На личном опыте: как списать на ЕГЭ?
Выпускные экзамены — самая ответственная для школьника пора. От количества набранных баллов на ЕГЭ зависит, поступит ли он в вуз. Причем чем лучше результат экзаменационных испытаний, тем больше у ребенка вероятность пройти на бюджетное отделение. Для родителей этот период также ознаменован большими волнениями и переживаниями. С каждым годом растет плата за получение высшего образования, поэтому многие семьи боятся не потянуть обучение на коммерческой основе. По этой причине вопрос списывания встает перед выпускником как никогда остро.
Одни уповают на возможность воспользоваться на экзамене шпаргалкой или гаджетами в надежде подсмотреть то, чего не доучили дома, ведь для кого-то даже пара-тройка баллов может стать решающей при поступлении в вуз. Другие элементарно боятся лишиться аттестата, потому что если школьник завалит экзамен по русскому языку и математике, он не получит документ, свидетельствующий об окончании школы.
Однако с каждым годом система контроля на ЕГЭ становится все строже, а лазеек для списывания — все меньше.
Почти три года назад пункты проведения экзамена оборудовали системами видеонаблюдения. С их помощью можно не только легко вычислить списывающих школьников, но и, в случае спорной ситуации, пересмотреть записи камер и наказать нарушителей. Пронести с собой в аудиторию телефон или другое портативное устройство также стало практически невозможным: перед началом экзамена каждый школьник проходит через рамки металлодетекторов. Последним «перекрытием кислорода» для выпускников стало установление «глушилок» — специальных устройств, которые подавляют сигналы сотовой связи.
Но, несмотря на все препятствия, школьники всё ещё придумывают, как списать на ЕГЭ. Эволюционируют не только методы контроля, но и сноровка выпускников.
Рамблер/Семья поговорила с одиннадцатиклассниками прошлых лет и выяснила, как они сдали свой первый ЕГЭ и удалось ли им обмануть систему. Безусловно, мы призываем всех к честности, а этот материал — скорее для оценки, как работает система, и для устранения оставшихся недочетов. По понятным причинам наши герои пожелали остаться инкогнито.
Студентка 1 курса, факультет журналистики МГУ
«Любое ГОУ СОШ или ГБОУ ЦО учит своих детей примерно одному и тому же. Как говорили мои одноклассники, «школа учит жизни». Я не уверена, насколько это верно, но списывать, делать «шпоры», незаметно подсказывать, скрывать недоделанное домашнее задание общеобразовательные учреждения «учат» каждого. И эти навыки просыпаются перед ЕГЭ, потому что многих школьников все равно трясет от этих трех зловещих букв.
ЕГЭ у меня всегда ассоциировался с единственным шансом успешно поступить. Учителя постоянно твердили, что на экзамене не получится списать и пользоваться нужно исключительно своими знаниями. Честно могу сказать: нет. Среди наученных школьной жизнью было достаточно тех, кто рискнул, но результаты неоднозначны. Четыре года назад у моей знакомой обнулили результат экзамена прямо в аудитории, потому что заметили телефон в руках, и тогда еще не было камер. Два года назад другая моя знакомая пронесла в широкой штанине учебник по истории, приклеенный скотчем к ноге, и успешно воспользовалась им в туалете. Год назад я решила, что успех зависит не от системы, а от мастерства сдающего. Оказалось, это действительно так.
Экзамен по литературе считается одним из самых сложных, поэтому его сдают, как правило, не более двух-трех человек из класса в обыкновенных школах. Для ленивых учеников он кажется катастрофой, ведь нужно прочитать, как тогда казалось, огромный список литературы, запомнить цитаты, имена героев, писателей, названия произведений. Поэтому, осилив большую часть списка, я решила перестраховаться и написала шпаргалку мельчайшим текстом на две страницы А4.
Не сказать, что в моей голове было пусто, просто есть масса вещей, которые легко забываются, тем более в стрессовой ситуации. Этими спасительными листками я обклеила с помощью скотча обе ноги утром в день экзамена. Там было все: кусочки текста, с помощью которых можно воспроизвести цитаты, имена героев, названия стихотворений и другая необходимая информация.
