Образование

Музыка для маленьких детей

Музыка для маленьких детей

Развитие детей в первые три года жизни имеет огромное значение. Очень важным является и раскрытие природного творческого потенциала ребенка. Заложенные в этом возрасте впечатления остаются в памяти человека навсегда и становятся основой восприятия всего окружающего мира. Зачем нужна в этом возрасте музыка и как она может помочь ему в освоении нового мира? 

Развитие детей в первые три года жизни имеет огромное значение. Именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей личности ребенка. Малыш начинает осваивать новый для него мир: изучать окружающие его предметы, возможности своего тела (общая и мелкая моторика), ощущать себя в пространстве, общаться, быстро растет активный и пассивный словарный запас ребенка. Очень важным является и раскрытие природного творческого потенциала ребенка. Заложенные в этом возрасте впечатления остаются в памяти человека навсегда и становятся основой восприятия всего окружающего мира.

Зачем нужна в этом возрасте музыка и как она может помочь ему в освоении нового мира? Для ребенка очень важна эмоциональная окраска всего происходящего. Обращали ли вы внимание на то, как ребенок, едва научившийся ходить, радостно кружится под веселую музыку или начинает улыбаться от веселой песенки, или замирает от звучания живого инструмента? Он делает это не потому, что его так научили или попросили сделать, а потому, что эмоциональный посыл музыки зачастую гораздо сильнее словесного и побуждает малыша к действию. Именно музыка способна вызвать у малыша радость, желание к общению, обучению, освоению окружающего и внутреннего мира, желание двигаться. Музыка – это эмоциональный язык общения, который понятен детям с самого рождения.

Каждый ребенок от природы музыкален. Наша с вами задача, задача всех педагогов и родителей - правильно воспользоваться этим природным даром, не отпугнуть малыша от мира музыки и через него сделать освоение мира более ярким, красочным и эмоциональным. Поэтому музыка для маленьких детей не просто желательна, но и необходима.

Каждый из нас понимает, что в этом возрасте невозможно научить ребенка играть на музыкальном инструменте или научить его нотной грамоте. В этот период музыкальное воспитание играет общеразвивающую роль, хотя элементы музыкального обучения неоспоримо присутствуют и с удовольствием усваиваются малышом.

Как же заниматься с ребенком музыкой, и на что обращать внимание?

При правильно построенных занятиях к третьему году жизни у ребенка сформирован звуковысотный слух, то есть малыш может различать между собой нижний, средний и высокий регистр. Тембровый слух – отличать музыкальные инструменты по звучанию не глядя на них и называть их.

Музыка

Возможные музыкальные инструменты для занятий: колокольчики, бубенцы, бубен, барабаны разного звучания (большой и малый), металлофон, погремушки-маракасы, деревянные ложки, треугольник, пальчиковые тарелочки, пианино, дудочки. На своих уроках музыки я играю детям на скрипке, так что этот список дополняется еще и завораживающим струнным инструментом. Ладовый слух – различать весело – грустно (мажор - минор). Метроритмический слух - быстро – медленно. Сенсорное внимание - тихо – громко.

К этому времени малыш уже способен различать группы инструментов по способу извлечения из них звуков. Пока стоит ограничиться тремя группами музыкальных инструментов. Ударные – музыкальные инструменты, которые звучат при ударе о них палочкой или рукой: бубен, металлофон, барабаны. Духовые – звучат при вдувание в них воздуха: различные дудочки. Струнные – те музыкальные инструменты, которые звучат при прикосновение струн: гусли, скрипка, гитара; клавишные – при прикосновении клавиш: пианино. Такого рода классификация развивает у ребенка логическое мышление, память и внимание.

Что касается развития чувства ритма и координации движения, то тут нам поможет неотъемлемая часть процесса музыкального воспитания – ритмика. Ритмика – это музыкальные игры и упражнения под музыку, иными словами музыкальное движение. Помимо развития чувства ритма и координации, музыкальное движение учит ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание через пластику движений под музыку. Также малыш получает комплекс навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности – развитие ловкости рук, быстроты реакции, остроты внимания, общей подвижности.

