, позавтракать, умыться, одеться, причесаться и т.д. Глядя на рисунок-подсказку, малыш быстрее выработает утренние привычки, к тому же многие дети любят повторяющиеся ритуалы.
Во многих домах, где есть маленькие дети, висит разрезная азбука, и по такому же принципу можно развесить на стенах и другие демонстрационные материалы: географическую карту, плакаты с геометрическими формами, названиями животных, правилами дорожного движения и т.д. Даже недолгого визуального контакта бывает достаточно, чтобы картинка отложилась в детской памяти.
Расписание уроков, как правило, висит над рабочим столом у большинства школьников. А так как многие посещают еще и кружки и спортивные секции, нелишним будет составить расписание дополнительных занятий.
Удобно иметь перед глазами и таблицы с правилами и формулами по разным предметам, особенно тем, что вызывают у ребенка трудности. Конечно, всегда можно заглянуть в учебник, но насколько проще, когда на стене висит таблица времен английского языка или основные формулы по физике, к которым приходится часто обращаться.
Для выполнения какого-либо школьного проекта – презентации или реферата, можно посоветовать ребенку составить план работ: разбить проект на части и расписать последовательность действий. Это научит ребенка планировать и видеть наглядно, какой объем работ готов, а сколько пунктов еще необходимо выполнить.
Зная индивидуальные особенности детей, родители сами могут понять, в какой области детям необходимо чуть больше самоорганизации. В России подобные схемы и графики не очень распространены, а на Западе они популярны, и большое количество бланков есть в свободном интернет-доступе практически на любой жизненный случай, от приучения ребенка к горшку и чистке зубов до вдумчивых списков жизненных целей или новогодних желаний. Возможно, и мы сочтем такой подход полезным и будем считать его опытом, который стоит взять на заметку.