Воспользоваться любыми нужными средствами можно просто в кабине туалета, там никогда не бывает камер. Так и случилось: мои записи помогли мне в половине заданий. Главное — это написать все от руки, чтобы знать, где что находится, и вообще записывать только то, что действительно нужно. Во время экзамена каждый находится в таком напряжении, что легко можно растеряться и ничего не найти на своей же шпаргалке.
После успешного первого экзамена я решила пойти дальше — и взяла на английский телефон. Поскольку перед входом в аудиторию всех учеников осматривают на наличие телефонов (металлоискателем проводят мимо всех карманов), я спрятала его в кроссовок. Если говорить о мелочах, лучше надеть обувь с мягкой подошвой, иначе телефон может просто разбиться при ходьбе. Воспользовалась я им тоже в туалете и только для того, чтобы проверить пару слов в словаре, которые в принципе и так знала. Телефон был со мной просто для успокоения.
За эти экзамены я получила 78 и 90 баллов, как и рассчитывала, и в итоге успешно поступила в МГУ. Этого могло бы не случиться, потому что самостоятельно на литературе я не вспомнила ни необходимых цитат, ни фамилии героев для сочинения, за что могла получить на десяток баллов меньше.
Я слышала и истории, когда выпускники из других городов брали с собой микронаушники и связывались с их помощью с репетиторами в кабинках туалета. Не знаю, насколько это правда. Но, основываясь на своем опыте, могу сказать, что есть смысл проносить что-либо на ЕГЭ только в том случае, если вы в принципе готовы к экзамену, но из-за элементарного стресса чувствуете, что можете забыть самые важные вещи.
Шпаргалки или телефон могут помочь только в том случаем, если пользоваться ими максимально быстро и незаметно и, конечно же, за пределами аудитории. Но никакой учебник не поможет тому, кто абсолютно не готов к экзамену».
«Начну с того, что не так страшен черт, каким его малюют. Каждый выпускник знает заранее, что на каждом экзамене ему предстоит пройти через досмотр, потом взглянуть и улыбнуться в камеру и быть постоянно в зоне чьей-то видимости. Обличат в списывании — отстранен, сам виноват. Это звучало для нас как приговор, которого мы, несомненно, боялись, но в то же время это стимулировало нас серьезно готовиться к экзамену.
На самом деле усовершенствованная нынешняя система не совсем идеальна. Есть способы немного обмануть правила — наши вечные шпаргалки. Тут уж поле для творчества велико. Печатать или писать, бумажка или картонка, в рукав или в карман положить — тут каждый во что горазд. Главное — использовать в нужное время, в безопасном месте и аккуратно. Хотя в любом случае наличие при себе шпаргалок добавляет беспокойства и отвлекает от сдачи.
Наша учительница по русскому языку всегда предупреждала нас, чтобы шли через все точки контроля с «холодной головой». Этот совет очень мне помог во время олимпиад и самих экзаменов: получилось сдать и то, и другое на высокие баллы.
Лично я носила шпаргалки на один единственный экзамен — английский язык, но так ими и не воспользовалась, хотя возможность была. Зато смогла сравнить два состояния: когда боишься, что тебя уличат в списывании, и когда сконцентрированно и спокойно просто делаешь свое дело. Так вот, продуктивней и спокойнее идет работа, если совесть и карманы чисты.
Вообще, у меня был очень хороший уровень подготовки, поэтому я оцениваю ЕГЭ с точки зрения отличника, которому, как мне кажется, легче сдать экзамен без шпаргалок. Что же касается затрудняющихся, им, наверное, будет комфортнее с подстраховкой. Однако «холодная голова» здесь оказывается еще нужнее».
«Самое неприятное было проходить через специальные рамки. Охранники с металлоискателями проверяют каждого человека. Даже если «запипикает» молния, вас разденут всего, не до трусов, конечно, но карманы точно придется вывернуть наизнанку. На мне был надет пиджак с молнией, и когда я стала проходить, прибор в руке охранника мгновенно отреагировал. Было неловко, так как мне пришлось доказывать, что у меня нет при себе мобильного телефона. Уже в самой аудитории наблюдатели провели инструктаж о том, что любыми гаджетами, шпаргалками пользоваться строго запрещено, и в случае нарушения следует немедленное удаление с экзамена. Для меня это было не новостью, так как учителя постоянно твердили нам про строгие правила.