Как только малыш начинает активно двигаться, необходимо побуждать его к музыкальному движению, к элементарным движениям под музыку: хлопки, притопы, вращения кистями рук, приседания и т.п. В результате малыш может координировать свои движения, выполнять их по показу взрослого, уверенно чувствуя себя при движение в пространстве.

Когда малыш начинает хорошо говорить, чувство ритма также можно развивать через ритмичное прохлопывание знакомых ребенку слов, имен, частушек, попевок, потешек. Например: можно посадить перед ребенком несколько игрушек: ежа, мишку, зайца, белку, собаку. Ритмично проговорить название животного, а потом прохлопать одновременно проговаривая. Еж – один хлопок, белка – два, собака – три. Эту игру можно усложнить, предложив малышу придумать имена для животных и прохлопывать название с именем. Дети на моих занятиях придумывали очень интересные имена. Например: зайка – заяц, белка – рыжий хвост, собака – Боб. Если малыш затрудняется и не может придумать имя, то можно предложить вместе придумать имя и подсказать малышу.

Как мы знаем, развитие мелкой моторики способствует развитию речевой моторики, правильному произношению слов и поэтому стоит уделить этому особое внимание. И тут нам помогут всевозможные пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Благодаря им, помимо развития мелкой моторики у ребенка будут укрепляться кисти рук и развиваться образное мышление. Например: «мальчик - пальчик», «ладушки», «Сорока, сорока», «пальчики»: раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять (поочередно сгибать все пальцы начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

При помощи музыки мы можем познакомить малыша с окружающим миром: природными явлениями. Например: дождик - показать малышу картинку с изображением дождика, рассказать об этом природном явление и поиграть с малышом в игру под музыкальное сопровождение. Например: музыкальное сопровождение серия «звуки природы», кисть левой руки ребенка повернуть ладошкой вверх, а указательным пальцем правой руки изображать падающие капли, дотрагиваясь до ладони, при этом можно петь песенку про дождик. Пример: «Дождик, дождик, кап, кап, кап. Мокрые дорожки. Все равно пойдем гулять, одевай сапожки».

Солнце – покажите малышу картинку с изображением солнца и расскажите, что ночью солнышко спит, не греет и не светит, а утром солнышко встает и согревает всех своими лучиками. Лучики можно изобразить руками: большие пальцы рук соединены, остальные растопырены. Музыкальное сопровождение: радостная, эмоциональная музыка, можно петь песенку. Например: «Выглянуло солнышко из-за серой тучи. Показало нам с тобой свой волшебный лучик. Он погладит щечки нам (показываем щечки) и погладит ушки (показываем ушки), засмеются на носу (показываем нос) рыжие веснушки». Ветер – показываем ребенку картинку с изображением ветра, побуждаем ребенка подуть на перышки или мелко нарезанные бумажки, то есть самому изобразить ветер. Музыкальное сопровождение: любая песенка про ветер.

Таким же образом можно познакомить с временами года – всевозможные песенки на тему соответствующего времени года и природных явлений связанных с ними. Например: любимые песенки из мультфильмов «Песенка о лете» или «песенка Деда Мороза». Детей с года можно использовать слова Самуила Маршака «Круглый год», (музыка Е. Минговой).

При помощи музыкальной сказки или музыкальной зарисовки у ребенка развивается творческое мышление, обогащается репертуар действий с предметами. Например: если у вас дома есть пианино – расскажем малышу сказку про семеро козлят. Будем изображать голос волка в нижнем регистре, рассказывая о том, что у волка голос низкий грубый, а голос мамы в верхнем регистре, рассказывая о том, что у мамы голосок тоненький, высокий. С полутора лет можно просить ребенка самому показывать голоса волка и мамы. Можно рассказать малышу, у каких сказочных героев низкие голоса, а у каких высокие. Например: у медведя, волка, бабы-яги, кощея бессмертного – низкие голоса, а у дюймовочки, птичек – высокие.

С двух лет можно добавить и средний регистр, рассказав, что голоса мамы и самого малыша находятся именно в этом регистре. Наряду с творческим мышлением у малыша также развивается звуковысотный слух. Если у вас дома нет пианино, то вы можете сделать с ребенком музыкальную зарисовку. Например: всем известное стихотворение: «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, едет поезд запоздалый». Просыпанный горох будем изображать погремушкой с колокольчиками, куриц – деревянными ложками, гусей – погремушкой-маракасом, слонов – барабаном, пришел проводник и всех разогнал – позвеним в колокольчик.