Что уж говорить, при новой системе особо не спишешь. Камеры, глушилки — скрыться от них можно разве что в туалете, и то ненадолго. В школе, где я сдавала, разрешали в нем находиться максимум две минуты, потом провожающие начинали стучаться в кабинку и спрашивать, все ли в порядке.
Ученик до последнего остается в полном неведении, какие задания будут в КИМах (контрольно-измерительных материалах). Очень сложно и неэффективно заранее к чему-то готовиться, тратить время на написание шпор, которые могут на самом экзамене не пригодиться. У меня были лишь рукописные шпаргалки по математике, потому что все формулы невозможно запомнить.
К экзамену по обществознанию я выписала себе некоторые цитаты из конституции, потому что преподаватели говорили, что ее знание обязательно пригодится на экзамене. К слову, они мне не помогли существенно. Я лишь смотрела их, чтобы удостовериться, что ответила правильно.
Когда идешь на ЕГЭ, нужно готовиться ко всему. Провалиться на экзамене можно не только по незнанию. Причин может быть много: поймался на списывании, выпал неудачный вариант. В моем случае было более нелепо. Во время аудирования по английскому языку за окном рабочие начали класть асфальт. Разве можно что-то услышать, да еще и на иностранном языке, под звук тарахтящих машин? Вот так и теряют ребята незаслуженно свои баллы».
Безусловно, школьники всегда находят самые крайние и изощренные варианты успешно пройти экзаменационные испытания. Однако зачастую попытки жульничества на ЕГЭ заканчиваются для учащихся неблагоприятно. Только за прошедший год Рособрнадзор аннулировал около тысячи работ школьников за использование шпаргалок и мобильных телефонов. Рамблер/Семья поговорила со школьным психологом и выяснила, как можно успешно сдать экзамен и получить высокие баллы, не прибегая к списыванию и другим ухищрениям.
«ЕГЭ (да и вообще любой другой экзамен) — это действительно довольно сильный стресс для ребенка. Как с этим бороться? Во-первых, у школьника перед экзаменом должно быть хорошее физическое состояние. Понятно, если ребенок не выспался и пришел на ЕГЭ после бессонной ночи, вероятность успешно пройти экзаменационное испытание существенно снижается. Еще более усугубить состояние ребенка могут родители своими накручиваниями и завышенными требованиями. «Или пять, или не возвращайся» — фраза, которая может сломить ребенка и заставит его сильнее нервничать на экзамене.
Своим детям я всегда даю наставления перед экзаменом. Это касается не только определенного режима подготовки к испытанию, но и режима сна, отдыха и питания. Общеизвестный факт, например, что большое содержание белка в продуктах неблаготворно влияет на нервную систему. Желательно воздержаться от такой пищи в период сдачи ЕГЭ. Я также советую делать некоторые упражнения, в частности дыхательные. В отдельных случаях это помогает ребятам справиться со стрессом и нервозностью. Некоторые школьники склонны верить в приметы. Я не вижу в этом ничего предосудительного. Одни берут с собой на экзамен маленький талисман, другие — надевают «счастливую» футболку. Почему бы и нет, если ребенок так чувствует себя спокойнее?
Конечно, экзамен — это своеобразная гонка вооружений. Родители тоже гонятся за высокими баллами, ведь чем лучше результат, тем больше вероятность поступить в вуз на бюджет. Однако задача родителей — четко разграничить, что экзамены — это одно, а жизнь и судьба ребенка — другое. В конце концов, не все на 100% зависит от ребенка. Существует множество случайных обстоятельств, которые могут сыграть не в его пользу. Необходимо помнить, что провал на экзамене — это не конец света. Даже если ребенок сдал на низкие баллы, это не значит, что жизнь кончена и все пропало. Запасные варианты есть всегда: у него есть возможность сдать ЕГЭ на следующий год или пойти на платное обучение.
Лучшая поддержка для школьника — если родители просто покажут своему ребенку, что они его любят. Для ребенка это сложный путь, его первое сложное испытание. За время моей работы в школе я заметила, что легко и просто сдают экзамен те дети, которым родители сказали: «Да, нам это важно. Но какой бы ты результат ни получил, мы все поймем, мы всегда с тобой. Главное — верь в свои силы».