_ От 0 до 6 месяцев _ – первая ступенька развития музыкального воспитания ребенка. Надо придать ей особое значение. Малыш только начинает знакомиться с музыкой. Наша задача развить у малыша интерес к музыке, вызвать эмоциональный отклик. Самое естественное и желанное в этом возрасте для ребенка – пение мамы или папы. Спойте ему песенку, когда он проснется «С добрым утром», «колыбельную», когда будете укладывать спать. Послушайте с малышом веселую музыку из серии «Песенки из мультфильмов» и «Классика для детей». Обращайте внимание ребенка на то, откуда звучит музыка, какая музыка по характеру. Можно взять малыша на руки и покружится под вальс, или покачать под спокойную музыку или поплясать под веселую.

_ От 6 месяцев до года _ – первая ступенька музыкального развития пройдена, малыш реагирует на музыку – поворачивает голову в сторону звучащего магнитофона или живого инструмента, прислушивается. Будем продолжать развивать у малыша интерес к музыке, побуждать его к эмоциональному отклику на музыку. Продолжаем слушать музыку. В этом возрасте дети уже пробуют подпевать полюбившимся им песням. Можно познакомить малыша с разными по темпу и характеру песенками: быстрая, веселая и медленная, спокойная. Ребенку будет проще усвоить этот материал, если вы покажете ему характер и темп музыки при помощи куклы. Под быструю и веселую музыку кукла прыгает и танцует, под медленную и спокойную музыку куклу можно покачать, уложить спать. Малышу очень понравится эта игра.

Можно предложить малышу игру на развитие внимания: взять в руку колокольчик или погремушку и погреметь, затем спрятать игрушку за спину и спросить «где колокольчик?», побуждая малыша найти его. Когда ребенок освоит эту игру, то можно предложить ему самому прятать музыкальную игрушку за спинку. В этом возрасте ребенок уже может выполнять элементарные движения под музыку при помощи взрослого (топать, хлопать, приседать). Можно потанцевать с ним под веселую музыку подпевая «ручками похлопаем, похлопаем. Ножками потопаем, потопаем». Также необходимо развивать и мелкую моторику, о которой уже упоминалось.

_ От одного года до двух лет. _ Малыш уже начинает активно двигаться, звучат первые слова. Самое время развивать звуковысотный слух, обращать внимание на низкие и высокие голоса в песнях (птичка летает, контрастно – медведь идет). Рассказывать музыкальные сказки и показывать кукольные спектакли с музыкальным сопровождением. Развивать тембровый слух – играть на различных музыкальных инструментах, обращая внимание на различие в их звучание и запоминая их названия.

Продолжаем слушать, активно используя движения игрушек под музыку. Познакомить малыша с ладовым разнообразием музыки: весело, грустно. Можно сначала послушать веселую песенку, предварительно рассказав о ее содержание, весело попрыгать и похлопать под нее. Затем прослушать грустную, рассказав ее содержание и обратив внимание на то, что под грустную музыку уже не хочется так весело танцевать, как под веселую.

Продолжаем побуждать малыша к музыкальному движению. Например, можно потанцевать под музыку, напевая песенку: "Ручками мы хлопнем, да, да, да, да (хлопаем в ладоши). Ножками мы топнем, да, да, да, да (топаем ногами), ручками помашем (вращения кистями рук «фонарики»). Ножками попляшем (выставляем поочередно ножки на каблучок)".

Начнем знакомить малыша с образами животных. Например: медведь – возьмем ребенка за две ручки и будем вместе с ним переваливаться с ноги на ногу (как мишка ходит). При этом петь песенку «Мишка по лесу идет, топ, топ, топ, топ. Мишка песенку поет, топ, топ, топ, топ». Зайка: песенка «Зайка, зайка - попрыгайка. Зайка весело скакал. (прыгаем как зайки). Прыгал зайка возле елки, прыгал зайка возле нас. Мы в ладоши будем хлопать, будем хлопать: хлоп, хлоп, хлоп. А теперь затопай ножкой, топай ножкой: топ, топ, топ». (Выполняем движения соответствующие тексту.)

Познакомим его с различными темпами в музыке – быстрый и медленный. Под быструю музыку для маленьких детей ваш ребенок может бегать на носочках по комнате. Надо обратить его внимание на то, что музыка быстрая и бежим мы быстро, маленькими шагами. Маленькие шаги можно сравнить с маленькими ножками. А под медленную музыку (в данном случае желательно под марш) пошагаем медленно, большими шагами, как большими ногами.

Ко второму году жизни можно познакомить ребенка с изменением в темпе (ускорение и замедление). Сначала прохлопать в ладоши или в деревянные ложки ускорение (от медленного к быстрому), а затем замедление (от быстрого к медленному). Затем поиграть в игру «карусель». Возьмем обруч и привяжем к нему разноцветные ленточки. Малыш и мама берутся за ленточки и кружатся как на карусели, подпевая. «Поначалу карусели едут тихо, не спешат. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом. Быстро, быстро закружились, завертелись, закружились. Постепенно ход замедлим и совсем затормозим. Стоп».

Не стоит забывать и о пальчиковых играх с музыкальным сопровождением. «По грибы» (потешка): Раз, два, три, четыре, пять, мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал. Этот пальчик все съел, от того и потолстел. Или «Осенние листья»: Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальцы, начиная с большого) будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки). Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины. Листья дуба мы соберем. (загибаем пальчики, начиная с большого).

_ От двух до трех лет. _ Ребенок активно двигается, говорит, его потребность к новым знаниям растет, он готов воспринимать большой поток информации. Продолжаем слушать музыку, обращая внимание на темп (быстрый, медленный) и его изменения (ускорение, замедление). Можно поиграть в игру «Паровозик». Паровозик тихо едет, отъезжать он не спешит. А потом, потом, потом, ускоряет темп он свой. А затем совсем, как птица, паровозик наш помчится. Постепенно ход замедлит и совсем затормозит. Можно изображать паровоз взявшись за руки с мамой.

Ладовый слух – продолжаем слушать песенки, обращая внимание на ладовую окраску. Можно поиграть в игру: «Угадай, для какого человечка звучит музыка?». Нарисовать двух человечков, грустного и веселого. Если звучит грустная музыка, малыш должен показать картинку с грустным человечком, а если веселая – с веселым. Что касается сенсорного внимания, то можно поиграть с малышом в игру «тихие и громкие ладошки». Под громкую музыку хлопают громкие ладошки, под тихую – тихие. Что касается звуковысотного слуха, то можно, к уже знакомым, нижнему и верхнему регистрам добавить средний, рассказав, что в этом регистре живут голоса мамы, самого ребенка, бабушки, тети и т.д. Поиграть в игру «Угадай, чей звучит голос?».

Тембровый слух. Продолжаем показывать музыкальные зарисовки. Можно предложить малышу поиграть в игру «угадай, какой звучит инструмент?». Для этого надо спрятать инструмент за ширму, а малыш будет угадывать название инструмента не глядя на него. В этом возрасте можно начать классифицировать музыкальные инструменты, о чем говорилось выше. Для этого вам понадобятся картинки с изображением музыкальных инструментов. По мере изучения этого материала можно поиграть с ребенком в игру «четвертый - лишний». Например: положить на стол четыре картинки с изображением музыкальных инструментов. Три – струнных (гитара, скрипка, балалайка), один клавишный (пианино). Попросить малыша, чтобы он убрал лишний инструмент.

Музыкальное движение. По мере освоения элементарных движений, о которых уже упоминалось, добавляется поочередное движение рук (только хлопаем или играем погремушкой - маракасом), ног (только топаем или приседаем) и их соединение (и топаем и хлопаем одновременно), а также их усложнение. Более разнообразными становятся и пальчиковые игры. Например: «Очки» (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам). Бабушка очки надела и внучонка разглядела. Или «Паучок».

Познакомить малыша с животным миром помогут песенки про зверей. Например «Кому что нравится», музыка В.Добрынина, стихи М. Пляцковского.

Необходимо помнить, что обучение в этом возрасте у детей возможно только в игровой форме, а также через неоднократное повторение.